главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Ассистент Натенадзе Э. Д., к.ф.н., доцент Коваженков М. А.

Волгоградский государственный технический университет, Россия

Проблема реализации предпринимательского стиля управления в высших учебных заведениях

Рыночные условия хозяйствования обуславливают активизацию предпринимательской деятельности не только организаций, главной целью которых является получение прибыли, а также и некоммерческих организаций, в частности, ВУЗов. Не требует доказательства тот факт, что «двигателем» рыночной экономики является предпринимательство, соответственно развитие предпринимательских начал в ВУЗе является крайне необходимым. Кроме того, в контексте демографического спада, а значит общей тенденции старения населения и, как следствие, уменьшения количества желающих получить высшее образование, и увеличения количества ВУЗов возникает объективная предпосылка развития подобного стиля на фоне возрастающей конкуренции. Однако выход ВУЗов на рынок образовательных услуг и, как следствие, реализация ими предпринимательского стиля управления обуславливает появление, как новых возможностей, так и угроз.

Проявляя предпринимательскую активность, ВУЗы будут иметь следующие преимущества: произойдет повышение самостоятельности и конкурентоспособности ВУЗа и заметное улучшение качества образовательных услуг, появится возможность привлечения новых потребителей образовательных услуг и формирования источников самофинансирования, будет реализовываться возможность включения в глобальный образовательный процесс, интернационализация высшего образования, и, в целом, произойдет получение нового синергетического знания и новых возможностей[2].

В тоже время данный процесс может привести к возникновению ряда проблем во внутренней и внешней среде ВУЗа, обусловленных тем, что новый жизненный цикл, формирующийся в результате уже известных изменений, повлечет за собой возникновение проблем, раннее неизвестных ВУЗу. Это прямо или косвенно может коснуться всех участников рынка образовательных услуг, а именно, людей, желающих получить высшее образование или повысить квалификацию, работодателей, коммерческих организаций, желающих сотрудничать с ВУЗами, служб занятости, бирж труда, органов регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательных фондов, ассоциаций образовательных учреждений и предприятий и др.

Для ВУЗа, как впрочем, и для любой другой организации, характерно присутствие и этапа роста, и этапа старения, и ухода с рынка, а также наличие революционных периодов (кризисов) в развитии (в соответствии с теорией Л.Грейнера)[3, з.37-46], наличие ловушек (в соответствии с теорией И.Адизеса)[1], в которые он может «попасть» на любом из этапов жизненного цикла. Поэтому развитие предпринимательской активности ВУЗа зависит от многочисленных факторов внешней и внутренней среды, которые можно объединить в две большие группы: факторы, связанные с «внедрением» предпринимательского стиля управления в ВУЗе; факторы, связанные с появлением так называемых «недобросовестных» конкурентов на рынке образовательных услуг.

Что касается первой группы факторов, возникновение которых определено внутренними особенностями функционирования ВУЗа, то в связи с развитием предпринимательского стиля управления станут неизбежными: во-первых, необходимость увеличения профессиональных знаний, в первую очередь, в области предпринимательства и менеджмента либо собственными силами, либо путем привлечения профессионалов; во-вторых, необходимость привлечения дополнительных временных, финансовых и других ресурсов; в-третьих, необходимость усложнения организационной структуры ВУЗа, что предполагает создание проектных групп на время реализации конкретного проекта; в-четвертых, присутствие риска в деятельности ВУЗа, как неотъемлемого условия функционирования предпринимательской организации в условиях рыночной экономики; в-пятых, присутствие конкуренции со стороны других государственных и частных ВУЗов; в-шестых, работа в условиях неполного знания, порождаемого неопределенностью дальнейших действий участников рынка образовательных услуг.

Вторая группа факторов связана с тем, что рынку образовательных услуг также свойственна «теневизация», поэтому кроме функционирования «белого» сегмента, то есть легальных ВУЗов, имеют место «серый» и «черный» сегменты, на которых ВУЗы функционируют нелегально без наличия необходимой документации, лицензий и т.п. Становясь равноправным участником рыночных отношений, ВУЗы должны быть готовы столкнуться с нелегальной и противоречащей действующему законодательству деятельностью конкурентов в сфере образовательных услуг. Последствия существования и развития теневой экономики в сфере образования могут проявиться в деформации структуры потребления образовательных услуг, нерациональном распределении ресурсов, изменении показателей хозяйственной деятельности ВУЗов, влиянии на эффективность рыночного механизма в контексте образовательного процесса, подрыве конкурентоспособности ВУЗов.

Сложившаяся ситуация на рынке образовательных услуг предопределила будущее ВУЗа как конкурентоспособной организации, способной сочетать на практике внутренние особенности с новым внешним контекстом. Поэтому изменение ориентиров ВУЗа возможно только с развитием предпринимательского стиля управления, как объективно обусловленного фактора рыночных отношений.

Литература:

1. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес; пер. с англ. Под науч. ред. А. Г. Сеферяна. – СПб. : Питер, 2007. – 384 с.

2. Кирцнер, И.М. Конкуренция и предпринимательство / И.М. Кирцнер.- Пер. с англ. Под ред. проф. А. Н. Романова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-329 с.

3. Greiner, L. Evolution and revolution as organizations grow / L. Greiner // Harvard Business Review. – 1972. – Vol. 50, No. 4. – P. 37-46.