главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.е.н., доцент Германчук А.Н., Перепилицына И.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Кулхалтинг в маркетинге: сущность и перспектитивы развития в Украине

Потребности потребителей сегодня достаточно сложно удовлетворить. Чтобы быть успешным, компании должны опережать своих конкурентов в поиске и удовлетворении потребительских желаний. Этого фирмы могут достигнуть, используя на одном уровне как маркетинговую стратегию, так и маркетинговые исследования в поисках новых тенденций, или так называемых – трендов. Обычно эти исследования направлены непосредственно на глубокое изучение рынка, с целью найти особые тенденции развития этого рынка.

Анализ робот ученых и специалистов Маковецкой М., Ковальчук С., Слободян И. и других позволяет сделать вывод, что вопрос кулхантинга в Украине недостаточно изучен и требует дополнительных исследований в этой сфере.

Целью исследования является определение особенностей кулхантинга и возможностей его использования в Украине.

Кулхантинг — поиск новых трендов и стилей. Термин coolhunting (от англ. cool — классный, крутой и hunting — охота) переводится как «охота за классным, крутым». Термин появился в начале девяностых, был подхвачен пользователями Интернета и закрепился в качестве идентификатора области деятельности части маркетологов, задачей которых стало исследование новых тенденций и предсказание трендов. Кулхантеры отслеживают появление новых явлений, которые формируются у потенциальных клиентов и пытаются использовать это в производстве товаров и услуг.

Кулхантеры «охотятся» за идеями в самых разных сферах. Главный объект «охоты» — новые течения/направления в молодёжной среде. Главным объектом этой охоты выступают новые течения и направления, которые зарождаются в молодежной среде: стиль; музыка, а именно музыкальные направления; кино; телевидение; компьютерные игры; мобильные телефоны; праздники и т.п. Именно молодежный рынок более восприимчив к новым тенденциям и активно потребляет все новинки. Молодежный рынок является наиболее активным, но в то же время он является особенно сложным для проведения исследований. Тем не менее, этот рынок активно исследуется и дает определенные положительные результаты.

Ярким примером может послужить молодежная культура «Эмо». Когда данная культура только зарождалась, кулхантинговые отделы некоторых крупных производителей аксессуаров, уже разрабатывали продукты, которые сейчас потребляются тысячами поклонников данной культуры.

Существуют специальные кулхантинговые агентства. Их основной задачей является исследование рынков потребителей с последующим анализом данных, для выявления нарастающих трендов. Проводя такие исследования, кулхантинговые агентства подробно изучают потребительские пристрастия. Далее следует не менее квалифицированный анализ полученных данных. Т.к. задачей кулхантинга является нахождение практически незаметных проявлений интереса потребителей к тому или иному направлению.

Иногда, в крупных компаниях существуют свои отделы кулхантинга на базе маркетинговой службы. Их работа состоит в том, чтобы посредством полученных данных выявить потребность потребителей на определенном рынке.

Обычно, компании предпочитают покупать готовые исследования у кулхантинговых агентств, чтобы не загружать свою службу маркетинга и не держать штатных работников.

Круговорот трендов в природе грандиозен и далеко не так прост. Индустрия выпускает новый продукт, который в первую очередь подхватывают кулхантеры, как самое восприимчивое ко всему новому звено, и несут эту тенденцию в массы. По мере распространения тенденции в обществе она превращается в моду.

Быть кулхантером в Украине пока не так модно, как на Западе, ведь большинство соотечественников понятия не имеют об этой сфере деятельности. Изучением как потребительских трендов, так и трендов в сфере маркетинга и рекламы занимается агенство «InTrends», которое входит в группу маркетинговых агенств «IRS group» и которое специализируется на мониторинге трендов.

Конечно, кулхантинг не является исследованием с 100% результатом. Очень часто случаются ошибки в выводах аналитиков кулхантинговых компаний, и явно развивающееся направление вдруг угасает. Но, тем не менее, кулхантинг остается востребованным во всем мире.

Такого рода исследования необходимы, ведь для компаний, которые хотят преуспевать в своём бизнесе, крайне важно правильно построить коммуникацию, прежде чем создавать брэнд. Особенно это нужно, если продукт нацелен на молодого динамичного потребителя.

Впрочем, украинские трендсеттеры сейчас не достаточно инновационны. Они следуют за европейскими трендами. А смелые тренды не будут востребованы в Украине до тех пор, пока не ужесточится конкуренция.

Итак, оставаясь интуитивным методом, кулхантинг тем не менее позволяет очень быстро получить точный и объемный срез текущих настроений и ожиданий целевой аудитории. А значит – адаптировать под них предложения, коммуникацию, позиционирование. И даже сделать этот мир немного лучше.

Литература:

1. М. Маковецкая. Трендхантинг. Взгляд из послезавтра. // Эл. Журнал – Частный Корреспондент. – 2009.

2. С.Ковальчук, И.Слободян. Кулхантинг: маркетинговые исследования новых трендов. // Маркетинг в Украине. – 2010. - №1.

3. Ю. Масиенко. Кулхантинг: ищем вдохновение и делаем мир лучше <[сылка более недоступна}