Каталог статей

Лычагина И.Н.

Образовательный фандрайзинг: мировой опыт и российская специфика

Особенностью ситуации, сложившейся в настоящее время в российском  образовании, является ограниченность финансовых ресурсов, обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, динамичное изменение предпочтений потребителей и демографический спад. В этих условиях перед современными вузами встает необходимость привлечения дополнительных источников финансовых поступлений для обеспечения поступательного развития и интеграции в международное образовательное пространство. Особое место среди них занимает привлечение благотворительной помощи  – образовательный фандрайзинг.

Понимание классического фандрайзинга может быть определено как деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ею ресурсов, необходимых для реализации ее программ и достижения стоящих перед ней целей, обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом. Цели фандрайзинга: получение необходимых ресурсов и удовлетворение дарителя; достижение целей организации и реализации ее программ; укрепление благополучия общества в целом[2].

Современный фандрайзинг включает следующие основные виды: сбор средств в местных сообществах; сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающиеся благотворительной деятельностью; участие в конкурсах на получение грантов со стороны благотворительных фондов; индивидуальный фандрайзинг.

За рубежом фандрайзинг широко распространен, в России его стали осваивать недавно. Мировым лидером в области фандрайзинга и в сфере благотворительности являются США, на втором месте в мире в области фандрайзинга находится Великобритания [1]. Страны континентальной Европы значительно отстают в сфере фандрайзинга не только от США, но и от Великобритании. В последние годы достаточно активно работу в данной сфере начал вести Китай.

Различные страны мира не стремятся изобретать какую-либо свою модель фандрайзинга, т.к. американская модель доказала свою эффективность и эволюционировала на протяжении столетий, и фактически развиваются по стратегии догоняющего развития.

В СССР фандрайзингу не уделялось значительного внимания, поскольку частные пожертвования были невозможными, государственные организации финансировались из бюджета страны. В Настоящее время в России индустрия фандрайзинга активно формируется. В целом в сфере выстраивания модели фандрайзинга от континентальных европейских стран Россия отстает незначительно – менее чем на десять лет, также на несколько лет – от Китая.

Для развития эффективного фандрайзинга в России существует несколько важнейших факторов: твердое намерение руководства страны вывести Россию на инновационный путь развития; наличие в стране активных обеспеченных людей – владельцев бизнеса и топ-менеджеров; предпринимательская активность значимой части российского общества; особенности российского менталитета, известная во всем мире так называемая «русская душевность», приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения.

Следует упомянуть, что исторически наше общество имеет богатейшие традиции меценатства. Филантропия Морозовых, Третъяковых, Строгановых, Воронцовых, Мальцевых и других династий до сих пор известна всему миру.

В настоящее время структура благотворительного рынка в России такова:

– корпоративные доноры (центральные игроки);

– грантовые программы, преимущественно иностранных фондов (их роль снижается);

– малые фонды и волонтерские группы (собственных средств не имеют, создаются как структуры, привлекающие деньги извне – и частные, и грантовые, и корпоративные);

– частная благотворительность (еще не слишком распространена, т.к. привязана к формированию пока не очень многочисленного среднего класса).

Факты свидетельствуют, что высокие шансы на финансирование со стороны зарубежных грантодателей в своем большинстве имеют проекты, направленные на развитие гражданского общества, некоммерческого сектора, малого бизнеса, а также на создание условий для экономического развития региона.

Что касается России и Уральского региона в частности, большинство некоммерческих организаций не используют потенциальную возможность привлечения дополнительных финансовых и общественных ресурсов по трем основным причинам: отсутствие стратегии деятельности некоммерческих организаций по фандрайзингу; отсутствие информационной базы данных об источниках финансирования; отсутствие специалистов (фандрайзеров), способных провести маркетинговые исследования, выбрать донора, написать заявку, осуществить мониторинг и т.д.

В Российском университетском фандрайзинге в последние несколько лет общеизвестным явлением стали фонды целевого капитала. При ведущих вузах России создано около 50 фондов с целевым капиталом, аккумулирующих пожертвования выпускников и друзей университетов, обеспечивающих частичное финансирование образовательных программ. Проводится большая методологическая работа по формированию навыков работы с эндаументами в России. Под эгидой Благотворительного фонда В. Потанина и Форума доноров создан и активно работает клуб «Целевой капитал», издаются информационные бюллетени. Тем не менее, вопросы развития эндаументов в сфере высшего образования, создания полноценной структуры образовательного фандрайзинга и механизмов взаимодействия с выпускниками в ведущих российских вузах до сих пор освещаются недостаточно.

Целевой капитал некоммерческой организации – эндаумент (англ. endowment) – сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданной некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренным Федеральным законом. В настоящее время это одна из наиболее популярных в мире форм финансовой поддержки некоммерческих организаций.

Целевой фонд предназначен для использования в некоммерческих целях. В соответствии с законом доходы от целевого капитала могут быть использованы для осуществления проектов в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), архивного дела и социальной поддержки. Именно вышеперечисленные направления деятельности, при важности всех прочих, формируют социальный климат в обществе.

Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств.

Эндаумент призван обеспечить:

– частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

– финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

– формирование долговременного источника финансирования определённой некоммерческой деятельности.

Эндаументы впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. И сегодня в США, где заниматься благотворительностью принято и почетно, система эндаументов наиболее развита. В ряде зарубежных вузов за счет поступлений из эндаументов формируется 25–45% университетского бюджета.

Один из старейших эндаументов в мире – «Harvard University’s Еndowment» – получил первый взнос в виде участка земли от выпускников университета в 1649 году. В настоящее время общий объем активов этого фонда превышает 25 млрд. долларов. Доходы от управления активами направляются на выплату зарплат преподавателям и стипендий одаренным студентам, финансирование библиотек и музеев университета, а также проведение научных исследований.

Самыми большими эндаументами в США обладают четыре университета (Гарвард – 25 млрд. долл., Йель – 15 млрд. долл., Стэнфорд – 12 млрд. долл. и Принстон –12 млрд. долл.), которые были первопроходцами в установлении тесных связей с выпускниками и в организации фандрайзинга [1].

Механизм формирования и использования целевого капитала, предусмотренный законом, предполагает создание специализированной некоммерческую организацию – Фонда целевого капитала. Средства этого фонда формируются за счет пожертвований, причем исключительно в денежной форме. Ни имущество, ни ценные бумаги для этих целей использоваться не могут. Это положение законопроекта мотивировано стремлением Законодателя сделать деятельность эндаумент-фондов максимально прозрачной.

Минимальная сумма целевого капитала устанавливается в размере трех миллионов рублей, а на сбор этой суммы отводится один год. Аккумулированный таким образом целевой капитал подлежит инвестированию, что должно обеспечить получение регулярного дохода. В течение трех месяцев с момента накопления установленной суммы фонд обязан выбрать управляющую компанию.

Доход, полученный от инвестиционной деятельности управляющей компанией, направляется на благотворительные цели с учетом требований жертвователя.

Первым зарегистрированным эндаументом в России был фонд развития МГИМО. На региональном уровне яркими явлениями стали эндаумент-фонды Южного и Сибирского федеральных университетов, Уральского федерального университета, Томского государственного университета. Однако с момента создания в 2006–2007 гг. первых фондов качественного скачка численности фондов, объема аккумулированных средств не произошло. Новых эндаументов создается немного, а значимый рост аккумулированных средств происходит именно в «старых» фондах.

Основную роль в недостаточной активности индустрии сыграл экономический кризис, резко сокративший возможности бизнеса по реализации непрофильных проектов. В этой связи особое значение приобретает выстраивание отношений с донорами-выпускниками. К тому же, по подсчетам экспертов, на выпускников/родителей и друзей вуза приходится более половины всей благотворительной помощи, и этот показатель постоянно растет. Как правило, основу аргументации для получения финансирования составляет ссылка на эмоциональные (стремление поддержать alma mater, приверженность к бренду) или статусные (именные стипендии, лаборатории и т.п.) факторы.

Между тем деятельность фондов целевого капитала имеет и другую, более рациональную и фундаментальную основу. В настоящее время любой регион страны, за исключением, возможно, столичных городов, вынужден остро конкурировать за два главных ресурса – кадры и инвестиции. Концентрация ресурсов в «центрах развития» происходит сегодня не только в масштабах страны – между субъектами Федерации, но и внутри отдельных областей – между городами, претендующими на роль региональных центров.

Региональный бизнес также сталкивается с кадровой проблемой, которая состоит не столько в объеме трудовых ресурсов, сколько в их качестве и профессиональной мобильности. Таким образом, и у местной власти, и у местных работодателей возникает спрос на переориентацию профессионального образования под конкретные нужды  местной экономики. Наличие развитой инфраструктуры подготовки кадров, переквалификации, привлечения молодежи становится необходимым условием участия ведущих компаний в проектах регионального развития.

Однако при наличии спроса на новую образовательную политику вузов и со стороны бизнеса, и со стороны местной власти традиционные формы финансирования образования не способны обеспечить ей должную экономическую основу. В том числе в силу независимости  системы высшего профессионального образования от регионального бюджета.

В этой ситуации эндаумент  может стать механизмом решения региональных проблем, поскольку целевой капитал с финансовой точки зрения выполняет роль заместителя  как федеральных, так и региональных бюджетов. А механизм прямого участия в управлении целевым капиталом со стороны попечительского совета, включающего крупнейших благотворителей, обеспечивает защиту интересов бизнеса и интересов территории при управлении университетом. Очевидная выгода для региона, его власти и бизнеса, предопределяет их активное участие в формировании и наполнении университетских эндаументов, обеспечивая систематическое разрешение описанных проблем.

Литература:

1. Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: Сборник практических рекомендаций для участников Международной научно-практической конференции «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России», МГИМО(У)МИД России, 27–29 апреля 2010 г./ под ред. Е.С. Бирюкова, Д.А. Дегтерева, А.В. Стельмаха. – М.: МГИМО, 2010. – 148 с.

2. Шаффт, Т. Путеводитель по фандрайзигу. Рабочая модель по привлечению спонсоров / Терри Шафф. – М.: Вершина, 2006. – 256 с.