Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бухтиярова Т.И., Овчинникова И.А. Формирование и функционирование кластерных структур – основное условие инновационного развития региональной продовольственной системыЭкономическая политика социально-экономического развития России, регионов имеет своей целью обеспечение нового качества жизни населения, потребления материальных благ, удовлетворение общих интересов и потребностей.Аграрная политика в качестве составляющей экономической политики, заключается в определении экономической стратегии и тактики социально-экономического развития аграрного сектора в соответствии с принципом «учета интересов», объективными закономерностями формирования и развития аграрных отношений. Под воздействием глобализации экономики в условиях углубления международного разделения труда, создания транснациональных корпораций и наряду с другими факторами, агропродовольственная политика выделилась в самостоятельную систему, на формирование которой в настоящее время влияет политика стран – импортеров продовольствия. Следует отметить, что с одной стороны, агропродовольственная политика выделилась из аграрной политики, имеет с ней общие корни – обеспечить население продуктами питания. С другой стороны, понятие «агропродовольственная политика», набор инструментов и методов по ее формированию, значительно расширились [2]. В продовольственном комплексе Пермского края можно выделить два ведущих подкомплекса: мясопродуктовый и молочнопродуктовый, которые составляют основу отрасли животноводства региона. По данным 2010 года на их долю приходится около 70 % производства всей продукции (таблица 1), посевные площади под кормовыми культурами увеличились с 55,4% в 2006 году до 58,9% в 2009 году. Таблица 1 – Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств Пермского края (в фактически действовавших ценах), млн. руб.
В общем объеме продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) по данным 2010 года на долю сельскохозяйственных организаций приходится 55,9%, личных подсобных хозяйств – 42,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 1,4%. Сохраняется тенденция снижения доли сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства. На протяжении ряда лет удельный вес животноводства в хозяйствах населения уменьшался и только в 2010 году данный показатель восстановился до уровня 2006 года, главным образом за счет резкого сокращения объемов производства картофеля, а также плодовых и ягодных культур (таблица 2).
Таблица 2. – Производство продуктов сельского хозяйства организациями Пермского края, тыс.т.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается аналогичная тенденция: если в 2006 году на долю животноводства приходится 53,6% продукции, то к 2009 году только 48,7%, в 2010 году ситуация несколько стабилизировалась и удельный вес составил 52,4%. Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства обладают определенными техническими и технологическими преимуществами относительно хозяйств населения в производстве продукции животноводства, поэтому в последних по ряду лет преобладает продукция растениеводства. Анализ показателей производства свидетельствует, что развитие мясопродуктового подкомплекса главным образом зависит от стабильности деятельности сельскохозяйственных организаций, в которых сконцентрировано 74% продукции мясного животноводства от общего объема производства в регионе. В период с 2006 по 2010 год в Пермском крае наблюдается сокращение производства крупного рогатого скота, свиней, овец и коз во всех категориях хозяйств. Развитие птицеводства осуществляется преимущественно на промышленной основе сельскохозяйственными организациями, производство мяса птиц и яиц в хозяйствах населения направлено на удовлетворение личных потребностей населения. Удельный вес сельскохозяйственных организаций в производстве молока составляет 67,4%, за 5 лет объемы производства в этой категории хозяйств увеличились почти на 16%. Обратная динамика в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Состав мясопродуктового подкомплекса выглядит следующим образом (рисунок 1) [2]. Мясопродуктовый подкомплекс выступает как единая производственно-экономическая система, соединяющая в себе технологически и экономически взаимосвязанные виды деятельности: производство, переработка и реализация мяса – интегрированных для достижения конечной цели – производства конкурентоспособной мясной продукции с учетом потребительского спроса [1].
Рисунок 1. Состав мясопродуктового подкомплекса
Отраслевая структура мясопродуктового подкомплекса нами представлена на рисунке 2. Формирование эффективной системы управления развитием мясопродуктового подкомплекса объективно определяет необходимость разработки теоретико-методологических положений формирования аграрной экономики, управления организационно-экономическими, инновационными, инвестиционными, интеграционными процессами в сельском хозяйстве. Основным содержанием развития продуктовых
подкомплексов является усиление кооперации и интеграционных связей на всех
стадиях производства, оптимизация их базовых отраслей, а требованием –
осуществление преимущественно интенсивного типа воспроизводства. Это должна
быть высоко интегрированная организационно-хозяйственная система, все стадии
которой сбалансированы, а структурные элементы нацелены на конечный результат.
Мясопродуктовый подкомплекс при современном хозяйственном механизме должен быть самостоятельным объектом функционального управления – экономического воздействия на производственно-технологический и интеграционный процессы с целью обеспечения их эффективности. Основная роль при этом должна отводиться планированию, прогнозированию и регулированию мясопродуктового подкомплекса как единой целостной системы [2]. Управление мясопродуктовым подкомплексом в конечном счете сводится к эффективности функционирования всех субъектов подкомплекса. Эффективность функционирования мясопродуктового подкомплекса зависит от степени выполнения им общей цели – более полное удовлетворение потребностей населения в мясе и мясных продуктах. Конкретным выражением этого критерия является уровень производства и потребления мяса на душу населения [1]. Наибольшая эффективность указанных процессов может быть достигнута в результате формирования и реализации концепции развития сельского хозяйства Пермского края на основе кластерного подхода и повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кластерный подход изменит социально-экономическую модель территории, характер управленческих технологий, инструментарий их реализации в региональной системе в целом, которая должна быть ориентирована на модель проектного управления инновационным развитием в соответствии с требованиями и закономерностями современных рыночных отношений. Современные условия хозяйствования, возрастание потребностей активизации инновационно-ориентированного экономического роста России, актуализируют необходимость совершенствования системы стратегической реализации интеграционных процессов в мясопродуктовом подкомплексе регионального уровня. Разработка моделей кластерных формообразований позволит реализовать модель системного управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Кластерные структуры предусматривают качественную и количественную комбинацию всех организационно-экономических ресурсов для реализации стратегически важных решений целенаправленной государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности, самообеспеченности территории, повышению качества жизни населения. В этой связи научно-теоретическое обоснование и разработку научно-практических рекомендаций по реализации программы интеграционных процессов на основе кластерного подхода в качестве основного условия инновационного развития региональной продовольственной системы объективно обусловлены и имеют практическую значимость. Это касается вопросов определения и систематизации факторов, влияющих на эффективность развития интеграционных процессов, направлений развития методологического и методического обеспечения кластерной аграрной политики и исследований в формировании новых «точек роста» региональной агроэкономики. Интегрированная кластерная структура в результате экономического и институционального влияния и взаимодействия государства и бизнеса определяет приоритеты формирования вектора социально-экономического развития региона, она имеет инновационную ориентированность. Данная социально-экономическая тема является комплексной: во-первых, требуется определить сущность интеграции в условиях инновационной экономики, формирования региональной кластерной модели в мясопродуктовом подкомплексе региона, ориентированной на комплексное использование экономического потенциала; во-вторых, необходимо определить принципиальную конструкцию формирования и реализации организационно-экономического механизма стратегии реализации модели мясопродуктового кластера на основе инновационно-инвестиционных подходов социально-экономического развития региона. Решение данных проблем позволяет сформировать абсолютно новые концептуальные положения теории и методологии управления интеграционными процессами на основе кластерного подхода с тем чтобы реализовать возможность развития территорий, устойчивого роста региональной экономики. Теоретические разработки по проблемам
интеграции на рынке продовольствия определены в трудах И.Н. Буздалова, А.Ф.
Демченко, Теория и методология территориальных
экономических систем активно разрабатываются в трудах отечественных ученых –
Алексеева Ю.П., Институциональные и функциональные формы
реализации принципов кластерного подхода обобщены в работах О.Э. Бессоновой,
Е.Б. Дубровец, В работах А.И. Алтухова, В.А. Добрынина,
А.П. Зинченко, В основу исследования поставленной проблемы и решения обусловленных ею задач положены общенаучные методы познания экономических явлений и процессов: системный, функциональный, структурный, институциональный, методы статистического, факторного анализа, стратегического планирования и прогнозирования. В качестве специальных инструментов в работе использованы общие научные методы системного анализа, управленческого анализа, метод анализа иерархий. Общей методологической базой решения поставленных в проекте задач является системный подход. Кластерная политика мясопродуктового подкомплекса должна быть сформирована на общепринятых принципах кластеризации и имеет своей основной направленностью – повышение качества жизни населения данного сегмента региональной экономики. Мониторинговая концепция управления аграрной экономикой в процессах достижения стратегических целей (выбор критериев, отбор системы показателей, определение сценария) прогнозирования экономического роста и социально-экономического развития мясопродуктового агрокластера уточняет принципы, методы и инструменты формирования организационно-экономического механизма мясопродуктового кластера на основе интеграции основных и поддерживающих отраслей экономики региона, посредством и в рамках программно-целевых подходов развития АПК Пермского края. Методология построения структурно-логической модели оценки потенциальных преимуществ формирования вектора развития мясопродуктового кластера, выявление и систематизация факторов оценки результативности кластерной политики позволяет обосновать последовательности управленческих воздействий по координации деятельности участников мясопродуктового кластера. Практическую значимость приобретают: социально-экономическая оценка кластерного подхода в мясопродуктовом подкомплексе Пермского края, выполненная на основе обработки статистической информации экономического и социального развития агропромышленного комплекса, закономерности и тенденции реализации кластерных технологий и кластерной политики на территории, экономические, институциональные взаимосвязи системы государственных программных мер по формированию и развитию интеграционных процессов на основе кластерного подхода в экономике Пермского края. Повышение эффективности развития экономической системы взаимодействия государства и бизнеса может явиться базой формирования научных основ региональной экономической политики, программно-прогнозных и проектных разработок в рамках интегрированных и специализированных стратегий развития экономики региона. Для государственных и коммерческих организаций, заинтересованных в повышении эффективности достижения целей представляет интерес использование потенциала моделей государственно-частного партнерства. Обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности продукции, экологизация агропромышленного производства, сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, восстановление земельной службы, комплексное землеустройство, рациональное использование почвенных ресурсов, производство экологически безопасной продукции решают комплексную задачу стабильного развития АПК края.
Литература: 1. Никитина Е.С. Управление молочным подкомплексом, как производственно-экономической системой (на материалах Смоленской области). Автореф. дисс… канд. экон. наук. – Москва, 2008 2. Оксанич Н.И., Наумкин А.В. Государственно-частное партнерство в реализации аграрной политики. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. – 360 с. (135) 3. Сельское хозяйство Пермского края. 2011: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2010. – 177 с.
[1] Публикация подготовлена на материалах гранта РГНФ, проект № 11-12-59005а/У | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||