Каталог статей

Балуца С.В.

Необходимость государственного регулирования экономики

  Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными  государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,  обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

  Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

        Отношение к  государственному  вмешательству  в  рыночную  экономику было различным  на  разных  этапах  ее  становления  и  развития.  В  период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII  веках  господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании

безусловной необходимости государственного  регулирования  для  развития  в стране торговли и промышленности.

   С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.

   Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. При этом последователи А.Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать  совместную оплату гражданами этой продукции.

  К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т. е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

  Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к  монополизации. В  этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его  применение государством.

   Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

  Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде где необходимо. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

    Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

 Во- первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма – конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена антимонополисти-ческая деятельность государства.

  Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

          Во-вторых. Всегда существовали  такие  виды  производства,  развитие

которых  невозможно  в  рамках  рыночного  механизма.  Это   убыточные   или производства с длительным  сроком  окупаемости  капитала,  высокой  степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые  функционируют  в  интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а  их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного  экономического  эффекта: фундаментальная  наука,  поддержание   обороноспособности   страны,   охрана правопорядка,   содержание   нетрудоспособных,   организация    образования, здравоохранение,  создание  и   поддержание   нормального   функционирования общеэкономической  структуры  (денежное  обращение,  таможенный  контроль  и  др.).

        В-третьих. Есть причины,  вытекающие  из  ограниченных  возможностей

рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия  в  экономической  системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое  обеспечение функционирования  рыночного  механизма,  разработка   теории   общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

  Государственное   вмешательство   в   экономику   является   объективно

необходимым для  любого  правительства  независимо  от  того,  рыночная  это

экономика или  командно-распределительная.  Минимально  необходимые  границы регулирования   реального   рынка   определяются   организацией    денежного обращения,   производством  общественных  товаров   и   устранения   внешних эффектов.   Максимально   допустимые  границы  вмешательства  государства  в экономику определяются перераспределением доходов,  обеспечением  некоторого уровня  занятости,   противодействием  монополизму  и  инфляции,   развитием фундаментальных    исследований,    проведением    региональной    политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Литература:

 1.Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М: 1998, стр. 102

2.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/  Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина  –  2-е  изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 453.

 3. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И.                Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999,

стр. 135

4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. –  М.: Дело, 2001, стр. 36