Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||
А.Г. Бутрин, В.А. Викулов Применение теории массового обслуживания для оценки качества выполнения заказов потребителей в цепях поставокТеория массового обслуживания – это раздел математики, изучающий системы, предназначенные для обслуживания массового потока заявок случайного характера. Все предприятия, интегрированные структуры, в т.ч. промышленные предприятия, интегрированные с поставщиками и потребителями функционируют как системы массового обслуживания. Применение теории массового обслуживания предоставляет инструментарий для оценки вероятности риска возникновения ситуации отказа от выполнения заказа системным комплексом. Адаптируем терминологию, используемую в теории массового обслуживания к решению задачи в рамках концепции управления цепями поставок. Системой массового обслуживания будем считать промышленное предприятия, интегрированное с поставщиками и потребителями, в который поступают заявки от конечных потребителей. Промышленное предприятие, интегрированное с поставщиками и потребителями имеет в своем составе каналы обслуживания, в нашем случае это конкретные конфигурации цепи поставок. В концепции управления цепями поставок необходимо рассматривать простейший или пуассоновский поток заявок от конечных потребителей. Этому потоку присущи следующие признаки: 1. Стационарность – вероятность появления того или иного числа заявок на отрезке времени t зависит только от длины этого отрезка и не зависит от того, где именно располагается этот участок на оси времени; 2. Ординарность – в каждый момент времени в систему приходит только одна заявка; 3. Отсутствие последействия – все заявки приходят в систему независимо друг от друга. Рассматриваемый поток называют «пуассоновским», так как количество заявок m, приходящееся на отрезок времени t, распределено по закону Пуассона:
где – плотность потока заявок, т.е. количество заявок в единицу времени. На входе в систему массового обслуживания определяется плотность входного потока (количество заявок в единицу времени), на выходе из этой системы определяется плотность выходного потока μ, которая является величиной, обратной среднему времени обслуживания одной заявки. Плотность входного потока является величиной постоянной. Внутреннее состояние систем – это вероятности того, что конкретная конфигурация цепи поставок неспособна выполнить своевременно заказ. Состояние промышленного предприятия, интегрированного с поставщиками и потребителями, с отказами описывается формулой Эрланга следующего вида: , где Pk –вероятности состояния системы (0≤k≤n), т.е. P0 – вероятность того, что все конфигурации цепи поставок способны выполнить своевременно заказ; P1 – вероятность того, что одна конфигурация цепи поставок неспособна выполнить своевременно заказ; Pn – вероятность того, что все конфигурации цепи поставок неспособны выполнить своевременно заказ или вероятность отказа в обслуживании. Рассмотрим применение инструментов теории массового обслуживания для решения задачи оценки вероятности возникновения риска отказа от выполнения заказа промышленным предприятием, интегрированным с поставщиками и потребителями на конкретном примере. Имеется 3 альтернативных конфигурации цепи поставок для выполнения заказа. В месяце 25 рабочих дней. В месяц промышленное предприятие выполняет 50 заказов, среднее время выполнения заказа 1 день. Определим вероятность возникновения риска отказа от выполнения заказа. В рассматриваемой задаче: Система массового обслуживания – промышленное предприятие, интегрированное с поставщиками и потребителями. Канал обслуживания – конкретная конфигурация цепи поставок. Поток заявок - поток заказов от потребителей. Обслуживание – выполнение заказа конкретной конфигурацией цепи поставок. Поток заявок принимается простейшим (пуассоновским), тогда: ==2 заказа в день (плотность входного потока), μ==1 заказа в день (плотность выходного потока). 1. Определим вероятности того, что в течение 1 дня в промышленное предприятие, интегрированное с поставщиками и потребителями придут 0,1,2,3 и т.д. заявки. Исходные данные: =2, t=1, m=0,1,2,3,4… Результаты расчета по формуле Пуассона представлены в таблице 1. Таблица 1
Как показывают данные таблицы наиболее вероятно получение одной или двух заявок в течении 1 дня, высока вероятность получения 3 и 4 заявок, а вероятность получения заявок 5 и более достаточно низка. 2. По формуле Элранга определим вероятности состояния системы, т.е. промышленного предприятия, интегрированного с поставщиками и потребителями. Результаты расчета представлены в таблице 2. Таблица 2
Как показывают данные таблицы 2 вероятность того, что все конфигурации цепи могут выполнить заказ (готовы к исполнению) является относительно низким – 15,8%, более высокую вероятность имеет неспособность выполнения заказа одной конфигурации цепи поставок 31,6%, вероятность неспособности выполнения заказа двумя конфигурациями цепи 31,6%. Вероятность возникновения ситуации отказа от выполнения заказа, т.е. ситуация неспособности всеми конфигурациями цепи выполнить заказ составляет 21,0%. Таким образом, можно сделать вывод, что вероятность возникновения риска отказа от выполения заказа промышленным предприятием, интегрированным с поставщиками и потребителями составляет 21,0%. Список литературы: 1. Бутрин, А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов интегрированных субъектов: монография / А.Г. Бутрин, В.И. Цаплин, Ю.В. Бутрина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.– 240 c. 2. Бутрин, А.Г Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие/ А.Г. Бутрин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.– 105 c. | ||||||||||||||||||||||||||||||||