Каталог статей

Никитина А.О. , Каминский П.Д.

Международные конфликты

Человечество вошло в третье тысячелетие, имея множество нерешенных вопросов, и один из самых болезненных среди них – национальный. Каждый день в мировых сводках новостей мы видим множество примеров межнациональных конфликтов. Вооруженный конфликт в Грузии, Газовый конфликт в Украине, Ирак: религиозный конфликт  – эти названия известны сегодня каждому, кто смотрит телевидение или читает газеты. В глобальном масштабе национально-этническая проблема уже становится реальной угрозой международной безопасности. Тысячи людей уже погибли, миллионы лишились крова над головой – это неокончательные итоги трагедии.

Реализация устойчивого развития в планетарном масштабе невозможна без решения проблем распределения. Если мы всерьез думаем о спасении нашей планеты, мы должны стремиться в первую очередь к тому, чтобы бедность и неравенство в доходах, которые являются во многом причиной экономических бедствий, уменьшились.

История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава  оказывалась  порабощенной  воинственным  и менее развитым  соседом.  И  тогда  гибла  самобытная  культура, утрачивал  былую  славу  народ,  еще  недавно  могущественный  и исполненный достоинства.

 Конфликты возникают в том случае, если отношения между странами не отвечают уровню развития и характера их продуктивных сил. Это может выражаться в перераспределении сфер влияния. Например, причины первой мировой войны были в том, что влияние разных развитых стран на зависимые территории был непропорциональным. Так Германия, которая была достаточно развитой в промышленном плане на мировую арену вышла позднее за другие страны, а потому имела недостаточное количество колоний (относительно своего потенциала к их эксплуатации). Это заставило ее решать этот конфликт силовыми методами.

Япония является примером относительно мирного устранения конфликта. Хотя сейчас политический вес этой страны не отвечает ее экономическому потенциалу, но это обусловлено многими факторами, которые предопределяют стабильность этой ситуации. Первый из них - отсутствие в Японии достаточного количества природных ресурсов, поэтому она вынужденная проводить взвешенную политику относительно многих стран-поставщиков ресурсов. Хотя ее импорт сильно диверсифицирован, но она не может осуществлять такой сильный напор как США на другие страны. Еще одна причина есть то, что в послевоенный период ей пришлось заново входить на иностранные рынки, где уже крепко были закреплены позиции США, из-за чего Япония могла рассчитывать лишь на то, чтобы идти в фарватере этой страны, так как любые попытки самостоятельной деятельности болезненно воспринимались США. Решение конфликта было найдено в продолжительном сотрудничестве и определенных уступках американцев. Так США фактически сдали японцам свой рынок во многих его аспектах, японская собственность в США приобрела гигантские размеры.

Решился и недавний конфликт России и Украины, связанный с подачей газа в Европу. Тут присутствует не только экономическая, но и политическая составляющая. И нет ничего хорошего в том, что на Украине все еще продолжаются политические трения в элите. Это особенно плохие новости во время кризиса. Нашей  молодой стране нужно достичь согласия, его не навяжешь извне. Такое согласие должно вызреть изнутри, как культура народа, как его моральные ценности. Только устранив конфликт внутри страны, Украина выйдет на новый этап политических, экономических и банальных человеческих отношений. Ведь любой народ и любая нация начинаются с культуры!

И тогда мы сможем избегать любых конфликтов, показав Украину как высокоразвитую и мирную державу, которая не ввязывается в споры, а строит свое дипломатическое государство. Кризис уже начал корректировать основы нашей военной и внешней политики. То же происходит и с другими странами. Преодолевать эту большую беду можно только вместе, что было подтверждено беспрецедентным фактом проведения саммита «группы двадцати». Появляются новые мощные стимулы к сокращению вооружений, а значит, и к мерам по укреплению мировой безопасности. Происходит оживление диалога на этом направлении, и даже внесение новых предложений, чего давно уже не было.

Более тесное единение государств, объективно возникающее в ходе преодоления кризиса, создаст стимулы для того, чтобы заняться вещами, основополагающими для долгосрочного обеспечения нашей безопасности. Одной из таких проблем является выработка точных критериев для предоставления суверенитета тем, кто стремится к самоопределению. В любом случае сочетание «после косовского разлада» и «после грузинского охлаждения», вкупе с экономическим кризисом, создают условия для отрезвления тех политических деятелей разных стран, которые все еще пытаются действовать, не вполне сообразуясь с политической и экономической реальностью.

Таким образом, до тех пор, пока мир разделен национальными границами на отдельные государства, ни одно из них не получит добровольно мандат от других на регулирование конфликтов по своему усмотрению. Управление конфликтами - очень сложная область деятельности, которая требует наличия только очень четко действующего и облеченного соответствующими полномочиями механизма. Сейчас в мире его нет. Надо признать, что существующая международная система в ее нынешнем виде (национальные государства, иные международные организации) достигает, и, может быть, уже достигла пределов своих возможностей в этой сфере. Сумеет ли она осуществить переход к новым, более совершенным формам и институтам, например, к мировому правительству, с тем, чтобы добиться успеха в этой области – является очень сложным вопросом, на который ни у кого нет ответа.