Криминология (Долгова А.И.)

Экономическая преступность

  1. Понятие и криминологическая характеристика
  2. Специфика детерминации и причинности
  3. Особенности борьбы с экономической преступностью

Понятие и криминологическая характеристика

Понятие "экономическая преступность" (или преступность в сфере экономики) наряду с такими понятиями, как "организованная преступность" и "легализация (отмывание) преступниками криминальных доходов", прочно вошли в понятийный аппарат криминологов и практических работников правоохранительных органов.

Существуют самые различные определения экономической преступности, однако впервые общественность узнала о ней как о феномене "беловоротничковой преступности".

Принадлежит этот образ американскому криминологу Э. Саперленду В 1940 году именно он определил ее как комплекс правонарушений, совершаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рамках их профессиональных обязанностей и с нарушением доверия, которое им оказывается.

В годы второй мировой войны проблемы черного рынка в США изучал М. Клайнард, установивший, что в результате нарушения установленных ограничений цен и норм распределения потребители и налогоплательщики понесли финансовые убытки, многократно превышающие потери от общеуголовной преступности (1952 г.). Позже преступные действия руководителей предприятий против социальных прав своих рабочих исследовал Скотт (1974 г.). М. Клайнард и Йигер, проанализировав хозяйственную преступность на 582 крупных предприятиях (1980 г.), установили, что за период с 1975 по 1976 годы от преступных действий владельцев предприятии погибло больше людей, чем от преступлений против жизни, совершаемых отдельными преступниками. Известные американские криминологи Р. Кларк и Э. Шур также касались вопросов экономической преступности в своих исследованиях.

Криминологи Г. Кайзер и Г. Метцгер-Прегицер, исследовавшие преступность внутри предприятий и корпораций, получили данные о том, что 84% всех уголовно наказуемых деяний на предприятиях приходится на преступления против собственности (1976 г.).

В Швеции известный криминолог и главный директор Совета по предупреждению преступности, при Департаменте юстиции Швеции Б. Свенссон предложил определение экономического преступления как длящегося систематического наказуемого деяния корыстного характера, осуществляемого в рамках хозяйственной деятельности, составляющей саму основу этого деяния (1983 год).

В СССР фундаментальные исследования природы экономической преступности периода социализма проводили известные ученые-юристы В.Г. Танасевич, Б.Е. Богданов, Г.К. Синилов, А.Н. Ларьков и др.

В связи с реформированием экономики претерпела серьезные изменения и экономическая преступность. Создание новых форм собственности, функционирование экономики в условиях рыночных отношений, интеграция в мировую экономику сопровождаются осложнением криминальной обстановки в ней. Экономическая преступность все в большей мере выступает как прямое продолжение криминализированных экономических отношений. Общие проблемы влияния реформ и методов их проведения в жизнь на состояние преступности рассматривались в трудах виднейших отечественных криминологов – И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева. Специальные вопросы криминологии экономической преступности наиболее активно исследуются учеными ВНИИ МВД России и Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка.

Отечественные криминологи отмечают, что экономическая преступность – это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

По мнению ряда авторов, широта понятия "экономическая преступность" проявляется в том, что ущерб, наносимый ею, сказывается на отношениях управления и товарно-денежных отношениях. Экономическая преступность охватывает такие составы преступлений, как умышленные посягательства на экономические интересы общества в случаях, когда деяние связано либо с конкретным положением преступника в сфере общественного хозяйства, с характером экономических отношений, участником которых он является, либо с его социальной ролью, социальной позицией и ситуацией, характерными для функционирования конкретных элементов экономического механизма.

Практически экономическая преступность – это сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом (хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда, выпуск, продажа товара, не отвечающего требованиям безопасности, и др.) Некоторые авторы относят к экономической преступности и корыстные должностные преступления, особенно взяточничество.

Таким образом, повышенная социальная опасность экономической преступности заключается в негативном влиянии на институты общества, нарушении установленного порядка функционирования материальной основы государства экономики. Определяется она некоторыми основными особенностями:

1. Латентность экономических правонарушений весьма велика. Отсутствие необходимой судебно-следственной практики и указаний Верховного Суда РФ по применению новаций в законодательстве зачастую приводит к тому, что даже в случаях явного причинения ущерба экономическим интересам личности, общества и государства принятие юридического решения затруднительно.

Большая часть экономических преступлений выявляется не по заявлениям граждан и должностных лиц. Они совершаются лицами, уполномоченными собственниками на управление имуществом и обеспечение его сохранности.

Правда, существенно более низкую латентность имеют отдельные новые виды преступлений, при совершении которых используются открывшиеся в переходный период возможности преступного обогащения, например, мошенничество при получении банковских кредитов, использование фиктивных платежных документов, сбор средств населения. Невысока латентность и такого опаснейшего преступления, как фальшивомонетничество.

Несмотря на это, экономическая преступность растет темпами, опережающими рост общеуголовной преступности. В 1992 году в России было выявлено 103 874 экономических преступления компетенции криминальной милиции, в 1993 – 110 408, в 1994 – 124 250, в 1995 – уже 211 826. За три года число зарегистрированных экономических преступлений удвоилось. Учитывая мнения многих экспертов об увеличении в последние годы общей латентности преступных проявлений, можно представить, с какой лавиной экономических деликтов столкнулось общество.

Среди выявленных в России в 1995 году 211,8 тыс. экономических преступлений 139,9 тыс. преступлений относятся к компетенции криминальной милиции, из них 53,3 тыс. – к категории тяжких. Наиболее крупномасштабными являются хищения и различного рода мошеннические операции в сфере финансовой и хозяйственной деятельности. Таких преступлений совершено 76 тыс., в том числе хищений имущества -23,5 тыс., мошенничество – 24,4 тыс., присвоении вверенного имущества – 35,5 тыс.. Из общего количества преступлении – 13,4 тыс. хищений в крупных размерах. Каждое второе крупное хищение совершено путем мошенничества, число которых по сравнению с 1994 годом возросло в 2,4 раза.

Во внешнеэкономической сфере выявлено 2,7 тыс. фактов контрабанды и нарушений таможенного законодательства, зарегистрировано 13,4 тыс. незаконных валютных сделок, 9,9 тыс. фактов изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг. Предотвращен выброс в обращение поддельных отечественных денег, иностранной валюты и государственных ценных бумаг на сумму около 4 млрд. руб. Выявлено 1,1 тыс. преступлений, связанных с приватизацией, большинство из них экономической направленности.

В структуре экономической преступности более 10% (14,2 тыс.) составляют преступления в сфере добычи, переработки и реализации стратегических материалов. Из них 9,7 тыс. связаны с металлами, 2,6 тыс. – с нефтью и нефтепродуктами, 1,8 тыс. – с лесоматериалами.

В агропромышленном комплексе выявлено 18 тыс. преступлений. Лидер в структуре преступности – потребительский рынок, на долю которого приходится одна треть всех выявленных преступлений. Здесь велика активность по созданию подпольных цехов по производству спиртных напитков и продаже товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Выявлены 31,3 тыс. случаев обманов, обсчетов, обвесов потребителей, более 4,8 тыс. (11,9%) фактов незаконного предпринимательства в сфере торговли.

По данным исследований ВНИИ МВД РФ, вся зарегистрированная преступность составляет около одной трети от ее общего массива. Таким образом, две трети совершенных преступлений по разным причинам не находят отражения в официальной статистике. Данные официальной статистической отчетности о состоянии экономической преступности следует рассматривать как информацию о выявляемое™ преступлений в сфере экономики. С учетом уровня латентности, определяемого учеными в пределах 70–95%, можно прогнозировать реальный рост экономической преступности до 1,5 раза.

2. Ущерб, причиняемый экономическими преступлениями обществу, весьма высок. По данным Управления по борьбе с экономической преступностью ГУВД г. Москвы, в 1993 году общие потери от хищений только в одной отрасли хозяйства столицы – кредитно-финансовой системе превышали 90% от суммы установленного по всем уголовным делам материального ущерба.

3. Экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять образ жизни значительной части населения, формировать полукриминальный менталитет.

По существующим оценкам, не менее 10 млн. граждан России занимаются "челночным" бизнесом. Исследования показывают, что практически все они нарушают установленные таможенные правила, укрывают доходы от налогообложения и т. д.

На общем фоне социального неблагополучия, затрагивающего в первую очередь молодежь, для многих ближайшей жизненной перспективой является выбор между мелким неформальным, "черным" предпринимательством и преступностью.

4. Экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер. Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран контролирует в основном лишь преступные источники доходов – игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России, как отмечалось, она властвует практически над всей экономикой.

Поскольку объективные потребности в организации и координации экономической деятельности (установлении "правил игры") не получают соответствующего отражения в организационной и нормативной структуре экономики как социального института, постольку возникают прямо противостоящие легальной структуре экономики правоотношения, имеющие черты организованности. Для различных видов экономических преступлений характерна одна особенность – преимущественное совершение их группами или иными криминальными формированиями, организующими и использующими структуру экономических, управленческих, иных связей и отношений с целью обогащения вопреки интересам общества.

Нормативную базу экономики составляют правовые нормы различного характера – от конституционных и гражданско-правовых до норм административного и хозяйственного права. Поэтому проблема изучения и предупреждения экономических преступлений предполагает анализ норм уголовного права с учетом действий социально-общественных процессов в экономике, с одной стороны, и в тесной связи с нормативной базой экономики – с другой.

На учете в налоговых органах состоит 2,5 млн. юридических лиц, среди которых только 165 тыс. государственных и муниципальных предприятий. По данным специалистов, на финансовом рынке России действует 2,5 тыс. коммерческих банков (из них почти 2 тыс. – в Москве), около 800 инвестиционных компаний, 3 тыс. страховых. Стремительно растет число хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью нелегально или с сокрытием от учета значительных объемов проводимых операций и соответственно доходов, используя для этого лжефирмы или фирмы на подставных лиц. В предпринимательстве участвуют почти 2 млн. официально зарегистрированных физических лиц.

Прогностическая оценка развития экономической преступности в 1996–1997 годах связана с тем, что ее масштабы не поддаются точному количественному измерению, поэтому предположение о тенденции ее развития строится на экспертных оценках. Криминальная ситуация в экономике достигла такого предела, когда необходимость ее изменения приобрела стратегическую значимость. Осуществление мер по стабилизации кризисной ситуации в экономике, выполнению Федеральной программы борьбы с преступностью на 1996–1997 годы способно замедлить тенденцию роста числа криминальных проявлений в этой сфере.

По сравнению с 1995 годом рост преступности в сфере экономики в дальнейшем может приостановиться при условии наращивания активности правоохранительных органов и стабилизации экономической ситуации.

Несмотря на общую тенденцию роста выявляемое™ экономических преступлений, надо сказать, что существенных позитивных изменений в криминогенной ситуации в ближайшее время не произойдет. Она будет определяться поиском преступниками новых способов совершения преступлений экономической направленности, расширением масштабов коррупции. Следует ожидать особенной активизации теневого бизнеса в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах. Будет сохраняться значительное число мошеннических операций с векселями, кредитными (пластиковыми) карточками, присвоении путем несанкционированного проникновения в компьютерные и телекоммуникационные сети.

Сосредоточение капиталов в руках частных лиц, в том числе имевших в прошлом криминальный опыт, объективно приведет к процессу концентрации капиталов с использованием противоправных средств и методов. В этой связи следует прогнозировать дальнейшее слияние и консолидацию общеуголовной и экономической преступности. Будет наблюдаться привлечение преступников для урегулирования экономических разногласий, совершения заказных убийств конкурентов, препятствующих извлечению максимальной прибыли в процессе использования собственности.

Этот же фактор в значительной мере будет определять рост теневого сектора в сфере экономики. Отсутствие у подавляющего большинства граждан навыков экономического поведения в условиях рыночных отношений, низкая осведомленность о процедурах совершения гражданско-правовых, хозяйственных сделок существенно повлияют на вик-тимность поведения в сфере экономических отношений.

Если произойдет повышение налогов на доходы и имущество физических лиц в совокупности со снижением жизненного уровня населения, неизбежно обострится социальная напряженность. Она может спровоцировать ответные действия налогоплательщиков в виде уклонения от уплаты налогов. Учитывая то, что действенный механизм контроля за уплатой налогов физическими лицами только создается, уклонение от налогообложения может принять массовый характер.

На динамику регистрируемой экономической преступности будут продолжать оказывать мощное воздействие такие факторы, как спад производства, нарастание официальной и скрытой безработицы, увеличивающееся расслоение населения по доходам, возможное сокращение расходов на социальную сферу. Наличие этих факторов будет поддерживать криминальную опасность на высоком уровне в тех регионах России, где взаимовлияние позитивных и негативных факторов будет складываться в пользу первых.

Отток финансовых и иных средств на нужды армии, правоохранительных органов, восстановление Чечни может сузить возможности бюджетной сферы, что отрицательно повлияет на эффективность противостояния экономической преступности.

Активное становление рынка неизбежно обусловливает появление новых общественно опасных деяний, способных наносить значительный ущерб государству и налогоплательщикам (преступлений, совершаемых с участием специалистов-электронщиков в сфере электронно-вычислительного обслуживания). Руководители правоохранительных органов Запада принимают экстренные меры по пресечению и предупреждению такого рода преступлений. Директор ФБР США Фри вынужден был предпринять поездку по- странам Западной Европы для консультаций с представителями спецслужб и правоохранительных органов этих стран о возможных мерах противодействия компьютерной преступности, совершаемой российскими криминалами.

В США достаточно четко прослеживаются хищения переводов путем доступа к кодовым замкам компьютерных систем банков США с последующим переводом средств в оффшорные компании, возглавляемые русской мафией в других странах. ФБР, например, предъявило обвинение гражданам России – Левину и братьям Корольковым в несанкционированном переводе со счетов "Ситибанка" 10 млн. долларов США в банки Израиля, Германии, России, США, Нидерландов.

Аналогичная ситуация может повториться и в России, так как это было с фальшивыми авизо. Такую ситуацию следует прогнозировать и готовиться к ее предупреждению. Уже сейчас необходимо вносить предложения в законодательные органы, обучать оперативный состав соответствующих служб МВД, ФСБ и Прокуратуры России своевременному выявлению и раскрытию названных преступлений.

В России в последние годы игорный бизнес наряду с другими формами предпринимательской деятельности получил бурное развитие. Первое столичное казино "Москва" открылось в 1990 году. На этапе становления казино в 1990– 1992 годах порядка их лицензирования не существовало. В настоящее время в Москве действуют 74 игорных заведения, имеющих лицензию на занятие игорным бизнесом. Фактически таких заведений значительно больше, поскольку лицензия выдается на год и ряд игорных заведений не проходят повторной регистрации.

В Москве казино, как правило, не являются самостоятельным юридическим лицом и выступают составной частью развлекательных центров, ресторанов, гостиниц.

По утверждению экспертов научно-исследовательского центра "Грант", игорный бизнес переживает те же стадии развития, что и биржи, страховые компании и коммерческие банки: отсутствие достаточной правовой (законодательной) базы при их открытии, предоставление льготных условий функционирования, способствующих бурному количественному росту организаторов и участников этой сферы бизнеса в связи с его высокой доходностью, усиление конкуренции, попытки монополизации игорного бизнеса.

Анализ оперативной обстановки дает основание считать, что игорный бизнес как сфера предпринимательства крими-нализирован в значительно больших размерах, чем это следует из официальных отчетов, и должным образом не контролируется правоохранительными органами.

Здесь характерны уклонение от уплаты налогов и иные финансовые нарушения, создание и функционирование охранных структур с нарушением действующих правил, использование теневых капиталов. По мнению практических работников органов внутренних дел, в казино нередко отмываются крупные денежные средства, добытые преступным путем.

Эта сфера также требует пристального внимания сотрудников подразделений по экономической и организованной преступности. При этом следует использовать опыт полиций зарубежных стран по контролю за деятельностью игорных заведений.

Способы хищений, способы совершения новых преступлений в целом (модус операнди) коренным образом изменились в связи с появлением различных форм собственности. В этой связи назрела необходимость в систематизации новых способов совершения преступлений и разработке на этой базе методик документирования преступных действий для оперативного состава органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции.

Объектом пристального внимания преступников являются не только традиционные сферы экономики и финансов, но и свободные экономические зоны (СЭЗ), которые рассматривались при их создании прежде всего как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования торгово-экономических отношений страны с зарубежными партнерами. Появление СЭЗ относится к 1991 году, когда вышел Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории России". Всего на территории России образовано 12 свободных зон, общая площадь территории которых составляет 7% территории Российской Федерации, а численность населения – 12% (18 млн. человек) всего населения.

Одной из таких зон является Свободная экономическая зона "Находка", получившая законодательное оформление в ноябре 1992 года, когда были приняты решения о развитии города-порта Находки и прилегающей к ней территории Партизанского района Приморского края, ориентированной на развитие международной торговли, бизнеса и финансового капитала.

Темпы развития первой свободной экономической зоны в России сдерживаются не только недостатком предпосылок для нормального функционирования рыночных отношений, но и в ряде случаев противодействием криминальных структур. Усиление борьбы с ними, обеспечение экономической безопасности СЭЗ "Находка" и ее граждан предопределяют повышение требований к оперативно-розыскной деятельности подразделений по экономической и организованной преступности УВД г. Находки.

Статистические данные представляют особый интерес в том случае, если они сравнимы с аналогичным периодом. В этой связи целесообразно проанализировать криминальную ситуацию в экономике за 1993 и 1994 годы.

В 1994 году по линии экономической преступности выявлено свыше 180 тыс. преступлений, в том числе 124 тыс. по делам, по которым предварительное следствие обязательно, что на 15,8% больше, чем в 1993 году. Почти 43 тыс. из них относится к категории тяжких. Половину всех выявленных преступлений составляют хищения имущества.

В структуре хищений наметилась тенденция снижения фактов посягательств, совершенных путем присвоения, растраты, злоупотреблением служебным положением (-6, 4%) и бурный рост мошенничества (+151,5%).

Продолжается рост числа посягательств в сфере финансово-хозяйственной деятельности. В 1994 году выявлено и зарегистрировано преступлений 14,1 тыс. (что на 30,1% больше, чем в 1993 году). Одновременно возрос их удельный вес в структуре преступности. Если в 1993 году он составлял 10,7%, то в 1994 году – 11,4%.

По мнению криминологов, кредитно-финансовая система наиболее подвержена преступным посягательствам. Их разнообразие и массовость свидетельствуют о том, что названные учреждения не защищены в правовом и организационном плане от должностных злоупотреблений руководителей и служащих. Среди способов совершения преступлений называются: аферы с вкладами населения, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, использование подложных платежных документов, подделка гарантийных писем, которые являются основанием для получения кредитов, и ряд др.

В 1994 году в этой сфере выявлено 9,6 тыс. преступлений, или на 80% больше, чем в 1993 году, из них хищений – 4,2 тыс. Ущерб от них составил 15 трлн. руб.

Если за 1992–1995 годы вся масса экономических преступлений в стране выросла в 2 раза, то число выявленных в банковской системе преступлений увеличилось почти в 22 раза: 1992 год – 640 преступлений, 1993 год – 4586, 1994 год – 9596, 1995 год – 13 881.

В системе страхования выявлено 210 преступлений, пенсионного обеспечения – 130, в налоговых инспекциях – 174.

Финансовые аферы, одна крупнее другой, стали обычным делом в России, а потерпевшими, как правило, оказываются граждане и государство. По официальным данным Центробанка России, более 300 российских коммерческих банков находятся на грани банкротства. Доверчивость населения только в 1994 году позволила сыграть в "пирамиду" 50 обанкротившимся компаниям и отобрать у граждан 25 трлн. рублей. В правоохранительные органы поступило более 3 млн. заявлений граждан о невозврате денег коммерческими компаниями на сумму свыше 20 трлн. рублей. Продолжается нелегальная утечка капиталов из России за границу. Так, по экспертным оценкам Главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД РФ, они составили 50 млрд. долларов США и продолжают возрастать на 1,5–2 млрд. долларов ежемесячно. По данным института экономического анализа, утечка капиталов достигает 10–12 млрд. долларов в год, тогда как все золото – валютные запасы государства составляют 12 млрд. долларов США.

Криминальные проявления в сфере валютного обращения в 1994 году составили 9, 4 тыс. незаконных сделок, это почти на 60% больше, чем в 1993 году. Структура незаконных валютных сделок представлена 80% сделок с иностранной валютой.

В сфере внешнеэкономической деятельности в 1994 году выявлено более 12 тыс. преступлений, или на 27% больше, чем в 1993 году.

На потребительском рынке выявлено 34,9 тыс. преступлений, это почти на одну треть больше, чем в Г993 году. На предприятиях торговли и общественного питания выявлено 6,7 тыс. случаев обманов потребителей.

Такой подход более практичен и эффективен для держателей валюты.

Специфика детерминации и причинности

Особое значение экономики как социального института, т. е. образования, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения, связанные с разделением труда, обмена, обращения, распределения материальных благ, представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества и соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

Основой взаимодействия социального института с обществом является реализация главной его функции – удовлетворения конкретных общественных потребностей. Если общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующего социального института, в его деятельности возникают дисфункции.

Преступность, в том числе экономическая, как негативная разновидность социальных явлений нуждается в установлении причин и условий, ей способствующих. Практическая значимость этого достаточно очевидна. Эффективная деятельность правоохранительных органов по предупреждению экономических преступлений возможна на научно обоснованных рекомендациях по выявлению причин и условий совершения преступлений.

Экономическая преступность и ее детерминанты в нашей стране подвергались изменениям и в основе своей были зависимы от места (подчиненности) и роли законов экономики в иерархии управления экономикой в государстве. Соответственно таким изменениям формировалось законодательство по экономической преступности и представления о личности экономического преступника, нашедшие отражение в Уголовном кодексе РСФСР 1926 и 1961 годов.

Реформирование жестконормативной государственно-монополистической экономики началось в СССР в 1987 году, когда вступил в силу Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", и усилилось в 1988 году, после принятия Закона "О кооперации в СССР", впервые за многие годы давших простор деловой инициативе части населения страны. С 1991 года, после юридического закрепления государственности РСФСР, принятия законов "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" стал активнее формироваться современный социальный и экономический уклад общества.

Нормативную базу экономических реформ уже можно называть новым экономическим законодательством. Так, приняты и работают законы, определяющие систему налогообложения, хозяйственную деятельность в целых отраслях экономики, новый Гражданский кодекс РФ. В значительной степени изменились уголовное и административное законодательство. В 1996 году принят новый Уголовный кодекс РФ, отразивший новую концепцию признания экономических деяний преступными и борьбы с ними.

В то же время состояние хозяйственного, уголовного и административного права и характер процессов изменения этих отраслей не вполне соответствуют потребностям сегодняшней экономической и правоохранительной практики. Фактически реформы пошли по пути легализации преступно нажитых капиталов, допуска их в законный оборот, легкости отмывания "грязных денег" и разграбления общенациональной собственности крайне незначительной частью населения. Реформирование экономического базиса общества при отсутствии достаточно жесткого государственного регулирования естественным образом меняет сложившуюся социальную среду и, безусловно, такое социальное явление, как преступность.

Анализ криминальной ситуации, сложившейся в России в ходе проведения экономических реформ, при отсутствии необходимого и достаточного организационно-правового сопровождения со стороны властных органов государства, позволяет сделать вывод об ошибочности расчета на самодостаточность рыночных механизмов с точки зрения преодоления теневых и криминальных явлений в экономике.

Политико-идеологическими и социально-экономическими факторами осуществления реформ были созданы условия, облегчающие возможность быстрого обогащения преступных группировок и отдельных лиц за счет государства, с одной стороны, и ослабляющие возможности правоохранительных органов по борьбе с негативными последствиями реформ – с другой.

Активизировались процессы формирования антиобщественных групп и сообществ на стыке общеуголовной и экономической преступности, что дало возможность криминальным элементам сконцентрировать в своих руках значительные средства. В то же время реформирование экономики для большинства граждан России не сопровождалось положительными сдвигами: рост потребительских цен за пятилетие с 1991 года составил 600 000%, а покупательная способность средней по России заработной платы упала втрое.

В процессе осуществления социально-экономических преобразований и нормотворчества практически полностью игнорировались факты наличия в стране организованной преступности и ее способность к самодетерминации. Не просчитывались возможности использования реформ в криминальных целях. Не учитывались предупреждения ведущих криминологов России о возможных негативных последствиях избранной идеологии реформирования экономики.

Закончившийся этап первичных экономических преобразований показал способность преступных элементов и группировок использовать малейшие пробелы в законодательстве для незаконного личного обогащения, применяя для этого целый комплекс методов воздействия:

  • инфильтрацию (внедрение) своих ставленников в государственные, правоохранительные, контролирующие органы и коммерческие структуры;
  • коррупцию, подкуп должностных лиц органов власти, управления и суда;
  • сговор с руководителями крупных промышленных и коммерческих структур;
  • давление со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления, распространение ложной информации;
  • скупку паев и акций, захват имущественных прав и собственности под различного вида угрозами;
  • террор и физическое устранение неугодных лиц.

В структуре экономики уже возникли контролируемые силовыми методами криминальные сегменты. По оценкам специалистов, доля теневой экономики в российском хозяйстве уже к 1991 году достигла 40%. Преступными сообществами установлен контроль над более чем 35 тыс. хозяйствующих субъектов, среди которых 400 банков, 47 бирж, около 1500 государственных предприятий и объединений. По оценкам Банка России, темпы незаконного вывоза капиталов за рубеж достигли 1 млрд. долларов США в месяц.

Второй, денежный, или рыночный, этап перераспределения собственности, начавшийся в 1995 году, как представляется, содержит в себе не меньший потенциал криминогенной опасности, нежели первоначальные "чековые" или административные преобразования.

Основными недостатками организационно-правового и правоохранного сопровождения экономических преобразований в России, влекущими расширение теневого сектора-экономики, активизацию преступного поведения в этой сфере и консолидацию организованной преступности, по нашему мнению, на настоящий момент являются:

  1. игнорирование недопустимости легализации преступных доходов. Фактический мораторий на проверку законности происхождения средств, вводимых в хозяйственный и финансовый оборот;
  2. несоответствие правовой базы реформируемой экономике. Отсутствие действенной поддержки и защиты добросовестного предпринимательства. Неразработанность системы ответственности за нарушения антимонопольного и налогового законодательства;
  3. преувеличение возможностей правоохранительной системы как социального регулятора.
Отстраненность судов от проблем обеспечения безопасности граждан от угроз со стороны преступников. Неготовность соответствующих органов выявлять и фиксировать незаконные доходы.

Особенности борьбы с экономической преступностью

Российские криминологи – ученые и практики уделяют значительное внимание проблеме предупреждения преступлений в сфере экономики. Их выводы в основном сводятся к осуществлению системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств,, обусловливающих совершение преступлений.

Экономические меры могут, среди указанных, быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по снижению уровня безработицы, достигшей, по оценкам специалистов, 6,4% экономически активного населения, сокращению социального расслоения населения. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых (с учетом укрываемых от налогообложения доходов) достиг, по расчетам, соотношения 1: 25. Имущественное расслоение общества породило значительный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохода, – потенциальных правонарушителей. Следовательно, повышение жизненного уровня этой категории людей – первостепенная задача макроскопической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста. Нуждается в законодательном закреплении, развитие СЭЗ. Промежуточное обеспечение в виде Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года № 345 "О разработке федеральной программы развития СЭЗ "Находка" разрешает эту проблему только для одного региона. Таких зон в России 11. Следовательно, необходимо принятие федерального закона "О свободных экономических зонах в России".

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.



Долгова А.И. Криминология | Кухарук В.В. Криминология | Селянин А.В. Криминология