Каталог статей

Шпонько В.И., Андрусенко Ю.А.

Система логистики в условиях рыночной трансформации экономики

 Логистика – одно из самых «замкнутых» понятий, связанных в нашем сознании с рыночной экономикой. Знакомо оно нам только из лекционных курсов: в отличие от того же маркетинга логистика не входит в практику многих украинских предприятий. Однако на уровне здравого смысла ее так или иначе применяет почти каждый руководитель. Правда, из-за бессистемности и полуосознанности этой работы эффект от нее становится все скромнее по мере развития рынка и усиления конкуренции.

Большинство примерно представляет себе, из чего состоит предмет «логистика». Именно поэтому после создания в компании соответствующей службы кажется, что вот оно – свершилось. Но логистика – это еще и процесс, и, как любой процесс, он требует управления.

Логистика – явление достаточно сложное и многообразное – представляет собой определенный образ мышления, своего рода деловую философию, активную предпринимательскую деятельность, в основе которой – стремление удовлетворить потребность в соответствующих товарах, технологиях, технике, сырье, в материально-техническом обеспечении и квалифицированных кадрах. Логистика – это процесс планирования и управления движением сквозного материального потока на микро- и макроуровнях.

Одной из главных функций логистики является исследовательская функция, включающая множество задач по изучению рынков. Логистика всегда начинается с изучения потребителей, поставщиков, потребностей в товарах. При этом изучаются рыночная деятельность, конкуренция и все, что связано с производством и движением товаров. Для этих и других целей логистическая деятельность должна обеспечить предприятие надежной, достоверной информацией о поставщиках, покупателях, структуре и динамике спроса, вкусах, желаниях и предпочтениях потребителей. Кроме того, в функции исследования входят изучение технической оснащенности предприятий, выпускающих однородную продукцию, распределительные каналы этой продукции, а также новые решения, касающиеся закупки, производства и распределения товаров, их качества и цены.

Цель логистики – это обеспечение рентабельности операций, получение прибыли в заданных границах времени и в пределах имеющихся средств. Отсюда ориентация на прогнозирование рыночной ситуации, анализ тенденций изменения структуры платежеспособного спроса и характеристик самого товара, которые во многом определяются научно-техническим прогрессом.

На наш взгляд, логистика в компании проходит три стадии развития. На первой стадии, когда есть монотовар и конкурентов нет вообще или их присутствие слабо сказывается, компания не нуждается в логистике. Вторая стадия подразумевает наличие в компании традиционной логистики. Какое-то время эта схема работает. Но когда на рынке появляется все больше игроков, увеличивается количество продуктов, для многих такой «ручной» способ сбора и обработки логистической информации означает потерю доли рынка, а вместе с ней и оборота. Необходима более совершенная система.

В иностранных компаниях внимание сейчас сосредоточено на оптимизации процессов. Большая же часть украинских предприятий еще не решила предшествующую задачу – выстроить процессы в более или менее приемлемую систему, для чего прежде всего необходимо их точно описать. Только решив эту задачу и научившись получать необходимую информацию о материальных потоках, можно начать целенаправленное управление показателями качества всей системы, а также применение известных методов управления запасами и логистическими издержками.

Моделирование процессов может преследовать следующие цели.

1. Стратегический анализ организации бизнес-процессов компании как следующий шаг за построением организационно-функциональной модели. Если последняя только определяет и «стратегически» распределяет функции между подразделениями компании, то на уровне бизнес-процессов можно промоделировать их взаимодействие.

2. Постановку системы качества, также связанную с достижением стратегических целей предприятия. В последней редакции стандарта качества ISO 9000 деятельность предприятия рекомендуется описывать как совокупность процессов, что позволяет достигнуть его большей прозрачности в части обеспечения «гарантированного уровня качества разработок, производства и поставок продукции».

3. Организацию и оптимизацию логистических цепочек предприятия, направленных на улучшение показателей его эффективности. В первую очередь в качестве объектов для формального описания должны быть выбраны ключевые процессы компании, которые сильнее всего сказываются на ее конкурентоспособности.

4. Переход к компьютеризации. Здесь надо еще точнее представить каждый процесс: ресурсы, документы, исполнителей, действия.

Описывать сразу все бизнес-процессы – слишком дорогое и трудоемкое мероприятие. Упорядочение бизнеса хорошо начинать по шагам со структуризации входящих и выходящих материальных потоков с помощью типовых техник логистического анализа: методов АВС и XYZ.

Метод АВС связан с широко распространенным в жизни явлением, известным как правило «20/80» (20% усилий определяют 80% результата). В логистике это правило проявляется следующим образом:

- 80% стоимости продукции определяется 20% входящих в нее компонентов;

- 80% ежегодного объема продукции производится за 20% рабочего времени;

- 80% стоимости запасов дают 20% наименований хранимых на складе запасов.

Наибольший эффект дает применение этого метода в комбинации с другим, пока малоизвестным в Украине XYZ – анализом. Метод XYZ позволяет произвести классификацию тех же ресурсов компании, например сырья и материалов, но в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений потребности в них.

Управление запасами позволяет получить быстрый эффект. Однако это не решает всех задач, которые стоят перед украинскими компаниями в области логистики. Стабилизация бизнеса позволяет компаниям потратить время на его упорядочение, в том числе на оптимизацию логистики. Компания должна представлять собой отлаженную систему.