Каталог статей

Полякова Л.В. ,Станиславчик Н.Б.

Модели и механизмы социального партнерства, ориентированные на работников третьего возраста

С развитием рыночных экономических отношений, когда возрастает конкуренция на рынке труда, и от наличия работы зависит материальный достаток граждан, пожилые граждане всё чаще становятся жертвами возрастной дискриминацией, проявления эйджизма к ним. По данным центра занятости России, лица третьего возраста, в основном, заняты на работах с низкой оплатой труда.

Тенденции последних 10 лет показывают, что обострилась проблема занятости лиц старшего возраста, в том числе достигших пенсионного возраста и продолжающих трудиться. Даже опытные специалисты остаются невостребованными из-за предубеждений работодателей к «сениорам». Социологические опросы показывают, что до 80% нанимателей не хотят брать на работу людей старше 55 лет. Этот парадокс констатируется и в докладе комиссии ЕС «Европа для всех возрастов» [4].

Согласно статистике, лишь 8 человек из 100 к 60 годам имеют работу; из 17 миллионов 160 тысяч (это 12% от всего населения (143 млн.) экономически активного населения России. 60% или 10 млн. 296 тыс. человек не имеют вообще сбережений, при этом 54% из них приходится на лиц третьего возраста. Повышается риск бедности, на лицо нарушение права пожилых на труд, прав на достойную жизнь. [8]

Сейчас уровень безработицы в России ниже, чем во Франции, США, Италии, Канаде, Соединенном Королевстве (Великобритания) и выше, чем в Германии, Японии, Австралии. Доля населения в возрасте 65 лет и старше, подверженного риску бедности с учетом выплаты социальных трансфертов, составила в 2007 году в целом ЕС-27 20%, изменяясь от 5% в Чехии до 51% на Кипре [13]. В Эстонии и Латвии она составляла 33%, в Румынии, Литве и Великобритании – около 30%.

Нетолерантность проявляется и со стороны работодателей - при сокращении сотрудников выбор падает именно на лиц третьего возраста. Они могут найти работу, не требующую высокой квалификации, например,  завхозов, садовников, гардеробщиц, сотрудников камер хранения, с небольшим окладом.

Интересен для исследования рейтинг наиболее востребованных профессий рекрутингового портала Superjob.ru, учитывающий 20 наиболее популярных запросов на поиск персонала на основе количества соответствующих вакансий, размещённых в базе данного портала в январе 2012 года. Данное исследование отражает спрос рынка труда на представителей определённых профессий и специальностей. Рейтинг наиболее востребованных профессий в январе 2012 года возглавили квалифицированные рабочие - спрос на токарей, механиков, слесарей и других представителей рабочих специальностей (составил 12,5% от совокупности запросов работодателей). [5] То есть самый высокий спрос наблюдается на профессии и специальности, которые не могут быть закрыты представителями третьего возраста.

Как констатирует Евростат в специальном обзоре, за последнее десятилетие занятость населения предпенсионного возраста в Европе, несмотря на рост общей безработицы в кризис 2008-2012 годов, существенно возросла.

Среди объективных причин происходящего роста занятости среди старшего поколения в сравнении с молодежью эксперты выделяют старение населения, снижение инвестиций в человеческий капитал и активное создание новых рабочих мест. [1]

На данный момент пенсионный возраст в большинстве европейских стран находится на уровне 65 лет. В опубликованном спецотчете, посвященном занятости в предпенсионном возрасте, Евростат акцентирует внимание на росте занятости с 2000 по 2010 год в двух предпенсионных группах населения, а именно на 11% (с 50% до 61%) среди людей 55-59 лет и на 8% (с 23% до 31%) в группе 60-64 года. В Швеции занятость в последней группе составила 61% в 2010 году, в Венгрии — 13%. [2] В то же время занятость в группе 20-64-летних за последние десять лет возросла всего на 2,1% (с 66,5% до 68,6%). Изменений в возрастной структуре населения также недостаточно для объяснения роста, в частности, величина населения старше 55 лет в Европе за те же годы выросла только на 5%. В Дании занятость среди людей старше 65 лет составляет 6,2% (рост на 4% за десять лет), а старше 70 лет — 3%, это беспрецедентный показатель в ЕС. Также в лидерах Великобритания, Швеция, Эстония, Португалия и Ирландия, а Венгрия, Словакия и Франция — в конце рейтинга. В США 20% мужчин и 12% женщин из возрастной группы старше 70 остаются экономически активными на рынке труда. [3]

В России — один из самых низких пенсионных возрастов в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, установленный в 1932 году на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех пор не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились. Население России стареет: в 1939 и 1959 годах доля лиц 60 лет и старше составляла соответственно 6,7% и 9,0%, а в 2002 году — уже 18,5%; растет  нагрузка на трудоспособное население: в 1939 году на 1 000 чел. трудоспособного возраста приходилось 164 чел. пенсионного возраста, в 1959 году — 202 чел., а в 2002 году — 335 чел. [12]

Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работу имеют более половины. При этом уровень общей безработицы остается достаточно высоким, создание рабочих мест отстает от темпов экономического роста, и вряд ли можно говорить о том, что экономике сейчас нужны дополнительные трудовые ресурсы.

Из сказанного следует, что ожидаемый пенсионный возраст влияет на практики найма, обучения и оплаты труда в течение всей карьеры. Внезапное изменение нормативного пенсионного возраста может повлиять на поведение работодателей, которые в этих обстоятельствах предпочтут избавиться от пожилых работников каким-нибудь иным способом. [16]

Ученые отмечают, что в России в большей степени, чем за рубежом, преобладает возрастная ценностная асимметрия, а зачастую и дискриминация по отношению к пожилым группам населения. Все чаще на рынке труда наблюдаются нелегитимные отказы в приеме на работу и увольнения пожилых работников, их исключение из других форм социальной жизни. На рынке труда пожилые люди могут рассчитывать в лучшем случае на низкооплачиваемую, малоквалифицированную и непрестижную работу, либо на трудоустройство без трудовой книжки.

В подавляющем большинстве пожилые россияне лишены возможности приобретать качественные товары и услуги, что является противоестественным для промышленно развитых держав, где именно пенсионеры – вполне платежеспособная группа населения. [15]

«Третье поколение» в нашей стране недополучает образовательные, медицинские и культурные услуги. Дискриминация этой группы граждан проявляется и в проводимой государством политике: отношение к пожилым людям строится не на моральных гуманистических принципах, а сугубо с утилитаристских позиций, базирующихся на приоритетах, по сути дела, «биологического» (возрастного) характера.

При этом ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте 65 лет составляла в 2007 году в целом по ЕС-27 8,7 года для мужчин и 8,9 года для женщины, варьируясь по странам Союза для мужчин от 3,5 года в Эстонии до 13,1 года в Дании, а для женщин – от 4,1 года в Словакии и Эстонии до 14,3 года в Дании. Во всех странах Европейского Союза, кроме Германии, Греции, Испании, Италии, Кипра, Португалии и Латвии, ожидаемая продолжительность здоровой жизни женщин в возрасте 65 лет была выше. чем у мужчин того же возраста. В Исландии она была выше, чем в любой из стран ЕС-27 (15,7 года у мужчин 65 лет, 16,5 года у женщин того же возраста) [2,6]. Этот показатель важен для оценки возможного спроса на медицинские и социальные услуги, а, с другой стороны, для определения потенциала экономической занятости населения старших возрастов.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей выделяют наиболее типичные проявления нетерпимого отношения к лицам пожилого возраста:

- неоправданно высокая оценка молодости и сопутствующая данной установке дискриминация пожилых людей;

-  преобладающее у лиц пожилого возраста психологически негативное отношение к факту собственного старения, что связано с ухудшением состояния здоровья;

- доминирующее в общественном сознании неприятие факта своего будущего старения лицами молодого и среднего возраста, что выражается в нежелании представлять реальное положение вещей, видеть как отрицательные, так и положительные ракурсы «третьего возраста» [10].

В ряде стран (прежде всего во Франции, ФРГ, в Великобритании, Норвегии, Швеции, США и Финляндии) в последние годы стало меняться отношение к пожилому поколению. Заслуживают внимания научные наработки западных специалистов по формированию позитивного имиджа старости, позволяющего воспринимать пожилых людей как носителей культурных традиций, профессионального и жизненного опыта.

Важным представляется применение в России передовых западных систем в таких областях, как трудовая реабилитация работников старших возрастных групп, использование новых форм занятости, новых учебных модулей профессионального роста, при этом научный анализ фокусируется на изменениях здоровья и проблемах социальной поддержки, что неоправданно сужает исследовательское пространство.

Согласно Федеральному закону №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» эта категория граждан не может быть признана безработной, т. е. в отличие, например, от инвалидов, имеющих трудовую рекомендацию, лица пожилого возраста не могут быть зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска для них подходящей работы [14].

Показатели занятости лиц пожилого возраста ниже в тех отраслях и производствах, в которых выше физическое и психическое напряжение. Высокий удельный вес лиц старших возрастных групп в общей численности занятого населения характерен для жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения. Наиболее низкий процент работающих пенсионеров - в строительстве и промышленности, а также на транспорте. Неодинаков уровень занятости пенсионеров среди различных профессий. Наиболее высокие показатели их занятости - например, среди врачей. Низкие показатели занятости характерны, например, для работников текстильной промышленности [9].

Значительное влияние на занятость оказывает распределение лиц старших возрастных групп по полу. В настоящее время среди пенсионеров большую часть составляют женщины, однако их трудовая активность значительно ниже, чем мужчин, что зависит от большей занятости женщин домашней работой. Вместе с тем, хотя ведение домашнего хозяйства и уход за внуками сдерживает занятость женщин, в семьях, где материальная обеспеченность низкая, заинтересованность женщин в общественном труде высокая.

Решение проблемы использования труда пенсионеров немыслимо без создания для них соответствующих условий труда. Как показывают социологические обследования, лица старших возрастных групп более требовательны к условиям труда по сравнению с работниками молодого или среднего возраста.

Организация труда по режиму неполного рабочего времени представляет особый интерес и с позиции расширения занятости пожилых людей, и с позиции увеличения продолжительности их трудовой жизни. Представляется, что неполный рабочий день в большей степени, нежели неполная рабочая неделя, отвечает интересам, как производства, так и работников.

В  диссертации  Киселевой Е.В. выделяется положительный опыт Финляндии, где особого внимания заслуживает Финская национальная программа сохранения занятости и реинтеграции работников старших возрастных групп на рынке труда с внедрением практики непрерывного обучения на производстве и пропагандой позитивного образа зрелых работников [7]. 

Иная модель правового регулирования труда рассматривается в работе на примере США. Отмечается одноуровневость социально-партнерского регулирования трудовых отношений (коллективные договоры на уровне предприятий)  и вместе с тем высокая роль государства в охранительной части механизма социального партнерства. Это в полной мере относится и к области защиты прав работников старших возрастных групп. Такая защита обеспечивается Комиссией по обеспечению равных возможностей в области труда и занятий.  

Что касается стран Центральной Европы  (Германия, Австрия, Швейцария и др.), то значимые различиями между отраслями хозяйства привели к тому, что важнейшая роль в социальном партнерстве принадлежит  отраслевым соглашениям. Они  в значительной степени воздействуют на наиболее важные параметры коллективных договоров, заключаемых на предприятиях, или распространяют условия  трехсторонних отраслевых соглашений на деятельность компаний, входящих в соответствующую отрасль.

Основываясь на положительном опыте зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что в России необходимо внедрять гибкий подход к вопросам правового регулирования труда работников старших возрастных групп. Представляется, что в условиях интенсивного перехода  к рыночной системе хозяйствования значительная роль в отношениях между работниками и работодателями должна быть отведена локальному правовому регулированию и установлению социально-партнерских отношений. Такими способами гораздо  быстрее и эффективнее можно  реагировать на изменения, происходящие в правоприменительной практике, а также учитывать локальную специфику, особенности отраслей и организаций, положение различных категорий работников. 

Модели и механизмы социального партнерства в зарубежных странах достаточно сильно различаются. Особенно интерес представляет опыт стран Северной Европы, где  социальное партнерство ориентировано на активную законодательную регламентацию всех процедур, наличие  общенациональных, отраслевых и заводских соглашений. В коллективных договорах содержатся положения о введении гибкого рабочего времени для лиц в возрасте 52-55 лет без снижения пенсии (Дания), запрещении использовать труд людей старше 55 лет на сверхурочных работах, в ночную смену, в режиме ненормированного рабочего дня, на работах, осуществляемых вахтовым методом (Нидерланды). В Бельгии в коллективных договорах фиксируется условие, при котором работники старше 45 лет могут выбирать между снижением времени занятости без потери заработной платы и сохранением продолжительности занятости с получением дополнительного дохода. При этом, рабочее время может быть сокращено в зависимости от возраста (например, 45-49 лет до 36 часов в неделю,  50-54 года до 34 часов, старше 55 лет до 32 часов) [7].

По-прежнему доминирует когда-то сформированное отношение к людям старше 55-60 лет как к людям, не годящимся для активной работы. В последнее время из-за дефицита квалифицированных кадров, из-за накопленного когда-то опыта и желания работать намечается слабая позитивная тенденция обращать внимание на работников старших возрастов как на ценный ресурс квалифицированной рабочей силы. Для активного включения представителей старших возрастов в общественное производство надо рассмотреть условия, при которых такое включение и использование этого ресурса государством и обществом будет наиболее рационально.

Литература:

1. Едовина Т., Николаева Д. Старикам здесь место. Коммерсантъ, 16 января 2012.

2. Информационный ресурс [сылка более недоступна} Population Reference Bureau.

3. Информационный ресурс [сылка более недоступна}

4. Информационный ресурс www.e-xecutive.ru

5. Информационный ресурс рекрутинговый портал www.superjob.ru

6. Информационный ресурс bezgraniz.ru. Понятие занятости населения. Щербакова Е.

7. Киселева Е.В. Правовое регулирование труда работников старших возрастных групп. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения. Москва, 2011.

8. Проявления эйджизма к лицaм третьего возраста. Досмайл Айганым. [сылка более недоступна}

9. Репринцев Д.Д.  Правовое регулирование труда лиц пожилого возраста. Источник: Трудовое право, № 5, 2005.

10. Роик В.Д.  Требуется новая парадигма жизнедеятельности населения старших возрастных групп . Источник: ng.ru

11. Рощин С.Ю. Трудовая активность населения старшего возраста // Демографические и социально-экономические аспекты старения населения (вторые Валентеевские чтения): Сб. статей. М., 1999.

12. Синявская О.В. Независимый институт социальной политики (НИСП). Как повышать пенсионный возраст в России» (материалы статьи). М., 2011.

13. Статистический бюллетень 2011 года. Федеральная служба государственной статистики. Информационный ресурс www.gks.ru

14.  Федеральный закон №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от  19.04.1991.

15. Хозина Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма (На примере Великобритании): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 . Москва, 2000.

16. Четвернина Т.Я. Пожилые работники на российском рынке труда: уязвимость положения и формы дискриминации // Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. М.: МОТ, 2003.