главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Сытник А., ДонНУЭТ Цели и целеполагание в управленческой деятельностиМенеджмент — подразумевает разработку, создание и максимально эффективное управление социально-экономическими системами. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Актуальность данной темы заключается в том, что управление предприятием предполагает определение целей деятельности. Изучение самого смысла и процедуры выбора целей (целеполагание), является основой всей науки менеджмента. В разное время данной темой занимались различные учёные из разных стран – начиная с Адама Смита и заканчивая М.Фоллетт, Р. Акоффом, П. Друкером. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии. Определение миссии является исходным пунктом в процессе целеполагания. Далее задается стратегический ориентир - генеральное направление деятельности на планируемый период. В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название "дерево целей". При формировании системы целей необходимо иметь в виду, что в процессе их реализации могут возникнуть противоречия, которые приводят к нарушению всей композиции "дерева целей". Конфликты возникают на трех уровнях: 1) Внешний конфликт - это противоречие целей фирмы тенденциям развития внешней среды. Природа этих конфликтов разнообразна. Например, конфликт между потребительскими предпочтениями и целями деятельности предприятия, выраженными в росте продаж стандартного продукта. В этом случае нарушается одно из базовых требований - достижимость целей. Как правило, во внешней конфликтности целей проявляется конфликт интересов фирмы и таких субъектов рынка, как клиенты, деловые партнеры, инвесторы, общественные и государственные институты. Разрешение внешнего конфликта целей осуществляется либо введением жесткого регламента правил и норм поведения фирмы на рынке (законы о рекламе, конкуренции, защите прав потребителей и др.), либо путем поиска компромисса, предполагающего принятый всеми уровень согласованности интересов в виде выгод, получаемых каждой из сторон. 2) Внутренний конфликт целей является результатом существующих противоречий интересов собственников, менеджеров и персонала фирмы. В первую очередь следует разрешить конфликт целей на уровне "стратегического треугольника". Определение приоритетов целей развития предприятия предполагает, в первую очередь, согласованность интересов собственников и топ-менеджеров. Способом разрешения данного конфликта чаще всего может быть, с одной стороны, включение топ-менеджеров в состав собственников, а с другой - более активное вовлечение собственников в процесс управления фирмой. Наличие конфликта интересов топ-менеджеров и персонала приводит к подмене фирменных целей на функциональном уровне управления личными целями сотрудников, что сказывается на результативности их работы. Способом разрешения данного конфликта может быть как повышение материальной заинтересованности каждого в результатах деятельности всей организации, так и вовлечение работников в процесс управления уже на этапе самого выбора целей. 3) Временной конфликт - это нарушение согласованности стратегических, тактических и оперативных целей. Как правило, он проявляется в смещении акцентов в управлении на решение текущих проблем. Стратегические цели подменяются оперативным реагированием на возникающие внешние и внутренние изменения. В результате предприятие теряет основные ориентиры своего развития. Цели перестают быть понятными большинству работников. Мотивация падает, что приводит к снижению адаптационного потенциала фирмы. Разрешение временного конфликта осуществляется путем разделения уровней контроля за достижением текущих и стратегических целей. Примером подобных конфликтов может быть ситуация имевшая место в корпорации Apple в 1990-х годах, когда продажи стали стремительно падать, так как продукция не соответствовала требованиям рынка, и место компании было занято разработками компании Microsoft. Только исследовав внешнеорганизационную ситуацию и начав производство инновационной продукции, компания вновь вышла на лидирующие позиции. Таким образом, правильно организованный процесс выработки целей предполагает: выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении фирмы; формулирование миссии; установление целей для организации в целом (цели "стратегического треугольника"); построение дерева целей; согласование целей фирмы с индивидуальными целями. Только правильно построив структуру, определив специфику и особенности управленческой деятельности, можно найти правильные пути и средства превращения её в эффективный инструмент решения разнообразных менеджерских задач.
Литература:
1) Центр креативных технологий [Электронный ресурс] — Режим доступа: [сылка более недоступна} |