Ценообразование (Кушнир И.В.)

Регулирование цен

Государственное регулирование цен может иметь две основные формы: прямую и косвенную. Прямое государственное регулирование подразумевает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важными параметрами рынка, косвенное – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов.

Государственное регулирование включает в себя следующие средства:

  • систему государственных банков;
  • государственный бюджет;
  • государственный сектор экономики.

Цели государственного регулирования цен:

  • согласование интересов субъектов рыночной экономики;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • защита отечественного товаропроизводителя;
  • защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
  • создание условий для нормальной конкуренции;
  • государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
  • ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства и т. д.

Основные формы государственной политики цен:

  • обеспечение увязки внутренних цен с мировыми;
  • противодействие тенденциям необоснованного повышения цен;
  • ограничение уровня рентабельности для предприятий-немонополистов;
  • установление государственных прейскурантных цен;
  • фиксирование монопольных цен;
  • установление предельного уровня цен;
  • декларирование повышения свободных цен;
  • рекомендации по использованию единой номенклатуры издержек производства и обращения;
  • установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим товары по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогообложению и иным платежам в бюджет государства;
  • установление для производителей, оптовых розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по различным отраслям;
  • установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскурантов;
  • запрет на горизонтальное фиксирование цен;
  • запрет на вертикальное фиксирование цен;
  • запрет на ценовую дискриминацию;
  • запрет на демпинг;
  • запрет на недобросовестную ценовую рекламу.


Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование