Каталог статей

Коваленко В.В.

Инвестиционная стратегия в экономическом развитии предприятия

В современных условиях инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, роста технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают глубочайшие основы хозяйственной деятельности, определяют процесс экономического роста в целом. Экономическая ситуация, которая сложилась сейчас в Украине, довольно сложная. Среди совокупности причин, которые способствовали экономическому кризису и сдерживают переход Украины на траекторию экономического роста, главнейшей является низкая инвестиционная активность.

Решение этой проблемы требует системного подхода к ее изучению, углублению знаний о содержании, последовательности и взаимосвязях инвестиционных процессов в целом и особенно - на предприятии. Ее рассмотрению посвящено большое количество публикаций, достаточно мало раскрывающих состояние вопроса.

Актуальность исследования указанных блоков проблемы обусловлена их недостаточной изученностью в настоящее время и необходимостью совершенствования механизма регулирования инвестиционного процесса в рыночных условиях хозяйствования.

В высокоразвитой экономике инвестиции считаются интегральной составляющей стратегии развития предприятия, а зачастую даже гарантией результативной и эффективной реализации этой стратегии.

Все инвестиционные мероприятия в рамках стратегии развития предприятий следует рассматривать в трех основных аспектах:

макроэкономическом, учитывающем как совокупность всех взаимодействий субъектов национальной экономики, так и глобализацию экономики, т.е. международные связи, влияющие на все народное хозяйство страны и ее трансформацию (направленную на создание и совершенствование рыночных механизмов). Эти связи в макроэкономическом масштабе определяют общие экономические, технические, организационные и правовые рамки функционирования хозяйствующих субъектов во всех секторах экономики;

мезоэкономическом, т.е. в пределах конкретного сектора экономики и проводимой в нем государственной политики;    

микроэкономическом, т.е. в контексте сильных и слабых сторон функционирования отдельных предприятий в конкурентном окружении.

В экономической теории и практике существует множество интерпретаций понятия «стратегия развития предприятия». Чаще всего это понятие отождествляется с определением его миссии на данном этапе существования, т.е. целей, принципов и способов функционирования при использовании некоторого комплекса средств. В общем случае, стратегия развития предприятия ориентируется на результативное и эффективное реагирование на конкурентное окружение, иногда - на противостояние конкуренции, а также выживание и долговременное развитие на рынке. В рыночной экономике важнейшей целью стратегии развития предприятия считается рост его рыночной стоимости. Целями могут также служить: долговременное поддержание уровня доходности, максимизация прибыли или рентабельности, минимизация издержек, увеличение капитала, поддержание текущей финансовой устойчивости, завоевание запланированной доли рынка, проведение мероприятий, относящихся к жизненному циклу продукта, либо удержание уже завоеванной рыночной позиции [1, с. 13-14].

Необходимым этапом инвестиционной деятельности для субъектов инвестирования, который учитывает результаты среднесрочного и долгосрочного прогнозирования является выбор стратегии. На основе выбранной стратегии разрабатываются бизнес-планы и инвестиционные проекты.

   Понятие инвестиционной стратегии вытекает из общего определения понятия стратегии, поскольку инвестиции являются неотъемлемой частью финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Существующие определения основаны именно на таком понимании. Поэтому инвестирование как процесс вложения капитала в предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли (дохода) непосредственно связан со стратегическим управлением в целом и планированием в частности [2, с. 15].

Под инвестиционной стратегией понимается комплекс долгосрочных целей и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Следовательно, инвестиционный процесс начинается с определения инвестиционной стратегии предприятия, выбор которой зависит от: стадии жизненного цикла предприятия, стратегии развития в целом, состояния внешнего и внутреннего рынков инвестиционных ресурсов,инвестиционной привлекательности предприятия как объекта вложения средств [3, с. 14].

По мнению Блохиной В.Г, инвестиционные стратегии, в свою очередь, можно разбить на две группы [4, с. 10];

пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае не ухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.;

активные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми уровнями за счет внедрения новой технологии, захвата новых рынков или поглощения конкурирующих фирм.

Формирование инвестиционной стратегии предприятия осуществляется в поле пересечения взаимных интересов как самого предприятия, так и его потенциaльного стратегического инвестора [5, с.16].

Результативность и эффективность реализации стратегии инвестирования в первую очередь зависит от правильности принятия инвестиционных и финансовых решений. В свою очередь инвестиционные решения непосредственно зависят от оценки финансово-экономических результатов деятельности предприятия и наличия возможностей привлечения капитала Поэтому в любой ситуации решения менеджеров или владельцев приобретают для предприятия критически важное значение.

Осуществление инвестиций непосредственно связано и зависит от инвестиционной деятельности, которую ведет предприятие.

В свою очередь, инвестиционная деятельность направлена на решение стратегических задач развития промышленного предприятия, создание необходимых для этого материально-технических предпосылок.

В настоящее время в инвестиционной деятельности используются понятия «субъекта» и «объекта» инвестиционного процесса. К субъектам инвестиционной деятельности относятся инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики материалов и оборудования, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи, иностранные инвесторы, а так же государства и международные организации [9, с. 10]. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. В свою очередь субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация денежных и материальных вложений [6, с. 16-17]

Известны две основные трактовки понятия «инвестиционная деятельность». Содержание первой дается с позиции инвестиционного менеджмента и сводится к 2 аспектам [7, с. 29-30]:

технико-экономическому обоснованию приоритетных направлений инвестирования средств;

обоснованию объема финансовых ресурсов и возможных источников их привлечения.

          Согласно второй трактовке «инвестиционная деятельность» - это совокупность технологии необходимых работ (процедур) для создания новых объектов или воспроизводства основных фондов.

Обобщая выше изложенное, можно утверждать, что полноценно раскрыть сущность инвестиционной деятельности возможно на основе определения ее основной задачи, особенностей и этапов осуществления данного процесса (рис. 1):


Рис. 1. Сущность инвестиционной деятельности

Исследование проблемы инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической мысли. Отечественные и зарубежные ученые рассматривают понятие инвестиции с разных точек зрения. Шарп У. Ф. дает определение инвестирования в широком смысле как «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем» [8, с.1], т.е. инвестиции - это вложение денежных средств с целью получения большей суммы в будущем. Дж. Розенберг утверждает, что инвестиции - это «использование денег для извлечения дохода, или достижения прироста капитала, либо для того и другого» [9, с. 20]. В Толковом словаре И. Бернара и Ж: К. Колли дается следующее определение: «приобретение средств производства. В более широком смысле: приобретение капитала с целью получения дохода. В общеупотребительном смысле: вложение в ценные бумаги» [10].

       Рассматриваемые со стороны объекта инвестиции  носят двойственный характер.       С одной стороны, они выступают как инвестиционные ресурсы, отражающие величину неиспользованного для потребления дохода; с другой стороны, инвестиции представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской или иной деятельности, определяющие прирост стоимости капитального имущества.

       С точки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступают как объекты инвестиционной деятельности. Они включают [8, с.9-10]: основной и оборотный капитал, ценные бумаги и целевые денежные вклады, а так же нематериальные активы.

Однако, с моей точки зрения, согласно финансовой отчетности, инвестиции включают: основные и оборотные активы, необоротные активы, в т.ч. нематериальные  активы, ценные бумаги и целевые денежные вклады.

Таким образом, инвестиции осуществляются только в денежной форме, но существует так же инвестирование в виде нематериальных активов, движимого и недвижимого имущества. Так же инвестиционные проекты не всегда приносят прибыль или определенные выгоды.

Инвесторы преследуют в процессе своей инвестиционной деятельности различные цели. Их можно подразделить на две большие группы: цели, выражаемые в денежной форме, и цели, не выражаемые в денежной форме.

Цели в денежной форме по отношению ко второй группе целей имеют то преимущество, что они могут быть выражены количественно. Реализация целей, не выражаемых в денежной форме, требует учета при обосновании инвестиционных проектов качественных методов прогнозирования и оценки, которые включают различные опросы экспертов, клиентов, поставщиков, сотрудников фирмы, «мозговую атаку», написание сценариев будущего развития [3, с. 13].

      На основе исследования определений инвестиций и учитывая приведенные уточнения предлагаем следующее определение: инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и другие виды деятельности, в результате которой получается прибыль (доход), достигается социальный эффект или индивидуальные цели инвестора.

В качестве выводов следует отметить, что выявление оптимального направления инвестирования с целью получения максимальной прибыли является одной из наиболее сложных и важных экономических задач, с которыми сталкиваются предприятия в процессе инвестиционной деятельности. Следовательно, для оптимального осуществления инвестиционной деятельности, выявления наиболее эффективного способа использования капитала в течение длительного периода времени со стабильной отдачей, необходима разработка стратегии инвестирования и обеспечение ее реализации.

Литература

1. Островская Э. Риск инвестиционных проектов. – М.: Экономика, 2004. – 269 с.

2. Балацький О.Ф., Теліженко О. М., Соколов М. О. Управління інвестиціями.- Суми: Університетська книга, 2004. – 232 с.

3. Савчук В. П., Прилипко С. И., Величко Е. Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов: Учеб. пособие. – К.: Абсолют-В, Эльга,1999. – 304 с.

4. Блохина В. Г. Инвестиционный анализ. – Ростов-н/Дону.: Феникс, 2004.- 320 с.

5. Мелкумов Я. С. Инвестиции: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003, - 254 с.

6. Жданов В. П. Организация и финансирование инвестиций. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. -218 с.

7. Ример М. И., Кассатор А. Д., Матиенко Н. Н. Экономическая оценка инвестиций – К.: 2005. – 480 с.

8. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции. - К.: Абсолют-В, 2007. – 1024 с.

9. Денисенко М. Д. Основи інвестиційної діяльності. – К.: Алертс, 2006. – 338 с.

10. Бернар И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. – М.: Международные отношения, 2000.