Каталог статей

Богославская К.В.

Проблемы международного маркетинга и возможные пути их решения

Мир постепенно становится все более интегрированной системой. Расширение внешнеэкономических связей заключается в экспорте и импорте, международных аукционах и торгах, денежных инвестициях в зарубежные предприятия, а также в существовании мирового рынка товаров и услуг. Все это предполагает необходимость международного маркетинга.

Международный маркетинг — комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и ус­луг от производителя к потребителю.

Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается международный маркетинг.

1.       Большой риск. Это объясняется тем, что на внешних рынках для успешной работы необходимо прилагать большие усилия, поскольку к товарам выдвигаются высокие требования.

2.       Поиск такого продукта для экспорта, который будет удовлетворять потребности покупателей в стране, куда экспортируется. При этом товар должен иметь приемлемую цену.

3.       Большие трудности в изучении рынка. Для международной маркетинговой деятельности необходимо тщательно изучать внешний рынок, а это гораздо сложнее, чем изучение внутреннего рынка.

4.       Законодательные требования. В каждой стране имеются свои требования по поводу экспорта и импорта товаров, поскольку вывозить можно не только готовую продукцию, но и сырье. Но в большинстве случаев, в самой стране имеются предприятия по переработке данного сырья и изготовлению из него продукции. Для этого и запрещается вывоз сырья.

5.       Транспортировка. Выбор вида транспорта, а также время на перевозку зависят от вида товара, который транспортируется.

6.       Технические требования. В каждой стране к продукции выдвигаются свои технические требования.

7.       Высокая конкурентоспособность товаров. Это означает, что товары, которые экспортируются, даже через несколько лет после выхода на рынок, должны отличаться высокой конкурентоспособностью.

Выделив основные проблемы, необходимо рассмотреть и некоторые пути их решения. А они заключаются в следующем:

-        чтобы определить, какая продукция необходима другой стране, какое состояние рынка, необходимо ее посетить. Далее оценить имеющиеся на рынке товары, а также степень соответствия продукта, который экспортируется местным условиям, традициям и культуре. Во многих случаях, всю эту работу осуществляет местные специализированные фирмы, которые предоставляют информацию о рынке за определенную денежную плату;

-        для решения проблемы по поводу законодательных требований, необходимо иметь местного специалиста, который имеет юридическое образование и поможет во всех возникших вопросах;

-        для эффективной деятельности на внешнем рынке необходимо творчески и гибко использовать маркетинговые методы. Стандартных подходов здесь нет. Метод выбирается с учетом прогнозов развития рынков, международной сложившейся практики, характера товаров, которые экспортируются;

-        при транспортировке продукции следует помнить о реальных угрозах сохранности товара. В таких случаях можно обратиться к специальному агенту, который обеспечит выполнение услуг по хранению и транспортировке товаров;

-        при разработке продукции для экспорта, необходимо удостовериться в том, что она соответствует техническим требованиям страны, в которую она будет направляться.

         Таким образом,  для успешной маркетинговой деятельности на внешних рынках необходимо прилагать более значительные и целенаправленные усилия, чем это требуется на внутреннем рынке, при этом соблюдать принципы маркетинга, методы и процедуры. Необходимо изучать зарубежные рынки, их возможности и требования. Это является более сложным и трудоемким, чем исследование внутреннего рынка. Далее следует отметить, что для эффективной деятельности необходимо творчески использовать различные маркетинговые процедуры с учетом развития зарубежных рынков и торговых обычаев. Следовать требованиям внешних рынков, точнее, требованиям потенциальных иностранных покупателей. Большое значение имеют товары-новинки, которые спустя несколько лет после выхода сохраняют конкурентные позиции. Практика свидетельствует, что изделия, которые не удовлетворяют требования рынка, несут потери и затраты гораздо более высокие, чем проведение маркетинговых исследований данных рынков.

Литература:

1. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. - М.: Междунар. отношения, 1984.

2. Багиев Г.Л.   Международный маркетинг. – СПб.: Питер, 2001.

3. Моисеева Н.К.  Международный маркетинг. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.