Теория управления (Кушнир И.В.)

Внутренняя и внешняя среда управления

Внутренняя среда – совокупность характеристик фирмы и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы.

Компоненты внутренней среды: миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.

Формализованные модели отличаются тем, что в них доминируют односторонние способы воздействия, стимулы-понуждения по линии «сверху вниз»:

  1. технократические (характеризуются подчинением заданному производственному процессу);
  2. автократические (подчинение воле руководителя);
  3. бюрократические (подчинение организационному порядку, инструкциям поведения).

Персонализированные модели содержат многосубъектные взаимные воздействия, ориентации мотивирующего типа:

  1. гуманизаторские (организация – семья, где конкретный работник и его творческий потенциал – главный ресурс организации);
  2. демократизаторские (отличаются свободой маневра в принятии и реализации управленческих решений, с многочисленными обратными связями);
  3. инноваторские (характеризуются поддержкой нововведений, предоставлением полномочий для творческого поиска, созданием творческой обстановки и т. п.).

Внешняя среда управления

Внешняя среда – совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, но не подвластных ее руководству. Состав внешней среды: во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды.

Макросреда является единой для всех субъектов управления в данной стране, регионе, для конкретных организаций, товаров и услуг. Особенность: элементы внешней среды – потребители, конкуренты, посредники и др., могут быть рассмотрены как в целом, т. е. как макросреда, так и как микросреда.

Основные характеристики внешней среды управления:

  1. многокомпонентность;
  2. рост сложности, подвижности, неопределенности;
  3. нарастающая взаимосвязанность факторов (изменение одного из них приводит к изменению других факторов);
  4. глобализация.

Глобализация – комплекс трансграничных взаимодействий между организациями, физическими лицами, институтами и рынками, создание единого общемирового, интернационализированного информационного, товарного, финансового пространства, интегрирование самых разнообразных субъектов в общемировые процессы.

Главные направления глобализации:

  1. рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества;
  2. расширение технологий и финансовых средств, потоков товаров;
  3. расширение масштабов информационных обменов через Интернет;
  4. деятельность транснациональных корпораций;
  5. интернационализация определенных типов преступной деятельности.


Кушнир И.В. Теория управления