Каталог статей |
Мысова О.С. Особенности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимстваСфера услуг получила в процессе рыночных преобразований экономики России мощный импульс к ускорению своего развития. В ее составе сформировались качественно новые элементы, произошла функциональная и структурная перестройка большинства прежних элементов [1, с.44]. К числу последних относятся туристская деятельность и индустрия гостеприимства.В свою очередь, новые рыночные инструменты хозяйствования утверждаются в качестве средств эффективного и устойчивого развития сферы услуг. Потенциал этих инструментов в туристской деятельности и индустрии гостеприимства раскрыт далеко не полностью. Они постепенно адаптируются к специфическим условиям хозяйствования в данном секторе сферы услуг: сезонности, особой роли человеческого фактора, тесной зависимости конечных результатов от эффективного комбинирования имеющихся ресурсов, неравномерности развития бизнеса [2, с.158]. Рыночные инструменты вошли в научный и практический оборот отечественной сферы туризма и индустрии гостеприимства относительно недавно, в ходе ее трансформационных преобразований. Опыт рыночных преобразований экономики России свидетельствует, что указанные инструменты не могут быть абстрактно универсальными и должны пройти необходимую адаптацию к конкретным условиям развития экономических отношений в сфере их применения [3, с.116]. Поскольку рыночные инструменты обеспечивают эффективность повторяющихся циклов воспроизводства в изменяющейся конкурентной рыночной среде функционирования и развития данного вида бизнеса, то сущность рыночных инструментов, используемых в определенной сфере хозяйственной деятельности, может быть раскрыта в ходе анализа: - функций и структуры воспроизводственного процесса в сфере применения рыночных инструментов; - специфических условий рыночной среды, существующих в данной сфере. Сущность рыночных инструментов противоречива, поскольку: - каждый из них нацелен на регулирование какого-то определенного аспекта эффективности воспроизводственного процесса в рыночной среде его осуществления; - вместе с тем все используемые для регулирования воспроизводственного процесса рыночные инструменты консолидированы, обладают системным характером и объективно нацелены на извлечение какого-то обобщающего результата. Использование разрозненных или несогласованных друг с другом рыночных инструментов существенно снижает их эффективность. Можно предположить о наличии в сфере туризма и индустрии гостеприимства специфического комплекса рыночных инструментов, адаптированного к особенностям процесса воспроизводства в данной сфере. При этом особенности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства определяются следующими объективными факторами: - соединением процессов производства и потребления услуг. Потребитель услуги не только участвует в процессе ее создания, но и имеет возможность активно регулировать данный процесс, корректируя функциональные характеристики услуги в соответствии со своими потребностями; - общей неустойчивостью воспроизводственного процесса в данной сфере. Сфера туризма и индустрии гостеприимства чутко реагирует на изменения доходной базы своих потребителей, кризисные явления в экономике и социальной среде; - структурой капитала, применяемого в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Уровень развития человеческого фактора является важнейшим фактором конкурентоспособности услуг, в особенности тех из них, которые ориентированы на созидательный потенциал людей; - функциональными характеристиками создаваемых услуг, их ориентацией на общение людей, охрану здоровья, развитие личности и др.; - характером государственного регулирования; - основными рисками, локализованными в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Каждый из применяемых здесь рыночных инструментов либо снижает риски, либо обеспечивает прирост дохода, достаточный для того, чтобы принять на себя соответствующий риск; - глобализацией экономических отношений, влияние которой противоречиво: с одной стороны, происходит расширение рыночного конкурентного пространства; с другой стороны, в глобальной хозяйственной системе складываются центры господства и ограничения конкуренции (ТНК, международные экономические организации и др.). Обобщение результатов анализа приведенных выше факторов позволяет следующим образом определить особенности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства на современном этапе развития экономики России: - непосредственная адресация рыночных инструментов к потребителю услуги. Выбор того или иного инструмента осуществляется с учетом потребностей и предпочтений заказчика и потребителя услуги; - индивидуальный подход к формированию комплекса рыночных инструментов для сферы туризма и индустрии гостеприимства; - широкое использование виртуальных инструментов (брэндов, форм фиктивного капитала); - переплетение социальных и экономических факторов в процессе использования каждого инструмента. Такое переплетение наиболее характерно для социальных услуг (образовательных, охраны здоровья и рекреации, общественной коммуникации, культурных и др.); - переходный характер государственного регулирования развития сферы туризма и индустрии гостеприимства (от социального государства к субсидиарному, берущему на себя обеспечение лишь небольшой части общественных потребностей и передающему все остальные потребности частным лицам, домохозяйствам и общественным объединениям); - незащищенность отечественных производителей от последствий глобальной трансформации национального рынка услуг.
Литература 1. Боголюбов В. С. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе // В.С. Боголюбов, Экономическое возрождение России. – 2005. - №4. – С.43-53. – Библиогр.: с.52. 2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие : – М.; Финансы и статистика, 2003. – 304с. 3. Демишина О. Н. Современные тенденции мирового рынка туризма и его развитие в России / Известия вузов. Северо – Кавказский регион, Общественные науки. – 2001. - №2. – С.115-118. |