главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Михайлец Д.В. Маркетинговое управление как способ повышения конкурентоспособности предприятияМаркетинг, как управленческая концепция функционирования субъектов рынка в условиях конкуренции, стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Сформировавшись в самостоятельную науку в начале уходящего столетия, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказавших влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и политиков, государственных, общественных, религиозных деятелей и многих других. Успешная деятельность каждого из них в конкурентной среде, позитивно воздействуя на благополучие миллионов людей, благосостояние стран и, в известной мере, на прогресс цивилизации, во многом зависит от результативности маркетингового управления соответствующими субъектами. В 2010 году в Украину ввезли почти 10 млн. мобильных телефонов. Более 2 млн "трубок" осели на складах. Распродавать эти залежи участники рынка будут в течение двух кварталов текущего года, поскольку спрос максимально был удовлетворен еще в прошлом году. По прогнозам экспертов, в 2011 году украинцы приобретут не более 6 млн трубок. На этом уровне реализация зафиксируется на следующие несколько лет. Кроме того, отечественные сотовые ритейлоры переживут вторую волну массового закрытия торговых точек, а то и сетей. "Вследствие того, что в ближайшие годы рост рынка будет очень умеренным, конкуренция существенно ужесточится. До 2011 года участники рынка в основном конкурировали по ценам. При нынешнем уровне рентабельности данная модель приведет к уходу финансово слабых организаций с рынка" Современные методы управления конкурентоспособностью предприятия с помощью маркетинговых инструментов позволяют обеспечить своевременность принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия к негативным воздействиям со стороны конкурентов, и для достижения целевых рыночных позиций при минимизации уровня предпринимательского риска. Маркетинговое управление – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации, таких как, получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка. Управление маркетингом рассматривается в трех направлениях: 1. Управление деятельностью – предполагает, что предприятие рассматривается как открытая система и при принятии решений учитываются как внутренние возможности предприятия, так и требования внешней среды, то есть предприятие направлено на рынок и постоянно готово к выполнению его требований. Осуществляется через разработку корпоративных стратегий. Ответственность на высшем руководстве. 2. Управление функцией – формируется в результате изменения в мировоз-зрении управления предприятием «от нужд производства к нуждам рынка»: - совместно с производством маркетинг решает вопросы выпуска продукции необходимого качества в нужном количестве в соответствии с требованиями рынка по доступной цене; стимулируют производство на внедрение новых технологий, снижение затрат, обеспечивающих выпуск современной, конкурентоспособной продукции. - совместно с финансами маркетинг обеспечивает оптимальное распределение ресурсов предприятия для получения желаемой прибыли. - совместно со сбытом решаются вопросы своевременного доведения продук-ции до потребителей с целью удовлетворения потребностей и получения при-были. - совместно с административной функцией решаются вопросы кадровой политики с точки зрения количества, а самое главное квалификации работников, способных лучше реализовать возможности потенциала предприятия на конкурентном рынке. Механизм выполнения маркетингом своих функций основывается на разработке маркетинговой системы, как части управленческой системы предприятия, включающей: - организацию; - планирование (разработку планов); - информацию; - контроль. Ответственность лежит на топ-менеджменте или руководителях по отдельным направлениям маркетинговой деятельности. 3. Управление спросом – обеспечивается стратегическими и оперативными решениями по определению целевых рыночных сегментов и формированию для них маркетинговых усилий с использованием комплекса средств: продукт, цена, распределение и продвижение. Управление маркетингом направлено на решение задачи воздействия на уро-вень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла поставленных целей. Управление маркетингом приравнивают к управлению спросом. Ответствен-ность лежит на менеджерах по конкретным продуктам. В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя. Маркетинговое управлении строится на: 1. принципах стратегического планирования 2. принципах управления инвестиционным портфелем 3 принципах собственно маркетинга, позволяющего оценить отклик на реализацию решений, принимаемых на основе первых 2х принципов. |