Каталог статей |
Марчук Л.П. Приоритеты в преобразованиях структуры производстваЛиберализация региональной экономики и углубление экономических реформ поставило ряд новых проблем, связанных с совершенствованием управления территориальным развитием промышленности. В первую очередь, это относится к функциям планирования и организации. Именно здесь выявляются недостатки в прогнозировании и индикативном планировании. К тому же слабо обосновывается и сама территориальная структурная политика. Многое зависит и от функции мотивации и контроля. Совершенствование этих функции предполагает усиление работ по прогрессивным организационным формам достижения стоящих целей и задач территориальной организации промышленности.Именно целевые программы могут реально помочь руководителям в осуществлении функции организации, то есть обеспечение своевременного и качественного выполнения намеченных индикативных планов и программ. Это связано с тем, что в основе индикативного плана лежат цели, которые стремится достичь промышленность в своём развитии. «План, - отмечает известный американский учёный Ричард Л. Дафт, является «маршрутом» движения организаций к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. Цели - это «маяк», конечные результаты; планы - «корабли», имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет «маяк» и «корабль»; это процесс определения целей организации и средств их достижения. Под целью обычно понимают желаемое правильно развивать территориальную структуру промышленности или совершенствовать её в необходимом направлении, следует вырабатывать цели различного уровня; стратегические цели и планы - высшее руководство области, тактические цели и планы - руководители среднего звена; операционные или текущие цели - руководители первой линии (отделы, отдельные менеджеры). В современньгх условиях важной задачей анализа территориальной структуры промышленности региона выступает объективная оценка обоснованности территориальной структурной политики развития промышленности Одесской области. Под региональной структурной политикой отдельные ученые экономисты понимают «органическую часть общегосударственной политики, направленной на организацию целей ускорения социально - экономического развития региона с учетом природной - климатических, демографических и социально - экономических особенностей». Разработка территориальной структурной политики применительно к промышленности Одесской области должна быть направлена на гармонизацию и взаимодействие территориальных пропорций промышленного производства, его территориальных единиц. Чтобы осуществить резкий подъём промышленности в области, её районах и городах необходимо выработать территориально - структурную политику развития промышленности в территориальных единицах области. Под ней можно понимать совокупность взаимосвязанных мер, осуществляемых государственными, общественными, научными организациями области и направленные на формирование рационального территориального производства для удовлетворения растущих потребностей регионального республиканского и мирового рынков в необходимой промышленной продукции. Для успешного осуществления территориально - структурной политики необходимо выработать её приоритеты, позволяющие избирательно и последовательно достигать стоящие в переходной период цели. Причём необходимо разрабатывать и осуществлять программы и индикативные планы развития городов с включением наиболее актуальных мероприятий по решению проблем: - переспециализации ряда районов; - стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, формирования экспортных зон и центров научно - технического прогресса; - осуществления программ приватизации, аграрной реформы, создания рыночной инфраструктуры. На рис. 1 представлены основные приоритеты совершенствования территориальной структуры промышленности Одесской области. Рис. 1. Основные приоритеты совершенствования территориальной структуры промышленности региона
Главным приоритетом выступает цель, связанная с улучшением жизненных условий и удовлетворением социальных потребностей населения региона. Именно на достижение этой цели направлены другие приоритеты с обеспечением роста промышленного производства, развитием малого и среднего бизнеса, созданием сети технологических комплексов легкой и пищевой промышленности по выпуску конечной готовой продукции. В конечном счете, критерием рациональности территориальной структуры выступает не прежнее «выравнивание» жизненного уровня населения различных территориальных единиц, а подтягивание отстающих до уровня лучших, передовых территорий. Поэтому для осуществления кардинальных мер по перестройке территориальной структуры необходимо определить приоритеты территориальных, единиц как с позиции подтягивания жизненного уровня наиболее отсталых, так и с точки зрения наиболее перспективных с экономических позиций. Это можно отнести к свободным экономическим зонам, зонам свободного предпринимательства, где имеются благоприятные условия для формирования и развития экспортных производств. Безусловно, оценка потенциальных возможностей административных районов, городов с экспортных позиций в корне меняет подход к их производственной специализации. Дело в том, что на территории городов и административных районов региона находятся предприятия машиностроения других отраслей, которые были определены ещё по старой общесоюзной специализации как предприятия - изготовители готовой продукции на экспорт. Поэтому задача сейчас состоит обеспечении их необходимым сырьем, полуфабрикатами по договору с предприятиями – поставщиками в странах СНГ.
|