Каталог статей

Броило Е.В.

Проблемы реструктуризации организаций в период экономического кризиса

Как показывает и мировая, и российская практика, даже наличие достаточно развитого законодательства, целого ряда субъектов защиты бизнеса и системы государственного регулирования и управления кризисными организациями, гарантировать экономическим субъектам действительно безопасное ведение предпринимательской деятельности в принципе невозможно. В России эта проблема усугубляется переходным характером национальной экономики, относительно небольшим опытом рыночных отношений, во многом криминальном характере массовой приватизации и первоначального этапа накопления капитала в стране, несовершенными организационным и законодательным механизмами защиты предпринимательства, неэффективностью системы государственного регулирования в целом.

Наибольшую опасность для бизнеса в России представляют следующие негативные явления, получившие наибольшее распространение в последние годы:

1) административное давление на бизнес;

2) неэффективная налоговая политика;

3) криминальные слияния и поглощения («захваты бизнеса», рейдерство).

Особенно уязвим в России малый бизнес. Как показывают исследования, в начале своей деятельности наиболее серьезными проблемами для субъектов малого предпринимательства являются высокая налоговая нагрузка и нестабильность налогового законодательства, а также нехватка собственных финансовых средств для развития.

Чуть менее остро перед предпринимателями стоят проблемы высоких арендных ставок на помещения и трудности с получением банковского кредита [1].  По данным общественной организации малого бизнеса «Опора России», в стране в 2010 г. было зарегистрировано 880 тысяч малых предприятий, а доля малого бизнеса в ВВП составляла 11-13%. При этом только 18% существующих предприятий малого бизнеса когда-либо пользовались банковскими ссудами, тогда как кредитная поддержка требуется 90% из них.

Наряду с этим в деловом пространстве России набирает силу тенденция укрупнения бизнеса (слияния и поглощения), которая имеет две существенные особенности. Первая заключается в том, что часть слияний и поглощений приводит к обязательному присутствию в капитале компаний доли государства. Вторая особенность выражается в криминальном характере значительного числа сделок.

В последние годы появились структуры, специализирующиеся на захвате предприятий (рейдерстве) с целью перепродажи или перепрофилирования.

Враждебное поглощение в классическом понимании предполагает, что потенциальный инвестор делает акционерам компании публичную оферту (предложение) по покупке акций без получения предварительного одобрения топ-менеджмента компании. Однако сама продажа акций акционерами происходит исключительно добровольно, в рамках процедуры, установленной законодательством, без применения физического или психологического давления или криминальных схем. Это нормальный инвестиционный процесс, с помощью которого меняют собственника многие западные компании.

Еще один распространенный вариант захвата бизнеса – через реестр акционеров, в который преступники вносят изменения. Реестр владельцев ценных бумаг выступает ключевым элементом спецификации прав собственности на бездокументарные ценные бумаги. Для осуществления прав акционеру по действующему закону не нужно предъявлять ценную бумагу, достаточно лишь его идентификации по реестру акционеров. Благодаря безбумажной форме физическое владение капиталом превращается в учетное, в виде электронных записей. И именно в этой сфере учета и регистрации прав собственности имеет место несанкционированное списание ценных бумаг со счета собственника в реестре с последующей их перепродажей добросовестным приобретателям. В результате чего, законный владелец акций, не совершая никаких действий по их отчуждению, лишается своей собственности [2].

Хищение акций происходит, как правило, следующими способами:

- посредством подделки подписи физического лица на передаточном распоряжении, представления поддельной доверенности;

- посредством поддельного протокола общего собрания участников юридического лица, в котором назначается его руководитель (исполнительный орган), подписывающий передаточное распоряжение;

- путем представления поддельного свидетельства о праве на наследство;

- путем списания акций с лицевых счетов одного лица и зачисление их на счет другого лица вообще без оформления надлежащих документов (используется преимущественно в обществах, которые ведут свой реестр самостоятельно);

- получение заведомо неправосудного судебного решения и соответствующих исполнительных документов, обязывающего держателя реестра перевести акции со счета прежнего владельца на счет другого лица, либо подделка таких документов и др.

Существующая в настоящее время учетная система не позволяет идентифицировать ценные бумаги таким образом, чтобы иметь возможность проследить индивидуальную судьбу каждой отдельной ценной бумаги во всех случаях. Поскольку регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в представленных на регистрацию документах, но не за её достоверность, представляемая информация не проверяется независимым экспертом (за исключением случаев публичного размещения путем открытой подписки). Подобная неполнота при осуществлении государственного контроля уменьшает эффективность защиты прав и интересов инвестора. Несмотря на то, что инвестирование в акции связано с высокими финансовыми рисками для инвестора, законодательство не содержит положений об ответственности регистрирующего органа в случае ненадлежащего контроля за соблюдением эмитентами процедуры эмиссии акций.

Враждебные слияния и поглощения ставят своей целью захват активов организации, укрупнение бизнеса. В процессе дальнейшего хозяйствования неумелое управление вновь созданной компанией может привести к снижению платежеспособности и банкротству. Действующее законодательство позволяет провести процедуры восстановления финансовой устойчивости организации, а также определить фиктивное банкротство таковой.

Считаем, что в области совершенствования процедуры банкротства и снижения доли «заказных», «преднамеренных» и «фиктивных» банкротств, повышения защиты интересов собственника, необходимо:

- создать реально работающий механизм привлечения к ответственности недобросовестных руководителей за доведение предприятия до состояния банкротства;

- рассматривать всю совокупность дел по банкротству специализированными судами, судебными коллегиями, специалистами, обладающими необходимыми знаниями в области экономики, бухгалтерского учета и корпоративного законодательства;

- внести изменения в законодательство о банкротстве, предусматривающие устранение терминологической неточности содержания финансового оздоровления и включить подробную регламентацию этой досудебной стадии с учетом ее экономической сущности;

- осуществлять постоянный мониторинг незаконных захватов бизнеса и давать этим фактам соответствующую юридическую оценку.

Можно выразить согласие с исследователями [3], которые считают, что, выстраивая стратегию долгосрочного экономического роста и формируя финансовую политику, государству необходимо создать благоприятные условия для выполнения всеми экономическими субъектами своих функций, в том числе и кризисными предприятиями. Поэтому регулирование процессов финансового оздоровления кризисных предприятий должно входить в число первоочередных задач государственной финансовой политики, как основа для дальнейшего успешного развития экономической системы страны в целом.

Давно назрела необходимость разработки и принятия Государственной стратегии безопасности предпринимательства, которая должна включать:

- систему целей и задач обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;

- временные параметры реализации стратегии (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные цели);

- систему мер поддержки малого предпринимательства на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном;

- характеристику внутренних и внешних угроз безопасности предпринимательства на всех уровнях их возникновения;

- четкие критерии и параметры, которые характеризуют интересы государства в области предпринимательства;

- принципы взаимоотношений государства и бизнеса, государства и сектора НКО в сфере предпринимательства;

- приоритеты формирования финансовой, денежно-кредитной, валютной, бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, расчетной, ценовой, банковской политики, а также институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих влияние факторов, оказывающих негативное влияние на устойчивость домохозяйств, хозяйствующих субъектов и наемных работников;

- определение органов и круг их полномочий в сфере обеспечения безопасности предпринимательства;

- критерии эффективности деятельности органов, выполняющих задачи в сфере обеспечения безопасности предпринимательства.

В частности, на ведомственном уровне необходима разработка методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз безопасности предпринимательства, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз; определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) системы защиты предпринимательства.

Таким образом, государственная стратегия безопасности предпринимательства должна определять объекты, субъекты, силы, средства и способы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

В условиях, когда существующая общегосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства неэффективна, для российских предприятий актуализируется задача разработки собственных схемы защиты от криминальных захватов и других угроз в целях предотвращения кризисных явлений.

Литература:

1. Буев, В.В. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития  [Текст] / В.В. Буев, Е.Г. Литвак, С.В Мигин, М.В. Потапова, М.А. Сергеева, Д.В. Скрипичников, А.О. Шеховцов. – М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), 2009.

2. Ионцев, М.Г. Копоративные захваты: слияния, поглощения, гринмэйл [Текст] / М.Г. Ионцев. – М.: Ось-89, 2006. – 224 с.

3. Купцов, Г.И. Реструктуризация как инструмент финансового оздоровления предприятия [Текст] / Г.И. Купцов // Автореферат дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Г.И. Купцов. –  Новосибирск: Сиб. ин-т финансов и банк. дела, 2006. – 22 с.