Каталог статей

Бухтиярова Т.И., Овчинникова И.А.

Формирование и функционирование кластерных структур – основное условие инновационного развития региональной продовольственной системы

Экономическая политика социально-экономического развития России, регионов имеет своей целью обеспечение нового качества жизни населения, потребления материальных благ, удовлетворение общих интересов и потребностей.

Аграрная политика в качестве составляющей экономической политики, заключается в определении экономической стратегии и тактики социально-экономического развития аграрного сектора в соответствии с принципом «учета интересов», объективными закономерностями формирования и развития аграрных отношений.

Под воздействием глобализации экономики в условиях углубления международного разделения труда, создания транснациональных корпораций и наряду с другими факторами, агропродовольственная политика выделилась в самостоятельную систему, на формирование которой в настоящее время влияет политика стран – импортеров продовольствия.

Следует отметить, что с одной стороны, агропродовольственная политика выделилась из аграрной политики, имеет с ней общие корни – обеспечить население продуктами питания. С другой стороны, понятие «агропродовольственная политика», набор инструментов и методов по ее формированию, значительно расширились [2].

В продовольственном комплексе Пермского края можно выделить два ведущих подкомплекса: мясопродуктовый и молочнопродуктовый, которые составляют основу отрасли животноводства региона. По данным 2010 года на их долю приходится около 70 % производства всей продукции (таблица 1), посевные площади под кормовыми культурами увеличились с 55,4% в 2006 году до 58,9% в 2009 году.

Таблица 1 – Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств Пермского края (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства

в том числе:   растениеводства

животноводства

19010,0

7060,9

11949,1

20238,2

7629,9

12608,4

26971,5

11117,9

15853,5

27351,7

11363,4

15988,3

26976,3

9155,2

17821,1

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства

в том числе:   растениеводства

животноводства

10118,4

2395,3

7723,1

11266,0

2886,3

8379,7

14158,9

3660,6

10498,3

13958,7

3573,2

10385,6

15067,7

2978,7

12089,0

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

в том числе:   растениеводства

животноводства

8562,7

4512,9

4049,7

8645,1

4589,7

4055,4

12403,0

7247,3

5155,7

12968,5

7572,4

5396,0

11530,0

5996,4

5533,6

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства

в том числе:   растениеводства

животноводства

329,0

152,7

176,3

327,2

153,9

173,3

409,5

210,0

199,5

424,5

217,9

206,6

378,6

180,1

198,5

В общем объеме продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) по данным 2010 года на долю сельскохозяйственных организаций приходится 55,9%, личных подсобных хозяйств – 42,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 1,4%. Сохраняется тенденция снижения доли сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства.

На протяжении ряда лет удельный вес животноводства в хозяйствах населения уменьшался и только в 2010 году данный показатель восстановился до уровня 2006 года, главным образом за счет резкого сокращения объемов производства картофеля, а также плодовых и ягодных культур (таблица 2).

Таблица 2. – Производство продуктов сельского хозяйства организациями Пермского края, тыс.т.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2006 г., %

Сельскохозяйственные организации

Продукция растениеводства

Зерно (в весе после доработки)

Картофель

Овощи

421,5

32,3

22,1

378,4

37,9

18,3

415,5

43,6

19,9

429,8

73,1

13,7

316,7

39,9

11,9

75,1

123,5

53,8

Продукция животноводства

Скот и птица (в убойном весе)

Молоко

Яйца, млн.шт.

54,4

304,0

881,3

56,9

309,0

799,4

54,8

291,5

723,0

56,9

306,9

735,3

59,6

320,8

859,9

109,6

105,5

97,6

Хозяйства населения

Продукция растениеводства

Картофель

Овощи

Плоды и ягоды

489,3

140,4

41,8

403,2

132,0

43,5

540,4

157,8

38,2

590,3

162,0

37,5

340,9

162,5

6,7

69,7

115,7

16,0

Продукция животноводства

Скот и птица (в убойном весе)

Молоко

Яйца, млн.шт.

Шерсть, т

Мед – всего, т

29,3

195,9

44,3

70,0

1929

27,2

194,6

31,2

60,0

1773

21,2

181,6

25,7

61,0

2023

19,4

165,7

24,4

51,0

1555

19,7

149,4

26,1

51,0

-

67,2

76,3

58,9

72,9

-

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция растениеводства

Зерно (в весе после доработки)

Картофель

Овощи

20,9

8,0

3,3

19,1

5,7

1,5

19,5

7,5

2,2

19,5

9,6

1,6

12,9

6,0

2,6

61,7

75,0

78,8

Продукция животноводства

Скот и птица (в убойном весе)

Молоко

Яйца, млн.шт.

Шерсть, т.

1,4

8,0

0,6

1,0

1,4

6,5

3,0

1,0

1,2

6,8

5,0

1,0

1,0

6,4

6,5

2,0

1,2

5,8

4,1

3,0

85,7

72,5

6,8 раз

3 раза

В крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается аналогичная тенденция: если в 2006 году на долю животноводства приходится 53,6% продукции, то к 2009 году только 48,7%, в 2010 году ситуация несколько стабилизировалась и удельный вес составил 52,4%.

Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства обладают определенными техническими и технологическими преимуществами относительно хозяйств населения в производстве продукции животноводства, поэтому в последних по ряду лет преобладает продукция растениеводства.

Анализ показателей производства свидетельствует, что развитие мясопродуктового подкомплекса главным образом зависит от стабильности деятельности сельскохозяйственных организаций, в которых сконцентрировано 74% продукции мясного животноводства от общего объема производства в регионе.

В период с 2006 по 2010 год в Пермском крае наблюдается сокращение производства крупного рогатого скота, свиней, овец и коз во всех категориях хозяйств. Развитие птицеводства осуществляется преимущественно на промышленной основе сельскохозяйственными организациями, производство мяса птиц и яиц в хозяйствах населения направлено на удовлетворение личных потребностей населения. Удельный вес сельскохозяйственных организаций в производстве молока составляет 67,4%, за 5 лет объемы производства в этой категории хозяйств увеличились почти на 16%. Обратная динамика в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Состав мясопродуктового подкомплекса выглядит следующим образом (рисунок 1) [2].

Мясопродуктовый подкомплекс выступает как единая производственно-экономическая система, соединяющая в себе технологически и экономически взаимосвязанные виды деятельности: производство, переработка и реализация мяса – интегрированных для достижения конечной цели – производства конкурентоспособной мясной продукции с учетом потребительского спроса [1].

Рисунок 1. Состав мясопродуктового подкомплекса

Отраслевая структура мясопродуктового подкомплекса нами представлена на рисунке 2.

Формирование эффективной системы управления развитием мясопродуктового подкомплекса объективно определяет необходимость разработки теоретико-методологических положений формирования аграрной экономики, управления организационно-экономическими, инновационными, инвестиционными, интеграционными процессами в сельском хозяйстве.

Основным содержанием развития продуктовых подкомплексов является усиление кооперации и интеграционных связей на всех стадиях производства, оптимизация их базовых отраслей, а требованием – осуществление преимущественно интенсивного типа воспроизводства. Это должна быть высоко интегрированная организационно-хозяйственная система, все стадии которой сбалансированы, а структурные элементы нацелены на конечный результат.


Мясопродуктовый подкомплекс при современном хозяйственном механизме должен быть самостоятельным объектом функционального управления – экономического воздействия на производственно-технологический и интеграционный процессы с целью обеспечения их эффективности. Основная роль при этом должна отводиться планированию, прогнозированию и регулированию мясопродуктового подкомплекса как единой целостной системы [2].

Управление мясопродуктовым подкомплексом в конечном счете сводится к эффективности функционирования всех субъектов подкомплекса. Эффективность функционирования мясопродуктового подкомплекса зависит от степени выполнения им общей цели – более полное удовлетворение потребностей населения в мясе и мясных продуктах. Конкретным выражением этого критерия является уровень производства и потребления мяса на душу населения [1].

Наибольшая эффективность указанных процессов может быть достигнута в результате формирования и реализации концепции развития сельского хозяйства Пермского края на основе кластерного подхода и повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Кластерный подход изменит социально-экономическую модель территории, характер управленческих технологий, инструментарий их реализации в региональной системе в целом, которая должна быть ориентирована на модель проектного управления инновационным развитием в соответствии с требованиями и закономерностями современных рыночных отношений.

Современные условия хозяйствования, возрастание потребностей активизации инновационно-ориентированного экономического роста России, актуализируют необходимость совершенствования системы стратегической реализации интеграционных процессов в мясопродуктовом подкомплексе регионального уровня.

Разработка моделей кластерных формообразований позволит реализовать модель системного управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Кластерные структуры предусматривают качественную и количественную комбинацию всех организационно-экономических ресурсов для реализации стратегически важных решений целенаправленной государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности, самообеспеченности территории, повышению качества жизни населения.

В этой связи научно-теоретическое обоснование и разработку научно-практических рекомендаций по реализации программы интеграционных процессов на основе кластерного подхода в качестве основного условия инновационного развития региональной продовольственной системы объективно обусловлены и имеют практическую значимость.

Это касается вопросов определения и систематизации факторов, влияющих на эффективность развития интеграционных процессов, направлений развития методологического и методического обеспечения кластерной аграрной политики и исследований в формировании новых «точек роста» региональной агроэкономики.

Интегрированная кластерная структура в результате экономического и институционального влияния и взаимодействия государства и бизнеса определяет приоритеты формирования вектора социально-экономического развития региона, она имеет инновационную ориентированность.

Данная социально-экономическая тема является комплексной:

во-первых, требуется определить сущность интеграции в условиях инновационной экономики, формирования региональной кластерной модели в мясопродуктовом подкомплексе региона, ориентированной на комплексное использование экономического потенциала;

во-вторых, необходимо определить принципиальную конструкцию формирования и реализации организационно-экономического механизма стратегии реализации модели мясопродуктового кластера на основе инновационно-инвестиционных подходов социально-экономического развития региона.

Решение данных проблем позволяет сформировать абсолютно новые концептуальные положения теории и методологии управления интеграционными процессами на основе кластерного подхода с тем чтобы реализовать возможность развития территорий, устойчивого роста региональной экономики.

Теоретические разработки по проблемам интеграции на рынке продовольствия определены в трудах И.Н. Буздалова, А.Ф. Демченко,
Л.Ф. Кормакова, А.Н. Сучкова, А.В. Ткача, Р.С. Трикоза, В.И. Фролова,
И.В. Щетининой.

Теория и методология территориальных экономических систем активно разрабатываются в трудах отечественных ученых – Алексеева Ю.П.,
Алисова А.Н., Белоусова Р.А., Гапоненко А.Л., Дульщикова Ю.С.,
Мельникова С.Б., Николаева В.А., Орешина В.П., Панкрухина А.П.,
Раевского С.В., Уколова В.Ф., Хорзова С.Е., Чалова В.И., Швыркова Ю.М. и др., что значительно обогащает исследование путей повышения конкурентоспособности регионов.

Институциональные и функциональные формы реализации принципов кластерного подхода обобщены в работах О.Э. Бессоновой, Е.Б. Дубровец,
С.Г. Крапчан, В.Д. Прокофьева, С.Б. Сиваева, Т.Б. Кутаковой, О.С. Пчелинцева, В.С. Бондарева, М.Л. Крупницкого, В.Б. Сивого, Б.Г. Скокова, В.В. Токмакова и других авторов.

В работах А.И. Алтухова, В.А. Добрынина, А.П. Зинченко,
Н.Я. Коваленко, М.В. Косолаповой, В.И. Клюкача, И.Г. Костяева,
А.С. Миндрина, В.А. Свободина, А.Ф. Серкова, И.Г. Ушачёва, А.А. Шутькова и ряда других авторов эффективность рассматривается как многогранная и многофакторная экономическая категория, отражающая результаты производственной деятельности товаропроизводителей.

В основу исследования поставленной проблемы и решения обусловленных ею задач положены общенаучные методы познания экономических явлений и процессов: системный, функциональный, структурный, институциональный, методы статистического, факторного анализа, стратегического планирования и прогнозирования. В качестве специальных инструментов в работе использованы общие научные методы системного анализа, управленческого анализа, метод анализа иерархий. Общей методологической базой решения поставленных в проекте задач является системный подход.

Кластерная политика мясопродуктового подкомплекса должна быть сформирована на общепринятых принципах кластеризации и имеет своей основной направленностью – повышение качества жизни населения данного сегмента региональной экономики.

Мониторинговая концепция управления аграрной экономикой в процессах достижения стратегических целей (выбор критериев, отбор системы показателей, определение сценария) прогнозирования экономического роста и социально-экономического развития мясопродуктового агрокластера уточняет принципы, методы и инструменты формирования организационно-экономического механизма мясопродуктового кластера на основе интеграции основных и поддерживающих отраслей экономики региона, посредством и в рамках программно-целевых подходов развития АПК Пермского края.

Методология построения структурно-логической модели оценки потенциальных преимуществ формирования вектора развития мясопродуктового кластера, выявление и систематизация факторов оценки результативности кластерной политики позволяет обосновать последовательности управленческих воздействий по координации деятельности участников мясопродуктового кластера.

Практическую значимость приобретают: социально-экономическая оценка кластерного подхода в мясопродуктовом подкомплексе Пермского края, выполненная на основе обработки статистической информации экономического и социального развития агропромышленного комплекса, закономерности и тенденции реализации кластерных технологий и кластерной политики на территории, экономические, институциональные взаимосвязи системы государственных программных мер по формированию и развитию интеграционных процессов на основе кластерного подхода в экономике Пермского края.

Повышение эффективности развития экономической системы взаимодействия государства и бизнеса может явиться базой формирования научных основ региональной экономической политики, программно-прогнозных и проектных разработок в рамках интегрированных и специализированных стратегий развития экономики региона.

Для государственных и коммерческих организаций, заинтересованных в повышении эффективности достижения целей представляет интерес использование потенциала моделей государственно-частного партнерства.

Обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности продукции, экологизация агропромышленного производства, сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, восстановление земельной службы, комплексное землеустройство, рациональное использование почвенных ресурсов, производство экологически безопасной продукции решают комплексную задачу стабильного развития АПК края.

Литература:

1. Никитина Е.С. Управление молочным подкомплексом, как производственно-экономической системой (на материалах Смоленской области). Автореф. дисс… канд. экон. наук. – Москва, 2008

2. Оксанич Н.И., Наумкин А.В. Государственно-частное партнерство в реализации аграрной политики. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. – 360 с. (135)

3. Сельское хозяйство Пермского края. 2011: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2010. – 177 с.


[1] Публикация подготовлена на материалах гранта РГНФ, проект № 11-12-59005а/У