главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Мекуленко В.К., Пронь Р.А.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Корпоративная безопасность

Актуальность темы исследования обусловлена появлением в Украине новых форм хозяйствования, среди которых центральное место в начале XXI века заняли крупные акционерные общества

Изучение развития общества, его социальной и экономической жизнедеятельности тесно связано с исследованием развития корпоративной безопасности, ее смысла, ценности и роли в создании надежной, эффективной системы регуляции оптимального социального порядка, решением принципиальных вопросов развития социальной теории и практики

Корпоративная безопасность, являясь частью социальной безопасности, представляет собой сложную социальную систему, взаимосвязанную и взаимодействующую с глобальными, национальными и региональными системами обеспечения безопасности. Система корпоративной безопасности органически дополняет политическую безопасность (защищенность корпорации от внутренних и внешних угроз со стороны государства и власти), входит в экономическую безопасность (защищенность корпорации от внутренних и внешних угроз экономического характера со стороны других корпораций и государства). В настоящее время корпоративная безопасность тесно связана с информационной и интеллектуальной безопасностью

Новые угрозы и вызовы украинскому обществу и государству предъявляют принципиально иные требования и к системе обеспечения корпоративной безопасности, которая должна обладать свойством не только быстрого реагирования на угрозы и вызовы, но и потенциалом их предотвращения

Самая главная задача службы безопасности – сохранение жизни и обеспечение безопасных условий для человека, она призвана защищать жизнь и здоровье людей, которые работают на фирме, которые приходят сюда как посетители. Второе – обеспечение безопасности самого объекта, это мероприятия, которые позволяют обеспечить минимум краж и целостность конструкции здания.

Служба безопасности должна следить за порядком, не допускать скандалов, заострений конфликтов, особое внимание обращать на оставленные вещи, чтобы не было краж вещей клиентов в магазине. Все это должно выглядеть очень красиво и деликатно. Иной раз лучше не поймать вора, но не создавать скандала. Это создает настолько отрицательное впечатление, что есть большая вероятность потерять часть посетителей.

Необходимо нанимать на работу людей, серьезно относящихся к делу. В общем смысле вы получаете то, за что платите. Сотрудники службы безопасности, которые получают маленькую зарплату, плохо подготовленные и не имеющие стимула в работе, вряд ли будут выполнять свои каждодневные обязанности качественно, а особенно в критические моменты. Кроме этого, это послужит причиной частых прогулов без уважительных причин, небрежного выполнения своих обязанностей и потери уважения к своей профессии и недисциплинированности.

Проверка карточек безопасности, просмотр телевизионных мониторов, проверка сумок и портфелей при помощи рентгеновских установок, патрулирование требуют повышенной концентрации внимания. Большая часть работы монотонна и скучна. Охранник, работающий на контрольно-пропускном пункте и формально относящийся к делу, не рассматривая внимательно пропуска сотрудников, не выполняет своих обязанностей должным образом.

Необходимо, чтобы сотрудники службы безопасности были тактичны и вежливы. Для того, чтобы хорошо исполнять свои обязанности, сотрудники службы безопасности должны быть в постоянном контакте с остальными служащими компании. Сотрудник или инспектор службы безопасности, злоупотребляющий своим положением, создает трения в отношениях, вызывает недовольство других сотрудников компании принимаемыми мерами безопасности.

Важно информировать сотрудников, с какой целью предпринимаются те или иные меры предосторожности. В этом случае не возникнет непонимания и возражений. От сотрудников, понимающих и разделяющих вашу озабоченность по поводу обеспечения безопасности, всегда можно ожидать проявления большей сознательности и помощи.

Все сотрудники службы безопасности должны иметь хорошую профессиональную подготовку. Они должны быть способны решать каждодневные проблемы, проявляя вежливость и профессионализм. Хорошо подготовленный охранник вряд ли поведет себя неадекватно в стрессовой ситуации.

Если сотрудники службы безопасности имеют разрешение на ношение и применение какого-либо вида оружия (включая полицейскую дубинку и особенно огнестрельное оружие), убедитесь, что они могут пользоваться ими, и что оружие применяется в полном соответствии с законом. Границы и случаи применения оружия должны быть оговорены и утверждены руководством, юрисконсультом и начальником службы безопасности компании. Помните, что охранник неподготовленный к рукопашному бою может применить в случае опасности оружие.

Личный состав службы безопасности должен быть хорошо подготовлен также и для того, чтобы иметь инициативу в критической ситуации. Сотрудники службы безопасности должны знать все уязвимые места компании и периодически осуществлять оценку возможной угрозы. Хорошо подготовленный охранник также должен знать основы оказания первой медицинской помощи и способы пожаротушения.

Рутина и скука - враги хорошей службы безопасности. Механическая часто повторяющаяся работа притупляет реакцию личного состава службы безопасности и приводит к невнимательности. Оставленные на долгое время на изолированных постах сотрудники службы безопасности утрачивают бдительность и становятся уязвимыми для внезапных нападений.

По возможности меняйте их каждодневные обязанности. Устраивайте частые тренировки и учения. Чем их больше, тем лучше, т.к. это не только оттачивает их навыки, но и поддерживает моральный дух. Вы должны чаще проверять их бдительность и реакцию. Не информируйте служащих компании о запланированной учебной попытке сотрудников службы безопасности прокрасться на ваш завод или в головной офис или же попытайтесь пройти КПП с фальшивым пропуском и под различными предлогами. Припаркуйте подозрительную машину около здания и проследите, как долго она не будет замечена службой охраны, и какие меры они предпримут в этой связи. Проследите, могут ли посторонние люди получить доступ к секретной документации и главному производственному оборудованию.

Сотрудники службы безопасности должны знать, что они являются частью компании, важным элементом производства продукции и услуг, которые вы продаете, и не менее важными, чем инженерно-технический состав, исследователи рыночных условий и юристы.

В любой ситуации нельзя относиться к сотрудникам службы безопасности, как к носильщикам или просто, как: к неквалифицированным рабочим, которым можно поручить любую грязную работу. Если к ним будут относиться не как к профессионалам, они также непрофессионально будут действовать в критической ситуации.

Регулярно интересуйтесь мнением сотрудников службы безопасности. Никто не может знать лучше сотрудников службы безопасности, есть ли уязвимые места в системе безопасности вашей компании.

Не подвергайте сотрудников службы безопасности необоснованному риску. Хорошо укрепленная будка и телевизионная камера с замкнутым контуром уменьшат степень уязвимости охранников и позволят им оперативно и четко отреагировать на внезапное нападение или на другую опасность. Более того, охранники, несущие службу на внешних постах, у ворот или других стратегических объектах, будут более бдительны и полезны, чем когда они будут не защищены. Охранник, выполняющий часами свои обязанности под проливным дождем или под палящим тропическим солнцем, будут больше беспокоиться о своем состоянии, чем заниматься проверкой пропусков и осмотром машин.

Структура службы экономической безопасности является специфичной для различных субъектов предпринимательской деятельности. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта предпринимательства. Если предприятие (фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.

Приведем примерную структуру службы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

На предприятии может быть создана специальная группа аналитической безопасности. С некоторыми вопросами анализа и контроля вполне может справиться отдел маркетинга и рекламы фирмы.

В задачи групп безопасности могут входить:

  • определение ценности имеющейся информации, потребность ее в защите;
  • периодический анализ возможной угрозы хищения информации, определение ее реальности, вида, форм;
  • изучение клиентов фирмы, их потребностей, привычек, связей;
  • определение потенциальных конкурентов. Контроль за рекламой, рынками сбыта, деловыми контактами; выявление актов недобросовестной конкуренции;
  • принятие контрмер в случае нарушения интересов фирмы. Эти проблемы могут быть решены собственными силами фирмы, получением за плату нужной информации у коммерческих структур, которые ею располагают (банки, страховые компании), а также обращением за помощью к специалистам по промышленной разведке, детективным агентствам.

    Практическая деятельность службы коммерческой безопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий. Прежде всего, следует сказать об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности. Он включает следующую последовательность операций:

    Система предупредительных мер включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защита компьютерных систем и т.д. Эта деятельность осуществляется регулярно и непрерывно. Она обеспечивает защиту экономической безопасности на основе постоянно действующей системе организационных мероприятий.

    В то же самое время следует учитывать тот факт, что организация эффективной системы профилактических, предупредительных мер обойдется гораздо дешевле, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз

    Таким образом, безопасность предприятия – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам. Исходя из данного определения, следует выделить основные функциональные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия, обеспечивающие максимальное соответствие менеджмента предприятия и его ресурсного потенциала: имущество предприятия; финансы предприятия; кадры предприятия; технологии, инновации и информационная среда предприятия; организационная структура предприятия.

    Данная структура функциональных составляющих соответствует структуре механизма обеспечения безопасности предприятия. Сохранность имущества предприятия и других материальных ценностей обеспечивается комплексом мероприятий, в который необходимо включить меры по обеспечению правил эксплуатации, охраны, материальной ответственности персонала, учета, амортизации. На торговом предприятии к категории имущества и материальных ценностей относятся: здания и сооружения, транспортные средства и механизмы, торговое оборудование, складские запасы, средства связи, компьютеры и оборудование структурированных кабельных систем.

    И все же основным фактором корпоративной безопасности являются кадры предприятия. Профессиональная команда менеджеров способна реорганизовать убыточное предприятие и вывести его в лидеры, и, наоборот, безграмотное управление, халатное исполнение обязанностей, отсутствие трудовой дисциплины могут привести прибыльное предприятие к банкротству. Основными направлениями кадровой политики предприятия должны быть: определение потребностей в рабочей силе как по количеству, так и по качеству, форм ее привлечения и использования.

    Это относится как к повышению квалификации, постоянному развитию персонала, так и к созданию условий для полного проявления стимулов к высокопроизводительному труду со стороны каждого работника, исключению предпосылок к появлению неблагонадежных сотрудников. Неблагонадежность - это некоторый динамичный процесс, изменяющийся во времени под влиянием внешних и внутренних причин, и отражающий готовность индивида предпринять действия, которые в его социально-культурной среде более высокого уровня могут быть расценены, как нарушение существующих норм и традиций. А также и само поведение нарушающее эти нормы. Неблагонадежный персонал в первую очередь опасен склонностью к разглашению служебной информации и коммерческой тайны.

    Список литературы

    1. Аналитический выпуск «Проблемы национальной безопасности – 2» под ред. Кимлацкого О.А. М.: Совет Федерации, Аналитическое управление, www.council.gov.ru

    2. Бабаев Н.С., Кузьмин И.И. «Абсолютная» безопасность или приемлемый риск?//Коммунист. — 1989. — №7. — С. 75—81.

    3. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Моделирование экономических механизмов обеспечения безопасности //Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — 2000. — № 6. С. 55—68.

    4. Вахрамеев А. В. Международный терроризм и национальная безопасность // Социально-гуманитарные знания, -2004. -N 1-2

    5. Вишняков Я.Д. Безопасность социо-эколого-экономических систем России: состояние и перспективы развития подготовки управленческих кадров //Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — М.:. ВИНИТИ. — 2000. — № 6.