Каталог статей |
Головина Е. А. Проблемы развития предпринимательской деятельности за рубежомПри реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития, государственной поддержке, формирования стратегии развития малого предпринимательства в Казахстане немалую роль играет опыт зарубежных стран.Азия, представляющая группу динамично развивающихся регионов мира, накопила ценный опыт становления и развития малого и среднего бизнеса. Этот опыт имеет большое значение для Казахстана, особенно с точки зрения выработки долговременной стратегии развития и поддержки отечественного предпринимательства. Для наиболее полного понимания проблем развития казахстанского малого бизнеса следует рассмотреть становление и развитие малого бизнеса в наиболее развитых странах мира. В мировой практике известны успехи малого и среднего бизнеса в странах Восточной Азии. Развитые страны Восточной Азии имеют влиятельный сектор малого и среднего предпринимательства. Развитие предпринимательства в этих странах является результатом активной государственной политики, стимулирующей их деятельность. Активная поддержка и содействие развитию малых и средних предприятий является важным курсом китайского правительства. Придерживаясь политики «ухватившись за крупные, поддерживать малые», оно предприняло целый ряд мер по развитию малых и средних предприятий. В Китае единый орган управления отсутствует, уже длительное время практикуется «многосубъективное управление», созданы отраслевые органы управления и имеется специальный орган для согласования зарубежного сотрудничества малых и средних предприятий Китая. В 2000 г. в рамках государственного торгово-экономического комитета была создана Всекитайская рабочая руководящая группа по стимулированию развития малых и средних предприятий. В ее состав входят 12 финансовых, научно-технических, банковских и других организаций и учреждений. История развития малого и среднего бизнеса некоторых стран Азии - Китая, Японии, Тайваня и других показывает, что государство уделяет особое значение этому важному сектору экономики. В этих странах разрабатывается долгосрочные программы развития МСБ, планы поддерживаются соответствующими инновациями, целенаправленно создается сеть учебных заведений для подготовки соответствующих кадров, существует эффективная система кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, создана инфраструктура малого и среднего предпринимательства, и во всех этих государствах функционирует госорганы призванные координировать деятельность этого важного сектора экономики и обеспечивать эффективную работу малого и среднего предпринимательства. Япония, Китай, Тайвань, Республика Корея выбрали инновационный путь развития экономики, естественно сектор малого и среднего бизнеса идет по этому же пути. Национальные инновационные системы этих государств относят к евроатлантическому типу или же представляют из себя восточноазиатскую модель, которая направлена не только на подъем сектора малого и среднего предпринимательства, но и на увеличение численности малых инновационных фирм. В результате этого субъекты малого и среднего предпринимательства не уступают крупным организациям по эффективности и являются конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Опыт же европейских стран показывает, что эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет. По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики. И объясняется это, прежде всего той ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. Предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по нескольку десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки 80, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства: - консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво; медленное расширение деловой активности; - быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании. По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев. Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта. Несмотря на то, что уже прошло двадцать лет со дня независимости Казахстана, в республике до сих пор не освоен опыт стран который был рассмотрен выше. Об этом свидетельствует наплыв товаров из Китая, большая часть которого могла быть произведена субъектами малого и среднего предпринимательства республики, при должной поддержке со стороны государства, исчезновения или в лучшем случае, сокращения объемов производства многих отраслей экономики и т.д. Можно сделать вывод о том, что такие страны как Япония, Китай, Тайвань прошли долгий путь становления малого и среднего предпринимательства, прежде чем выработать свою стратегию развития малого и среднего предпринимательства. Опыт развития предпринимательства данных стран имеет большое значение для Казахстана. Предпринимальство занимает одну из основных ниш рынка Казахстана. В данном секторе работает около 60% занятых в экономике страны, и он дает около 46% ВВП страны. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития предпринимательства в Казахстане, применяя опыт зарубежных стран; это позволит не только максимально использовать возможности, заложенные в малом и среднем предпринимательстве, но и максимально задействовать трудоемкие технологии и использование оборудование в сочетании с новой техникой и внедрением инноваций, а также повысить производительность труда в этом секторе. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства является ценным уроком для развития его в Республике Казахстан. Во время мирового экономического кризиса малому бизнесу приходится особенно не легко, поэтому зарубежный опыт вдвойне ценен. Сферы малого и среднего бизнеса в странах Азии схожи, многие их характеристики близки и в теоретическом анализе и в мировой практике и политике они рассматриваются вместе.
Библиографический список 1. Бирюков А. «Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня)». // Вопросы экономики-2002, №7, с. 121. 2. Диярханов В. «Роль малого бизнеса в экономике Тайваня».// Мировая экономика и международные отношения, 2000г, №9, с. 104. 3. Лебедева И. «Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии».// Проблемы теории и практики управления. №3, 2002 г.
|