Каталог статей |
Бирюкова И.В., к.х.н. Зимова Л.Н. Профильное образование в контексте формирования конкурентоспособного специалистаДо недавнего времени профессиональное образование рассматривалось в первую очередь как принадлежность предприятий, организаций. Выпускник любого профессионального учебного заведения должен был отработать определенный срок по распределению, а все занятое население было наемными государственными работниками. Сейчас акценты меняются. Профессиональное образование, профессиональная квалификация становится в условиях рыночной экономики личным капиталом граждан. А для того, чтобы этим капиталом можно было выгодно распоряжаться, этот капитал должен быть, условно говоря, «конвертируемым» на рынке труда, т.е. должен легко находить себе применение. За счет чего можно этого добиться?Решение обозначенной проблемы на кафедре биологической и медицинской химии осуществляется в двух плоскостях: разрабатываются модель выпускника и проект образовательной деятельности. Модель выпускника разрабатывается в контексте требований конкурентоспособности специалистов. Суть модели – это формирование у выпускников трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Для формирования технологических навыков были предусмотрены следующие направления работы: - обучение конкретной профессии; - обучение базисным квалификациям; - обучение навыкам самостоятельного овладения знаниями. Проект образовательной деятельности разрабатывался с учетом направлений конкурентоспособности выпускника. Для формирования технологических навыков на кафедре разработали: концепцию информационной грамотности студентов на всех курсах обучения; план модернизации материально-технической базы учебных кабинетов; «Положения» по систематизации и методической обеспеченности самостоятельной работы студентов. Учитывая, что коммуникативные навыки подразумевают общение субъекта образовательного процесса не только с окружающими, но и с самим собой, их формирование осуществляется по направлениям: посредством реализации педагогики сотрудничества и введением в профессиональные образовательные программы дисциплин, способствующих студенту познать себя, свои интеллектуальные и физические возможности. Реализация педагогики сотрудничества осуществляется через внедрение целевых ориентиров технологии личностно-ориентированного образования: - единство обучения и воспитания; - гуманно-личностный подход к студенту; - переход от педагогики требований к педагогике отношений. Организованный на кафедре мониторинг взаимоотношений субъектов образовательного процесса «администрация – преподаватели», «преподаватели – преподаватели», «преподаватели – студенты», позволяет администрации получать регулярную информацию о взаимоотношениях в коллективе педагогов и студентов, обсуждать указанную проблему на педагогических и методических советах, «круглых столах». Психологическое диагностирование интеллектуальных и физических возможностей студентов осуществляется психологической службой посредством компьютерного входного и рубежного тестирования студентов, что позволяет кураторам, преподавателям вести педагогическую деятельность адресно, в контексте лично-ориентированной парадигмы. Самопознание студентов осуществляется на занятиях дисциплин, введенных в профессиональные образовательные программы специальностей. Формирование концептуальных навыков осуществляется за счет внедрения дисциплин биотехнологического профиля. Практический опыт, анализ педагогических информационных источников показывает, что в настоящее время основополагающей парадигмой в образовании является определение качества образования как социального качества, обеспечивающего адекватность потребностям общества и личности. Поэтому, работая над проблемой выпуска конкурентоспособного специалиста, на кафедре предусматривается обеспечение качества образования. Учитывая, что качество образования представляет единство качества процесса и качества результата, на кафедре пристальное внимание уделяется организации образовательного процесса. Предложенная педагогом-исследователем П.И. Третьяковым логика анализа деятельности учебного заведения «от качества результата к процессу и условиям»,- обусловила увеличение финансирования на организацию образовательного процесса. Под образовательным процессом понимается совокупность следующих составляющих: образовательные программы и их содержание; потенциал преподавательских кадров; потенциал абитуриентов; образовательные технологии; ресурсное обеспечение (информационное, учебно-методическое, материально-техническое). Все перечисленные составляющие элементы образовательного процесса в последние годы подверглись модернизации, совершенствованию. Профессиональные образовательные программы перерабатываются в соответствии с моделью выпускника и требований региона. Для обеспечения качества потенциала преподавателей разработана система методической помощи посредством создания единой службы методического, технического, информационного оснащения учебного процесса, имеющей следующую материальную базу: компьютеры с электронными учебниками по инновационным педагогическим технологиям, видеотехнику и др. Повышение квалификации преподавателей осуществляется на обучающих психолого-педагогических семинарах, мастер-классах по инновационным технологиям, научно-практических конференциях. Для мотивации преподавателей к самообразованию, повышению результативности в работе разработана система поощрений членов педагогического коллектива. Потенциал абитуриентов обеспечивается профориентационной работой, проводимой в течение учебного года по специальному плану. Работа с будущими абитуриентами ведется не только путем организации бесед в школах, но и организацией совместно со школами дней «открытых дверей», встреч с сельскими школьниками, заочных подготовительных курсов. Со студентами нового набора работает психологическая служба, которая не только диагностирует их, но и проводит адаптационные тренинги, помогает им создать студенческий коллектив. Практический опыт, теоретический анализ педагогических источников показывает, что наибольший эффект в профессиональном образовании обеспечивается переводом образовательного процесса на деятельностную основу: учебные занятия, учебно-методическая документация должны передавать технологии, используемые в обучении, а не только содержание материала. В связи с этим, методическая служба на кафедре работает над внедрением в учебный процесс деятельностных технологий: модульного обучения, деловых игр, исследовательских практикумов, проблемных лекций и др. Работа на кафедре над реализацией концепции выпуска конкурентоспособного специалиста обусловила изменение структуры ресурсного обеспечения образовательного процесса. За последние годы модернизированы и созданы компьютерные классы, подключенные к сети Интернет. Уже с первого курса студенты под руководством ведущих преподавателей кафедры получают возможность работать в студенческом Инновационно-технологическом центре медико-биолого-химического факультета (МБХФ), оснащенного современной компьютерной техникой и оргтехникой. Созданная группа разрабатывает электронное программное обеспечение учебного и научного назначения для факультета, осуществляя при этом трансферт информации в рамках факультета, вуза и в профильные классы школ края. Инновационно-технологический центр МБХФ разрабатывает электронные лекционные демонстрации по разделам химии, биологии; электронные учебники по естественнонаучному направлению; компьютерные контролирующие программы с базой тестовых заданий; виртуальные тренажеры и эмуляторы химических приборов; виртуальные лабораторные практикумы; электронные определители и справочники по редким и исчезающим растениям и животным Северного Кавказа; ведутся разработки компьютерных программ по перспективным научным направлениям: молекулярный конструктор фармацевтических и косметических соединений; разрабатывается инновационный проект локальной электронной библиотеки и локальной базы данных по химии и химическим процессам. Такие проекты по реализации инновационных технологий в научно-образовательных центрах университета имеют ярко выраженный характер творческой активности студентов, является важным заделом профориентационной работы университета. Отметим, что, реализуя концепцию выпуска конкурентоспособного специалиста, мы стремимся организовать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечивалось всестороннее развитие личности будущего специалиста. Средством формирования личности при этом является усовершенствованная структура профессионального образования, продуктом деятельности – личность выпускника кафедры. В нашем представлении модель конкурентоспособного специалиста выглядит следующим образом: это специалист, умеющий создать деловую и творческую атмосферу в трудовом коллективе, совершенствующий стиль и методы партнерства в социуме. В целях подготовки конкурентоспособной личности необходима актуализация комплексных проблем, влияющих на систему мотивации, ориентируемых на успех в определении выбора будущей профессиональной деятельности, самосознание и самообразовании. В связи с этим предлагаем усилить проблемное изучение дисциплин, направленное на понимание и соблюдение принципов, законов, выявление закономерностей в науке. Таким образом, к содержанию разработанной технологии были предъявлены следующие требования: наличие тематических знаний посредством междисциплинарного подхода; организация учебного материала, нацеленного на совершенствование интереса к будущей профессии (применение самооценочных тестов, практических заданий, ориентированных на реальные условия производственной, педагогической и научно-исследовательской деятельности); установление тесной связи кафедры с промышленными предприятиями, образовательными учреждениями региона.
Литература 1. Инновационные подходы к деятельности преподавателя в системе профессионального образования: Методическое пособие / Общ. Ред. В.Н.Гурова.- Ставрополь: Литера, 2008. – 112 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.- М., 2003. 3. Качество СПО. Научно-методический сборник под. ред. А.Ф. Щепотина. ИПР СПО.- М., 2003 4. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998. 5. Потехина З.И. Основы рациональной организации самостоятельной деятельности учащихся и студентов. «Поиск», 2005. 6. Селезнева Л.А. Управление самостоятельной работой студентов. // СПО №2. 2002. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. |