Регулирование цен
Государственное регулирование цен может иметь две основные формы: прямую и косвенную. Прямое государственное регулирование подразумевает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важными параметрами рынка, косвенное – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов.
Государственное регулирование включает в себя следующие средства: - систему государственных банков;
- государственный бюджет;
- государственный сектор экономики.
Цели государственного регулирования цен:
- согласование интересов субъектов рыночной экономики;
- обеспечение экономической безопасности страны;
- защита отечественного товаропроизводителя;
- защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
- создание условий для нормальной конкуренции;
- государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
- ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства и т. д.
Основные формы государственной политики цен:
- обеспечение увязки внутренних цен с мировыми;
- противодействие тенденциям необоснованного повышения цен;
- ограничение уровня рентабельности для предприятий-немонополистов;
- установление государственных прейскурантных цен;
- фиксирование монопольных цен;
- установление предельного уровня цен;
- декларирование повышения свободных цен;
- рекомендации по использованию единой номенклатуры издержек производства и обращения;
- установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим товары по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогообложению и иным платежам в бюджет государства;
- установление для производителей, оптовых розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по различным отраслям;
- установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскурантов;
- запрет на горизонтальное фиксирование цен;
- запрет на вертикальное фиксирование цен;
- запрет на ценовую дискриминацию;
- запрет на демпинг;
- запрет на недобросовестную ценовую рекламу.
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование
|