Каталог статей

Камышева Н.А.

Перспективы развития лизинга сельскохозяйственной техники в Костанайской области

Костанайская область известна далеко за пределами Республики Казахстан своим аграрно-промышленным потенциалом. Её традиционно называют главной хлебной житницей республики.

В структуре экономики Костанайской области доля аграрного сектора составляет до 39% валового регионального продукта. Растут объемы производства валовой продукции сельского хозяйства, ежегодно увеличиваются инвестиции в основной капитал сельского хозяйства.

Приоритетным направлением в развитии областей является растениеводство, оно занимает более 60% валовой продукции сельского хозяйства.

Но, несмотря на увеличение инвестиций в данный сектор, изношенность сельскохозяйственной техники составляет 80 %. Возрастной состав тракторов более 10 лет эксплуатации составляет около  94,5 %, зерноуборочных комбайнов – 77,7 %. Помимо физического износа происходит и моральное старение машин.

На 1 января 2010 года в Костанайской области имеется: 26124 тракторов, 12078 зерноуборочных комбайнов, 24200 сеялок, 73262 борон, 180 протравителей семян, 3921 культиваторов, 645 высокопроизводительных посевных комплексов и другой сельскохозяйственной техники [1]. Одним из путей обновления парка сельскохозяйственной техники является лизинг.

В текущем году в лизинг через АО "КазАгроФинанс" сельхозпредприятиями области поданы заявки на приобретение 109 единиц техники, в том числе 19 тракторов, 1 зерноуборочный комбайн, 8 посевных комплексов, 52 сеялок и другой техники, чего по нормативам явно недостаточно, тем более в лизинг передавалась техника экономически сильным хозяйствам, которые и без этого крепко стоят на ногах. Средним и мелким сельхозтоваропроизводителям в основном путь в лизингу закрыт, да и кредитование банков второго уровня сократилось, в связи с финансовым кризисом. Ведущими лизинговыми компаниями Казахстана на сегодняшний день являются  АО "Лизинговая компания "Астана-финанс", Центр Лизинг, АО Халык-Лизинг, АО Лизинг Групп, Вираж-Лизинг, АО Альтернативные Финансы, Райффайзен Лизинг Казахстан, БТА ОРИКС Лизинг, АО БРК-Лизинг, Astana Motors Leasing.

В 2010 году происходило обострение конкуренции, так как активизировались иностранные лизинговые компании. Они, как правило, могут предложить более привлекательные условия для клиентов. Помимо этого, ужесточение налогового законодательства постепенно приводит к тому, что клиентам становится выгоднее покупать в кредит, чем брать в лизинг.

Недостаточная востребованность лизинга в Республике Казахстан заключается в нерешенных проблемах правового, институционального и организационно-технического характера, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики.

По результатам опроса казахстанских лизинговых компаний, основными факторами, препятствующими дальнейшему развитию отрасли стали:

1. Недостаток финансирования.

2. Недостаток качественных заемщиков.

3. Низкий спрос на лизинговые услуги.

4. Наличие «пробелов» в законодательстве, особенно касается вопроса  условия передачи имущества во вторичный лизинг.

Запуск  программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) в 2010–2014 годах вкупе со стартом работы Таможенного союза и ожидаемым началом функционирования единого экономического пространства, на наш взгляд, способны вывести казахстанский рынок лизинга на качественно новый уровень, но  при этом   лизинговые компании Казахстана окажутся в более уязвимом положении, чем российские в силу различного законодательства [2]. Российские лизинговые компании могут предложить гораздо более гибкие условия финансирования, а также не несут рисков при дефолте лизингополучателя.

Литература:

1 Данные комитета статистики Костанайской области

2 Роль лизинга как инструмента модернизации и инновационного развития экономики. Бюллетень рейтингового агентства  Эксперт РА Казахстан. Алматы, 2011