Каталог статей |
Никитченко О.В. Проблемы налогового законодательства и пути их решенияНалоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.В современном мире налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Украины. Данная тема является наиболее актуальной в период экономического кризиса, так как налоговая система позволяет помочь государству контролировать деятельность предприятий, различных учреждений и организаций, а также восполнять государственный бюджет, для выполнения государством своих функций. Целью работы, является рассмотреть актуарные проблемы налогового законодательства и пути их решения. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и других взносов, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство в Украине можно охарактеризовать как бессистемное, отличающееся следующими тенденциями: 1. Налоговая политика в Украине формируется под воздействием текущих обстоятельств, лоббизма, без соответствующего научного обоснования и анализа последствий от введения тех или иных налогов и сборов (обязательных платежей); 2. Помимо существования обычного числа налогов и сборов, которые, как правило, отличаются не высокой эффективностью, сформированы многочисленные внебюджетные фонды целевого назначения, что существенно усложняет уплату налогов и контроль над их осуществлением; 3. В налоговом законодательстве, довольно сильно развита фискальная функция и менее развита, функция стимулирования экономики; 4. Подзаконные акты, издаваемые Кабмином Украины, не соответствуют по некоторым пунктам законам Украины, и довольно часто законодательные акты даже имеют обратную силу, т. е. налоги взимаются в период, когда тот или иной Закон еще не вступил в силу; 5. Часть налогов и сборов, формируется не от объекта налогообложения, а от направления их использования (например, взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд); 6. Политика исполнительной ветви власти, направлена исключительно на пополнение бюджета любой ценой, и это заставляет плательщиков налогов легально уклоняться от их уплаты, таким образом, этот фактор способствует скрывать часть налогов, что и приводит к появлению теневой экономики. 8. Все проблемы решаются административным путем (усиливается роль карательных органов – налоговой милиции). Исходя из выше перечисленных проблем, можно сделать вывод, что главная нацеленность работников налоговой администрации, направлена на запланированный объем штрафов позволяет налогоплательщикам порой рассчитывать на то, что достаточно договориться с контролерами — и дальше они копать не будут. В результате виновность субъекта хозяйствования уходит на задний план, а соблюдение законодательства вообще становится не главным. Такая беспричинно-следственная связь делает его соблюдение непринципиальным. С неотвратимостью наказания связан и остро стоящий вопрос в будущем о развитии теневой экономики. Именно пресс штрафов в свое время инициировал появление теневой экономики. Нахождение в тисках неопределенности законов и неотвратимости штрафов наиболее болезненно для субъектов малого предпринимательства. Не сумев выйти из сложившийся ситуации субъекты малого бизнеса начали уходить в тень, позволяющий хоть как-то удержаться на поверхности. Таким образом, неэффективность налоговой политики приводит постоянно к: - падению объемов производства, его рентабельности и соответственно увеличению количества убыточных предприятий; - росту «тенизации» экономики; - формирования негативного отношения общества к самому понятию «налоги». Поэтому назрела необходимость реформирования налоговой системы Украины. Именно Налоговый кодекс, должен обеспечить комплексный подход в регулировании налоговых отношений, устранить несогласованность налогового законодательства, обеспечить единую и стабильную законодательную базу налогообложения. Такая попытка была предпринята законодателем еще в 2000 году, когда Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков» №2181, впервые предусмотрел правило конфликта интересов, согласно которому при неоднозначности законодательства решения должны приниматься в пользу налогоплательщиков. Эта норма стала прорывом украинского налогового законодательства, пожалуй, единственным его крупным достижением. Однако заявленный в законе принцип не получил применения в полной мере. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много. Незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по – видимому, до принятия Налогового законодательства с учетом всех проблем системы налогообложения.
Литература: 1. Закон України „Про систему оподаткування” № 1251-XII від 25.06.91. 2. Указ Президента України „Про затвердження Положення про Державну податкову адміністрацію України” № 886/2000 від 13.07.00. 3. Ісаншина Г.Ю. Податковий менеджмент: Навчальний посібник: Київ: ЦУЛ, 2003. – 260 с.
|