Каталог статей |
Efimenko N.F. Стратегические проблемы создания и формирования свободных зонСтратегические проблемы создания и формирования свободных зон связаны с их нацеленностью на активное участие в формировании новой модели взаимодействия с мировой экономикой, ориентированной на создание условий для возобновления экономического роста. Это требует продуманной государственной политики и отработки механизмов, обеспечивающих прежде всего активизацию финансово-инвестиционного потенциала свободных зон. В этой связи финансовый комплекс СЗ, его стратегическая и тактическая конфигурация приобретают первостепенное значение.Анализируя особенности развития финансового комплекса в экономических зонах в целом и его отдельных звеньев в частности, нельзя не отметить, что одним из основных факторов, осложняющих построение эффективной финансово-банковской системы в, свободной экономической зоне, является необходимость взаимодействия финансовых субъектов зоны с подобными субъектами вне зоны, так как сама по себе территориально замкнутая финансово-банковская система существовать не может. Но взаимодействовать финансовым субъектам как в зоне, так и вне зоны приходится в разных административно-правовых пространствах. Это неизбежно влечет за собой поиск слабых мест в законодательстве о зоне и возможности злоупотреблений как с той, так и с другой стороны. Следовательно, при формировании рыночной среды в свободной зоне необходимо строить финансово-банковскую систему с учетом данных факторов. В целом создание финансовых рынков в зоне должно предусматривать организацию следующих видов рынков: рынка денежных, прежде всего инвестиционных капиталов, включая иностранные инвестиции; фондового рынка региональных и муниципальных ценных бумаг; рынка вексельного обращения и акций приватизируемых предприятий. Сердцевиной всей финансовой инфраструктуры зоны является эффективная банковская система, но, к сожалению, в силу общеэкономического спада, основное направление деятельности создаваемых кредитных институтов в зонах базируется на политике «коротких денег», что ставит под вопрос возможность эффективного воздействия банковской системы на развитие СЗ. Другая проблема заключается в том, что наблюдается процесс специализации создаваемых кредитных учреждений по отраслевому признаку. Это не может не снижать эффективность действия всего финансового механизма в СЗ. Для того чтобы обеспечить деятельность структур, удовлетворяющих жизненно важные потребности, быть может, не высокорентабельных производств, но необходимых с социально-экономической точки зрения, можно предложить создание обществ взаимного кредитования, имеющих структуру холдинга. При этом необходимо отработать взаимодействие данного холдинга со страховыми организациями и инвестиционными фондами в области согласования политики на финансовом рынке. Для достижения целей, поставленных перед СЗ региона, в котором предполагается создание полномасштабной административно-финансовой и правовой инфраструктуры, в качестве ее основных элементов целесообразно создавать следующие типы компаний: - консалтинговые компании по предоставлению профессиональных услуг самого широкого финансового спектра; - компании по управлению интеллектуальной собственностью; - инвестиционные компании по привлечению капитала; - холдинговые компании с правом проводить весь перечень финансовых операций. В частности, большинство операций можно осуществлять посредством дочерних компаний, причем их месторасположение желательно выбирать исходя из следующих соображений. Во-первых, с учетом ставки налога на прибыль, поскольку некоторые типы компаний и фондов в разных странах зачастую вообще освобождены от таких налогов. Во-вторых, предпочтительнее выбрать место, где законодательно установлен минимальный размер паевого капитала и гарантируется конфиденциальность для собственников компании. Создание свободных зон возможно в основном либо за счет государственных инвестиций в образование инфраструктуры, либо за счет предоставления достаточно весомых льгот на территории СЗ иностранным инвесторам. Но поскольку в условиях общеэкономического кризиса о государственных инвестициях говорить не приходится, то решающим фактором при создании свободных экономических зон необходимо признать разработку концепции СЗ на основе иностранных инвестиции. Сложность разработки подобной концепции, во-первых, обусловливается отсутствием единой общепринятой универсальной методики, позволяющей проводить сравнительный анализ функционирования различных территорий, на которых созданы СЗ, на всех этапах развития и деятельности зон. Во-вторых, и это представляется более актуальным, в силу высокой дифференцированности исходных условий необходимо учитывать реакцию потенциальных инвесторов на высокую динамику изменений всей совокупности политических, социально-экономических, административно-правовых и иных факторов и условий, определяющих степень привлекательности инвестиционного климата в стране. Тем более, что потенциальные инвесторы всегда имеют возможность сравнения условий с уже функционирующими свободными экономическими зонами. Следовательно, механизм решения проблем финансирования состоит, как правило, из следующих звеньев. На первом этапе - это создание более благоприятного административно-правового пространства на территории СЭЗ по сравнению со среднемировым уровнем в существующих зонах других стран. На втором этапе, после установления «правил игры» и появления первых потенциальных инвесторов, можно осуществлять выбор Генерального инвестора для создаваемой свободной зоны. Критерием отбора здесь могут служить: - направленность деятельности инвестиционной компании; - ее профессиональный стаж; - результаты реализации предыдущих проектов; - взаимоотношения с партнерами; - предполагаемый объем инвестиций; - предполагаемые сроки осуществления деятельности в свободной экономической зоне; - результаты эксклюзивных договоренностей и многое другое. Важное значение получают формирование благоприятного инвестиционного климата и определение финансовых приоритетов. Особенности создания благоприятного инвестиционного режима для свободной экономической зоны таковы, что в начальном периоде требуются значительные финансовые средства и прежде всего со стороны страны-учредителя. Привлечение иностранных инвестиций в СЗ имеет существенные отличия от обычного инвестирования в другие отрасли и районы страны. Они заключаются в следующем: - основная инвестиционная нагрузка на этапе развития СЭЗ ложится на иностранных инвесторов; - местная финансовая поддержка ограничена банковскими кредитами, страхованием инвестиций и относительно небольшими вложениями местных средств; - значительный удельный вес занимают различные кооперационные проекты с участием смешанных предприятий. Эффективность использования инвестиций может быть определена показателем срока окупаемости капитальных вложений по формуле: Т = К / П *Р, где Т - срок окупаемости; К - величина капитальных вложений; П - прибыль; Р - коэффициент корректировки срока окупаемости, учитывающий коэффициент инфляции. Коэффициент эффективности капитальных затрат территории определяется как отношение объема валового зонального продукта (ВЗП) к объему приведенных капитальных вложений. На первоначальном этапе величина данного коэффициента должна быть не менее 0,30-0,35 и в дальнейшем иметь тенденцию к росту. Основные проблемы иностранных инвесторов можно свести к следующим: а) несовершенная законодательная база, непосредственно оказывающая влияние на принятие решений иностранными инвесторами о вложении своего капитала в экономику; б) декларативный характер провозглашенных налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, т. е. практически не предоставляются льготы на иностранные инвестиции, которые поступают на приватизированные предприятия при реализации инвестиционных программ; в) неразвитость инфраструктуры, которая позволила бы охватить весь спектр работ, связанный с привлечением и реализацией иностранных инвестиций в регионах; г) небольшие сроки проведения приватизации предприятий, в которые потенциальный инвестор не успевает принять решение в силу существующего порядка; д) неразработанность методов корпоративного управления в условиях использования иностранного капитала в хозяйственной деятельности вновь образованных акционерных обществ, а также отсутствие механизма, который позволил бы иностранному инвестору в случае, когда он не сумел приобрести контрольный пакет акций приватизируемого предприятия, но приобрел довольно значительный пакет, участвовать в управлении предприятием на постоянной основе; е) отсутствие системы проведения экспертиз инвестиционных программ, предоставляемых приватизируемыми предприятиями и иностранными инвесторами. Роль иностранных инвестиций велика не только в привлечении капитала, но и в качестве его применения с учетом «ноу-хау», трансферта технологий, управления и включения в мировые рынки. Мировой опыт показывает, что привлечение иностранных инвестиций в приватизацию - это надежный способ получить выход на мировые рынки. На всех этапах формирования СЭЗ важнейшим вопросом является финансовое обеспечение, которое должно базироваться на четком разграничении источников финансирования и целевом назначении финансовых средств. На первом этапе создания СЭЗ основными источниками финансирования могут быть: - средства государственного бюджета в форме прямого инвестирования, все объекты производственной и социальной инфраструктуры в соответствии с программой; - средства местных бюджетов; - поступление средств, используя схему налогового кредита; - долгосрочные банковские кредиты; - прибыль и амортизационный фонд предприятий; - средства зарубежных инвесторов; - средства, привлекаемые на акционерной основе. Важнейшей функцией законодательства о свободных экономических зонах должно являться обеспечение невозможности злоупотреблений в рамках предоставленных льгот. Следовательно, в нормативных актах о деятельности зоны не должно быть положений, которые можно истолковать двояко. В связи с этим особо стоит подчеркнуть необходимость создания наиболее оптимального налогового режима в свободных экономических зонах. Основная цель установления специального налогового режима в СЗ состоит в том, чтобы создать льготные условия для инвестирования и хозяйствования зарубежных и отечественных фирм. При этом должен быть реализован ключевой принцип налогообложения для иностранных инвесторов: создание более благоприятных налоговых условий по сравнению с имеющимися в СЗ других стран региона. Данным подходом закладывается принцип конкуренции в привлечении капиталов, а организация налогового режима в СЗ должна четко соответствовать ходу создания и развития зон. На первом этапе создания СЭЗ должны быть обеспечены максимально возможные льготы по налогообложению. На втором этапе развития СЭЗ льготы должны использоваться частично, а вся налоговая система - работать в нормальном налоговом государственном режиме. Первый этап предоставления налоговых льгот должен включать: - освобождение от квот; - освобождение от таможенных пошлин и других налогов на импорт сырья, материалов, комплектующих изделий; - освобождение от налогов на экспорт; - полное или частичное освобождение от налога на прибыль (с ограничением времени от 2 до 5 лет). К основным направлениям совершенствования налоговой системы в СЗ относятся: 1. Необходимость ранжирования системы льгот по налогам в зависимости от сферы приложения капитала. 2. Должно быть четко определено, кто и какие налоги устанавливает: правительство, местные органы власти, администрации СЭЗ. 3. Совокупная величина местных налогов не должна превышать 58 % объема прибыли, которая оставляется после отчисления налогов и платежей в республиканский бюджет. 4. Необходимо определить порядок, стимулирующий внедрение иностранными и совместными предприятиями передовых технологий, развитие экспортных производств, рассчитанных на длительный срок службы (10 лет и более). 5. Не должна облагаться налогом репатриируемая прибыль в размере первоначальной величины вложенного капитала. 6. Иностранные и совместные предприятия, выполняющие государственные или региональные заказы, пользуются приоритетами в обеспечении компонентами производства, и им должен предоставляться льготный режим подоходного налога и местных налогов. Внешнеэкономический режим деятельности СЭЗ в общем виде характеризуется следующими льготами: - отменяется лицензирование и квотирование экспорта и импорта, за исключением продукции и сырья стратегического назначения, драгоценных металлов и др.; - не взимаются налоги на экспорт и импорт товаров; - в целях защиты интересов покупателей в СЭЗ вводится страхование всех видов внешнеэкономической деятельности, собственности, вкладов, сделок, риска, которое может осуществляться в любой страховой компании мира, - свобода предпринимательства, включая реализацию на отечественном рынке товаров и услуг за национальную валюту, причем вырученные средства могут инвестироваться в экономику СЭЗ; - снимаются ограничения на открытие инофирмами валютных счетов. Внутрихозяйственный оборот в СЗ должен оцениваться в национальной и «твердой» валюте. При создании валютно-финансовых условий функционирования иностранного капитала формируется валютный режим СЗ, приближенный к условиям мирового рынка, который включает в качестве определяющих элементов отмену жесткого контроля со стороны государства над валютными операциями и создание зонального валютного фонда. Введение особого валютного режима придает СЗ некоторый вид анклавности по отношению к национальной экономике. Однако эффект от развития здесь конкурентоспособных производств может многократно превысить возможные негативные последствия этой анклавности. Концептуальными подходами к созданию СЗ устанавливаются следующие положения: - СЭЗ выносится за таможенную границу государства; - охрана внутренней таможенной границы СЗ обеспечивается администрацией СЗ; - при ввозе и вывозе товаров через внешнюю границу СЗ таможенный досмотр сводится к выявлению товаров, запрещенных к ввозу и вывозу из страны; - импортируемые и экспортируемые товары досматриваются только с целью контроля выполнения международных обязательств государства; - экспорт продукции, произведенной в СЗ, не лицензируется, не квотируется, экспортным налогом и пошлиной не облагается; - продукция, поступающая в СЗ из-за границы для потребления, переработки, сборки и последующего реэкспорта, от импортного налога и таможенных пошлин освобождается; - при вывозе готовой продукции из СЗ на внутренний рынок, произведенной с использованием ранее импортируемых материалов и компонентов таможенные пошлины взимаются в части стоимости импортного компонента; - поставка товаров через территорию СЗ с внутренней территории транзитом осуществляется без таможенных льгот и преференций; - на территории СЗ действует упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый. Экономическая система СЭЗ должна представлять собой совокупность следующих рынков: товарного, денежного, валютного и рынка рабочей силы. В соответствии со спецификой рынков должна действовать и система ценообразования в СЭЗ. Поскольку ценовая политика на рынках капиталов и валюты осуществляется методами как прямого, так и косвенного регулирования, выбор методов регулирования должен соответствовать следующим требованиям: - обеспечивать стабильность экономической системы СЭЗ; - создавать условия для притока капиталов в той форме, которая соответствует фазе экономического цикла и уровню развития экономики; - обеспечить эффективное функционирование иностранных инвестиций в СЭЗ. Организационная структура финансово-банковской системы СЗ должна отличаться более высокой степенью концентрации банковских учреждений, финансовых и кредитных организаций по сравнению с другими регионами страны и быть представлена сетью коммерческих банков, совместных банковских компаний и филиалов иностранных банков, специализированными финансовыми организациями, кредитными и страховыми фирмами. Однако автономность финансово-кредитной системы не означает, что финансово-валютные процессы в СЗ не должны быть регулируемыми и корреспондироваться с интересами всей экономики. Возможны следующие варианты построения схемы управления финансово-кредитной системы СЗ: 1. Децентрализованная схема, когда в рамках СЗ действует ряд коммерческих банков с одинаковыми полномочиями. 2. Схема с головным банком СЗ, функции которого может выполнять один из крупных региональных банков. 3. Схема с Центральным банком СЗ, выполняющим функции Зонального управления Национального банка РК, и Главным финансовым управлением СЗ. Первую схему целесообразно реализовать в небольших функционально ориентированных зонах. В этой схеме все банки, работающие в зоне, пользуются одинаковыми полномочиями согласно законодательству и при наличии соответствующих лицензий. |