Каталог статей

Павлова А.А.

Особенности проводения антикризисных мероприятий в области управления персоналом

Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь, своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления.

Основной причиной рыночной нестабильности является  недочеты высшего руководства, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных  за счет трудовых коллективов.

Одной из частых ошибок руководства является избегание собственного персонала, что усугубляет негативную и стрессовую атмосферу среди сотрудников. Не стоит постоянно находиться вне офиса, отнекиваться от сотрудников, запираясь у себя в кабинете, и всячески избегать разговоров с ними, т.к. это не приведет ни к чему хорошему, и может даже спровоцировать волну увольнений, ведь люди будут опасаться за свое будущее в вашей компании. Необходимо быть со своими сотрудниками, и самое время показать, что вы команда, и что вы готовы вместе работать ради того, чтобы обеспечить благоприятное будущее себе и своей компании.

Для повышения эффективности управления необходимо выяснить, какие категории работников относятся к управленческому персоналу. По этому вопросу у исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что к управленческому персоналу относятся все работники аппарата управления организацией. Другие считают, что в основу решения вопроса об отнесении того или иного работника к персоналу управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых работником основных функций управленческого труда.

               При реализации  антикризисных программ необходимо иметь в виду, что сфера трудовых отношений относится к наиболее консервативным в системе управления предприятием. Внедрение новых технологий и освоение новых видов продукции требуют от персонала гораздо меньше интеллектуальных  затрат и сопровождаются меньшим эмоциональным всплеском, чем любые изменения в области управления персоналом, которые практически всеми категориями работников будут восприниматься  как угроза устоявшимся традициям.

           Для подготовки антикризисной программы необходимо провести диагностику состояния системы управления персоналом. С учетом ее результатов необходимо  определить, какого рода руководство необходимо для планирования и реализации предполагаемых изменений.

           С целью обеспечения успеха в своей управленческой деятельности антикризисный управляющий  должен разработать  методы  и стадии принятия управленческих решений  и четко им следовать.

         Для разработки планов антикризисных мероприятий обычно создается специальная управленческая команда, способная делать квалифицированные прогнозы развития ситуации, оперативно собирать и обрабатывать информацию, эффективно пополнять и своевременно вносить корректировки в план антикризисных мероприятий.   

            Обязательным элементом плана антикризисных мероприятий в области управления персоналом должны стать привлечение персонала, профсоюзных и общественных организаций к разработке и реализации данных мероприятий.    

            Необходимо провести обсуждение этой части программы на общем собрании или конференции трудового коллектива. У работников должно быть сформировано положительное отношение к происходящему реформированию на основе понимания необходимости и неизбежности изменений и осознания того обстоятельства, что их личная судьба  зависит от того, сможет ли выжить их предприятие.

               Параллельно необходимо формировать имидж антикризисного управляющего как социально-ответственного лидера, развернуть сеть эффективных коммуникаций между антикризисным управляющим и трудовым коллективом.

             Одним из этапов разработки плана мероприятий реформирования в области управления персоналом является определение очередности мероприятий с учетом взаимозависимости и взаимосвязи элементов системы управления персоналом. Периодически проводимый анализ настроений персонала позволит своевременно скорректировать эту очередность с учетом адаптированных возможностей трудового коллектива.

         Каждый этап внедрения программы реформирования  должна предварять превентивная работа с персоналом. Полезны также периодические консультации с руководителями низового звена, поскольку эта категория показала себя как самая консервативная в социально-экономическом отношении.

            Таким образом, необходимо выработать стратегию деятельности компании в условиях кризиса; оптимизировать структуру компании под новую стратегию; провести мероприятия по доведению до всех сотрудников новой стратегии, выработке совместных решений; провести подготовительные мероприятия по приведению структуры компании в соответствие с вновь разработанной организационной структурой; провести организационно-штатные мероприятия; ужесточить систему контроля над деятельностью сотрудников.

 Литература:

1. Ермаков В.В. Менеджмент организации в условиях кризиса.- М.,2000.

2. Ряховская.А.Н. Антикризисное управление предприятиями. - М.,2000.

3. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. – М.,1999.