главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||
Каталог статей | |||||
Лаврентьева И.В. Уральский социально-экономический институт АТ и СО Шаповалова Ю.Н. Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Менеджмент репродукционного процесса (к проблеме воспроизводства человеческих ресурсов)Репродукционный процесс, содержанием которого является репродуктивный труд, представляет собой достаточно новый, специфичный и многосложный объект управления, являя собой особую форму социально-экономической активности на макро–, мезо– и микроуровнях по воспроизводству будущего и функционирующего человеческого ресурса. Репродуктивный труд – деятельность по воспроизводству функционирующей и будущей рабочей силы, состоит в рождении, уходе, обучении, социализации будущих трудовых ресурсов. Субъектами репродуктивного труда являются мужчины и женщины, решения которых о формах, методах и степени участия в репродукции носят приватный характер. Результат репродуктивного труда не принадлежит его участникам (хотя родители несут ответственность за ребенка до определенного возраста). Государство, местные органы власти, общество, региональные сообщества, предпринимательские круги, формально не являясь основными участниками репродукционного процесса, в действительности весьма заинтересованы в использовании результатов репродуктивного труда. Факторы репродуктивного поведения граждан достаточно разнообразны и недостаточно изучены и не вписываются ни в одну из существующих теорий экономического поведения. Важность выделения репродукционного процесса вызвана, во-первых, бессистемным подходом и неразработанностью механизмов реализации проблемы депопуляции, отсутствием объективной информации о ходе воспроизводства и накоплении/истощении человеческих ресурсов в нынешних условиях хозяйствования, а также разрывом репродукционного цикла.
Рисунок 1. Схема регулирования воспроизводства человеческого ресурса по стадиям репродукционного процесса Обостряющееся противоречие между требованиями рынка труда и условиями воспроизводства человеческих ресурсов в семье, дошкольных образовательных учреждениях, образовательной системы, и проблемой восстановления износа человеческого ресурса на предприятиях обостряет необходимость интеграции всех стадий репродукционного процесса. Как правило, в научной литературе воспроизводственный цикл человеческих ресурсов начинается с рассмотрения лишь школьной стадии, а дородовая, младенческая и дошкольная в силу определенных причин упускается, что влечет к разрыву и обеднению анализа воспроизводственной цепочки. Целесообразно выделить следующие подсистемы изучения репродукционного процесса: домашней репродукции (семья); дошкольных, школьных, средних специальных и высших образовательных учреждений, регионального рынка труда и социальной репродукции; подсистемы использования, доращивания и приращения человеческих ресурсов на предприятии (рис.1).
Основной же целью репродукционного процесса как главного объекта воспроизводства ЧР является регулирование этих отношений посредством реализация социальной и экономической репродукции в отношении будущей и функционирующей рабочей силы. В части субъект-объектных отношений демографическая и пронаталистская политика со стороны государства направлена на создание благоприятных условий функционирования и жизнедеятельности для всех типов семей. Методы государственного воздействия основываются на нормативно – законодательном регулировании наиболее важных условий репродукции (Гражданский кодекс, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный Кодекс, Трудовой кодекс РФ, социальное законодательство и др). Реализацию этого законодательства практически осуществляют все ветви власти – представительная, исполнительная, судебная и местное самоуправление. Следует указать, что к настоящему времени российское законодательство, регулирующее условия репродукции, в основном отвечает мировым стандартам. К сожалению, в нашей стране нередки случаи, когда законодательные нормы приняты, но не действуют вообще. Кроме того, практика применения действующего законодательства крайне несовершенна. Например, в конце 1990-х гг. нищенские по размерам детские пособия годами не выплачивались во многих регионах нашей страны, но практически не зафиксированы факты взыскания по суду этих пособий и возмещения морального ущерба потерпевшей стороне. Известны также многочисленные случаи неиспользования положенных по закону декретных отпусков работающими женщинами из-за опасения потери рабочего места. На развитие воспроизводственных процессов влияют также методы экономического регулирования, которые применяются на общегосударственном уровне (макроуровень), на уровне территории и предприятия (мезоуровень), семьи (микроуровень). Так, практически все без исключения учреждения образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты финансируются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов и средств предприятий всех форм собственности. Особое место в регулировании уровня и качества репродукции занимают средства семейных бюджетов. Они-то и являются главным источником финансирования репродукционных затрат. Значительно меньшую роль в финансировании репродукционных затрат играет государство и территория – их экономическая поддержка репродукционного процесса минимальна. Например, несмотря на широко разрекламированные решения об увеличении продолжительности отпусков по рождению ребенка и уходу за ним, детским пособиям, материальной помощи многодетным семьям − все это оказывало совершенно недостаточное воздействие на реализацию репродуктивных планов граждан. Причина предельно проста: непризнание репродуктивного труда общественно значимым и мизерный уровень стимулирования. Главным недостатком в использовании методов регулирования репродукции и, естественно, негативное воздействие на социально-трудовые отношенияв настоящее время является разрозненный, дезинтегративный характер их применения, что проявляется по следующим направлениям: Дезинтегративность типична и для всех функционирующих подсистем регулирования репродукции. Собственно назвать эти изолированные друг от друга элементы (семью, детские социальные учреждения соответствующей территории и социально-бытовую сферу предприятия) единой системой по взращиванию человеческого капитала, отвечающего современным требованиям, можно только с оговорками. Кроме того, дезинтеграция между подсистемами проявляется в том, что территориальные образования и предприятия в большей степени заинтересованы в получении уже готовой рабочей силы, тогда как взращивание будущей рабочей силы по-прежнему сконцентрировано преимущественно в домашнем репродуктивном секторе. Литература: 1. ИлышевА.М., Лаврентьева И.В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России. М.: Финансы и кредит.- 2005г, 368с. 2. Лаврентьева И.В. Стратегия управления человеческой репродукцией – ответ на демографический коллапс\\ Власть, № 9, 2006, стр.24-31
| |||||