Классификация административно-правовых норм
1. По содержанию административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, c их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это прежде всего следующие группы (виды) норм: - регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
- закрепляющие основные положения организации, функционирование и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;
- устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
- закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
- закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
- регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
- разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;
- определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.
2. По предмету правового регулирования: - материальные – регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий;
- процессуальные – регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.
3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений: - обязывающие;
- уполномочивающие;
- запрещающие;
- стимулирующие;
- согласительные.
4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают: - категорические (императивные);
- рекомендательные;
- диспозиционные.
5. По способу действия: - в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.;
- по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;
- по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|