Каталог статей |
Дегтярева А. Ю., Германчук А. Н. Проблемы развития спортивного маркетинга в УкраинеЕще около 40 лет назад о спортивном маркетинге никто не слышал. Как это ни странно, о нем не написал даже отец-основатель теории маркетинга Филлип Котлер. Столь мощный маркетинговый канал миру открыл тогда мало кому известный совладелец небольшого рекламного агентства West Nelly Патрик Нэлли. В 1970 году он предложил нескольким британским компаниям спонсировать строительство теннисных кортов для детей из бедных семей (в то время теннис в Англии был игрой для богатых). Этот шаг позволил спонсорам завоевать у общественности имидж социально ответственных, заботящихся о здоровье нации компаний, что, в свою очередь, весьма позитивно отразилось на лояльности потребителей к их товарам.В современной науке сложилась система знаний о спортивном маркетинге (Маллин Б., Харди С., Саттон У., Клисиньский Я., Гуськов С., Скулли Д. и др.). Однако использование ее специалистами постсоциалистических стран весьма затруднительно, поскольку она построена на закономерностях осуществления маркетинга в стабильной рыночной среде и не учитывает особенностей переходного общества. Во всем мире спортивный маркетинг давно признан одним из самых эффективных инструментов для повышения узнаваемости и улучшения имиджа марки. Недаром западных поп-звезд из рекламных роликов известных брендов уже фактически вытеснили звезды спорта, а каждая крупная иностранная компания не мыслит своего маркетингового бюджета без отчислений на поддержку того или иного спортивного мероприятия или конкретного спортсмена. В Украине же этот вид маркетинга лишь начинает зарождаться, и по пальцам можно пересчитать компании, научившиеся использовать весь комплекс инструментов продвижения, которыми располагает спорт. Остальным же сейчас в срочном порядке приходится осваивать непростую науку преобразования эмоций болельщиков в прибыль. На сегодняшний день приобретение навыков использования спортивного маркетинга становится особо актуальным. Ведь в Украине пройдет одно из самых масштабных спортивных событий в мире — Чемпионат Европы по футболу, а учитывая, что для украинцев наиболее популярным видом спорта является именно футбол, у отечественных брендов появляется уникальная возможность завоевать лояльность миллионов наших болельщиков. Целью данной работы является выявление проблем, с которыми столкнулся спортивный маркетинг в Украине, и факторов, которые положительно повлияют на его развитие. Спортивный маркетинг — это приложение принципов классического маркетинга к продвижению спортивных продуктов и маркетинг обычных товаров через ассоциации со спортом. Маркетинг в спортивной и физкультурно-оздоровительных сферах только начинает пробивать себе дорогу в Украине, а многие специалисты уже считают, что у спортивного маркетинга появились серьезные проблемы: - отсутствие официальной статистики, характеризующей хозяйственную деятельность физкультурно-спортивных организаций; - невозможность получить информацию непосредственно из первоисточника - от руководителей физкультурно-спортивных организаций и руководителей коммерческих структур, оказывающих им поддержку. - процесс старения наций. Некоторые спортивные организации уже начали заниматься усовершенствованием своих систем маркетинга с учетом этой тенденции; увеличение количества пожилого населения в большинстве развитых стран может серьезно повлиять на посещаемость спортивных соревнований, популярность видов спорта и размер телевизионной аудитории, то есть тех показателей, которые определяют эффективность спортивного маркетинга. Для пожилых людей существенными факторами мотивации в процессе принятия потребительских решений являются удобство, доступность, качество и сервис. Хотя для большинства людей старшего поколения существенным все еще остается такой фактор мотивации как стоимость; - изменяющийся тип семьи - семьи, возглавляемые незамужней или разведенной женщиной; - увеличение свободного времени. - появление серьезных конкурентов спорту. Некоторые специалисты считают, что искусство затмит спорт в качестве основного способа развлечения и отдыха, особенно в среде старшего поколения. Предчувствуя рост популярности искусства и упадок интереса к спорту, некоторые спортивные руководители ряда стран организуют и проводят различного рода спортивные фестивали - симбиоз спорта и искусства. - изменение популярности видов спорта; - поиск инвестиций и финансовой поддержки для реализации спортивных программ; Именно поэтому рынка спортивного маркетинга у нас фактически нет — чаще всего компании не видят смысла тратить деньги на поддержку спорта. Хотя странно было бы ожидать иной ситуации в стране, где спорт не в моде. А для развития спортивного маркетинга должен быть в чести в первую очередь не профессиональный, а массовый спорт, только тогда людям будут близки идеи, которые бренды пытаются донести через поддержку того или иного мероприятия или спортсмена. Спортивный маркетинг в Украине развит очень слабо. Есть просто формат рекламы, когда известная личность рекомендует продукт или услугу, которой якобы сама пользуется; есть клановый маркетинг типа поддержки «Сникерсом» ВМХ-клуба; и известный алкогольный бренд, поддерживающий бокс. Начинаясь с изучения образа жизни, маркетинг «на выходе» реализации проекта или программы физкультурно-спортивной работы с населением имеет формирование определенного (в первую очередь – здорового) образа жизни. Это означает, что в своем современном понимании и содержании маркетинг в сфере физической культуры и спорта представляет собой очень мощную и хорошо интегрированную технологию социально-культурных нововведений, важную составляющую общей культуры и духовной жизни современного общества. Перспектива проведения Евро-2012 значительно повысила интерес украинских брендов к спортивному маркетингу, это видно даже по обычным рекламным роликам. Кто-то старается создать ассоциации с мячом, кто-то связывает чемпионат к истории Украины, кто-то строит стадион. На развитие физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг положительное влияние могут отказать следующие тенденции: - здоровый образ жизни становится для многих неотъемлемой чертой жизни; - индустрия активного отдыха привлекает в последнее время крупные предприятия; - понимание руководителями спортивно-оздоровительных клубов, что главным фактором успеха является качество работы и спортсооружений; - рост научно-технической информации, проникновение ее во все сферы физкультурно-оздоровительной активности; - развитие семейного спорта; - недостаток общения, желание заниматься в группе, под руководством профессионала; - развитие спортивно-оздоровительной работы в парках; - формирование тесной связи спортивно-оздоровительных клубов с медицинскими учреждениями; В заключении хотелось бы определить ряд задач, которые следует решить с целью создания необходимых предпосылок для развития спортивного маркетинга: -концентрация внимания физкультурно-спортивных организаций на обеспечении высокого качества предоставляемых услуг, активизация работы с непосредственными потребителями услуг; -обеспечение приоритета спортивных ценностей по отношению к возможной коммерческой выгоде; -создание законодательной базы, стимулирующей деловое партнерство между физкультурно-спортивными организациями и представителями бизнеса, а также средств массовой информации; -формирование взвешенного, критического отношения к спортивному маркетингу руководителей физкультурно-спортивных организаций; -создание системы подготовки специалистов в области спортивного маркетинга. Список использованной литературы: 1. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. - К.: Олимпийская литература, 2005. 2. Екатерина Венжик. Пресса о развитии спортивного маркетинга в Украине. // журнал "Деловой" №2, 2008. 3. [сылка более недоступна} > |