Каталог статей

Капыльцова В.В., Саламатина В.О.

Анализ динамики рынка автомобильных запчастей в Украине

На конец 2008 года объем украинского рынка автомобильных запчастей составил в денежном выражении около $1,8 млрд., в то время, как оценочный объём  рынка  автозапчастей  в  2007  году в  денежном  выражении составил  $1,35 млрд. с темпом роста 63% по сравнению с 2006 годом.  Данный сегмент рынка продолжает наращивать объемы,  не смотря на спад торговли, имевший место в течение последних двух месяцев. Основная причина этому, по мнению экспертов, двухлетняя положительная динамика продаж на автомобильном рынке.  

Однако, нестабильное экономическое положение в стране отразилось на рынке автозапчастей, который развивается синхронно с автомобильным рынком. По всем прогнозам на 2009-2010 год, автомобильный рынок уже не покажет такого роста, как в 2007-2008 годах.  Продажи запчастей к легковым автомобилям, а также продажи аккумуляторов, масел и шин остались на прежнем уровне по сравнению с 3-м кварталом 2008 года и показали незначительный рост – порядка 10% по сравнению с прошлым годом [1].

Одной из особенностей украинского рынка автомобильных запчастей является готовность покупателей приобретать более качественные и, соответственно, дорогие комплектующие известных торговых марок.

Большое влияние на динамику рынка автозапчастей оказывает развитие дистрибьюторской сети. Сегодня на отечественном рынке запасных частей  работает около 30 крупных дистрибьюторских компаний. При этом официальных представительств производителей автомобильных запчастей (кроме Bosch и ZF) практически нет. В последнее время значительно усиливается роль таких закупочных союзов, как AD, ATR, GAU, TEMOT. Приближаясь к европейским методам работы, развивается такая система сбыта, как сбыт через СТО. В 2008 году она составила 20-30% продаж официальных операторов [2].

Более стабильно развивается рынок оригинальных запасных частей (OES), что связано с реализацией официальными автомобильными дилерами оригинальных комплектующих на собственных станциях технического обслуживания. Что касается перспективы импорта автозапчастей, то он  зависит от парка автомобилей – доля импортируемых автозапчастей буде возрастать вместе с увеличением доли зарубежных автомобилей.

Параллельно снижается доля авторынков. Если еще несколько лет назад эксперты оценивали долю этого канала реализации в 50–60%, то сейчас она не превышает 20% и будет стремительно сокращаться. Ожидается уход с рынка мелких продавцов. Основными причинами этого являются высоки арендные ставки на торговые площади и низкая рентабельность на единице товара. В результате розничные продажи будут сокращаться, а доля запчастей, реализуемых через станции технического обслуживания и оптовые склады быстро увеличиваться.

Следом за мелкими отраслевыми ритейлерами последуют импортеры отдельных марок автомобилей, которым также не выгодно организовывать продажи комплектующих к автомобилям. Они развивают данное направление лишь в рамках, имеющихся в их активах сервисных мощностей, поскольку обслуживают преимущественно гарантийные автомобили.

Кроме того, прогнозируется увеличение на рынке доли запчастей к автомобилям азиатских брендов. В связи с ростом доли продаж автомобилей японских, корейских и китайских брендов компании-импортеры на протяжении ближайшего года будут акцентировать внимание на расширении ассортимента запасных частей для азиатских автомобилей.

Тенденцией последних лет стал активный рост объемом вторичного рынка запчастей (IAM – Independent aftermarket), что вызвано рядом факторов. В целях экономии владелец автомобильного транспортного средства отказывается от дорогого сервиса официального дилера по окончанию гарантийного периода обслуживания автомобиля и переходит на независимые СТО.

Создание call-центров на базе отделов по обслуживанию клиентов позволит оперативно и технически грамотно помочь работнику автосервиса подобрать необходимую запасную часть. Более того, сегодня предоставляется возможность партнерам размещать заказы в on-line режиме посредством интернет технологий, внедрения CRM решений с целью выявления проблем и потребностей заказчиков.

Таким образом, на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика развития украинского рынка автомобильных запчастей. Структура сбыта комплектующих для автомобилей распределяется следующим образом: половина всех продаж происходит через фирменные и независимые станции технического обслуживания и оптовые склады, а вторая половина – в розницу (автомагазины, розничные сети) и посредством автомобильных рынков. Увеличение продаж автомобильных запчастей через станции технического обслуживания официальных дилеров повлечет за собой повышение качества предоставляемого сервиса.

Литература:

1. Савич А. Как  будет  развиваться  рынок  запасных  частей  в 2009-2010 гг.? [Электронный ресурс]/ А. Савич// Аис-автозапчасти. –  [Цит. 2009, 16 марта]. – Режим доступа: <[сылка более недоступна}

2. Яремчук В. Украина: Скоро СТО будут предлагать автозапчасти [Электронный ресурс]/ В. Яремчук// Багнет. – [Цит. 2008, 12 ноября]. – Режим доступа: < [сылка более недоступна}