| Регулирование ценГосударственное регулирование цен может иметь две основные формы: прямую и косвенную. Прямое государственное регулирование подразумевает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важными параметрами рынка, косвенное – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов.
 Государственное регулирование включает в себя следующие средства: систему государственных банков; государственный бюджет; государственный сектор экономики.
 Цели государственного регулирования цен:
 
согласование интересов субъектов рыночной экономики;
обеспечение экономической безопасности страны;
защита отечественного товаропроизводителя;
защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
создание условий для нормальной конкуренции;
государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства и т. д.
 Основные формы государственной политики цен:
 
обеспечение увязки внутренних цен с мировыми;
противодействие тенденциям необоснованного повышения цен;
ограничение уровня рентабельности для предприятий-немонополистов;
установление государственных прейскурантных цен;
фиксирование монопольных цен;
установление предельного уровня цен;
декларирование повышения свободных цен;
рекомендации по использованию единой номенклатуры издержек производства и обращения;
установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим товары по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогообложению и иным платежам в бюджет государства;
установление для производителей, оптовых розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по различным отраслям;
установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскурантов;
запрет на горизонтальное фиксирование цен;
запрет на вертикальное фиксирование цен;
запрет на ценовую дискриминацию;
запрет на демпинг;
запрет на недобросовестную ценовую рекламу.
 
 Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование
 |