Каталог статей

Любченко Н. В., Журило П.П.

Материально-техническое обеспечение военной организации России: угрозы и проблемы в области экономической безопасности

Современный этап военного строительства и развития военной организации Российской Федерации характеризуется снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств на другие, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений неурегулированными остаются многие региональные конфликты, сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Россией.

В этих условиях военная организация государства, представляющая собой совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – ВС РФ и других войск), а также часть экономического и научного комплексов страны, предназначена для совместной деятельности, направленной на подготовку и вооруженную защиту Российской Федерации. При этом военная организация должна быть всесторонне обеспечены материально-техническими средствами.

Теория и практика всестороннего обеспечения войск имеет диалектически устойчивое развитие, основанное на объективных законах и закономерностях, базирующихся на появлении более совершенных (принципиально новых) систем вооружения и военной техники, совершенствовании способов, форм боевых действий и военно-экономических процессов.

В качестве показателей экономической безопасности, по мнению специалистов, может использоваться прогнозируемая степень снижения военных угроз за счет реализации мероприятий по военному строительству при различных уровнях их финансового обеспечения:

- уровень оперативного оборудования территории страны;

- уровень технической оснащенности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в настоящее время и в перспективе;

- степень обеспеченности силового компонента военной организации государства различными видами ресурсов;

- степень обеспеченности бюджетными ассигнованиями мероприятий по развитию военной организации государства, планируемая по годам планового (программного) периода и фактически достигнутая в каждом завершившемся году;

- уровень реализуемости проектов Государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа;

- степень отклонения фактических объемов инвестиций в оборонно- промышленный комплекс и другие отрасли экономики в интересах обеспечения военных нужд из всех источников финансирования от их рационального значения, определенного для каждого года планирования (по каждому завершенному году и в целом за прошедший период программного планирования);

- степень отклонения объемов финансового обеспечения мобилизационной подготовки экономики (плановых от рациональных для предстоящих лет программного периода и фактических от рациональных для завершенных лет программного периода).

Состав конкретных мероприятий по обеспечению военной безопасности определяется структурой внутренних и внешних угроз национальной безопасности России, основными источниками которых, в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, являются состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений.

Что касается угроз экономической безопасности, то они проявляются в таких формах, как:

- разрыв связей кооперации в производстве военной техники;

- неконтролируемое проникновение иностранного капитала в военное производство;

- целенаправленное и упорное стремление иностранных государств к завладению объектами отечественной интеллектуальной собственности, в первую очередь, в сфере производства вооружения, военной и специальной техники;

- увеличение военно-технологического отрыва ведущих государств и наращивание их возможностей по созданию образцов вооружения и военной техники (ВВТ) новых поколений;

- производство и продажа новых отечественных образцов ВВТ в другие страны до поступления их в Вооруженные силы РФ и другие силовые структуры государства;

- деформированность структуры военного бюджета, которая выражается в недопустимо низкой доле инвестиционной составляющей, что может привести в последующем к необратимым процессам в снижении научно-технического уровня военных разработок и боевого потенциала войск;

- отсутствие отработанного инструментария и механизма формализации процедур обоснования оборонных потребностей, распределения и контроля за использованием выделенных на эти цели ресурсов;

- несовершенство механизма финансирования и материально-технического обеспечения войск, приводящее к нерациональному использованию ресурсов, хищениям и, как результат, задержкам финансирования, ухудшению материального обеспечения военнослужащих;

- ошибки и пороки экономической и оборонной политики и т.д.

В качестве основных проблем обеспечения экономической безопасности военной организации государства выделяются:

- необходимость разработки методологической базы формирования рационального уровня расходов на военное строительство;

- создание условий для решения оборонно-промышленным комплексом возложенных на него задач по обеспечению реализации программ и планов военного строительства;

- разработка методов оптимального управления системой обеспечения экономической безопасности;

- проблемы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в области обеспечения экономической безопасности;

- совершенствование всей системы технического обеспечения военной организации Российской Федерации;

- развитие научно-технического задела по перспективным вооружениям.

Важнейшим условием, практически основой экономической безопасности государства выступают ее устойчивое материально-техническое обеспечение, которое, обобщая сложившиеся в литературе позиции, можно определить как всестороннее, бесперебойное и достаточное удовлетворение экономических потребностей военной организации государства, ОПК, мобилизационных мощностей экономики и др. всеми видами ресурсов, выраженных в стоимостной форме.

В рамках реализации мероприятий по материально-техническому обеспечению военной безопасности важнейшее значение имеет финансово-экономическое обеспечение войск, под которым понимается система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения войск (сил) денежными средствами и оптимизации их использования для достижения высокой боеспособности и боеготовности. Процесс управления материально-техническим обеспечением войск осуществляется в интересах того, чтобы, мобилизуя дополнительные источники финансирования, своевременно и полностью, в пределах установленных норм обеспечить денежными средствами все потребности военной организации России, законное, оптимальное целесообразное их распределение и использование в целях обеспечения высокой боевой и мобилизационной готовности войск, решения социальных и других проблем.

Таким образом, под управлением материально-техническим обеспечением экономической безопасности мы понимаем научное обоснование оборонных потребностей государства, оптимальное распределение и планирование соответствующих ресурсов, организацию их рационального, наиболее эффективного использования, в первую очередь, в военной организации государства и оборонно- промышленном комплексе.

Это возможно лишь на основе возрождения экономической мощи и минимизации затрат на экономическое обеспечение обороны путем кардинального повышения эффективности военной экономики.

Известно, что реализация планов строительства и развития военной организации государства представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических, социально-политических, идеологических, военно-технических и других мероприятий, осуществляемых государством по совершенствованию облика, подготовке и развитию силовых структур в целях обеспечения военной безопасности государства.

Необходимым условием решения этой задачи является достаточное финансирование военной организации, т.к. их численность, организационно- штатная структура, техническая вооруженность, принципы комплектования, обученность личного состава и его морально-психологическое состояние, иными словами - их боеготовность и боеспособность, во многом зависят от величины и структуры оборонного бюджета, распределения ассигнований по направлениям деятельности и конкретным программам.

Именно через оборонный бюджет осуществляется непосредственная увязка реализуемости планов обеспечения национальной безопасности государства с располагаемыми ресурсами. Резкое снижение, в условиях экономического кризиса, возможностей России по финансовому обеспечению привело к существующему повышению роли оборонного бюджета в обеспечении национальной безопасности, радикальному изменению внимания к нему как со стороны государственных структур, так и общества в целом. Проблема бюджетного финансирования военной сферы широко обсуждается в средствах массовой информации, является предметом дискуссий и споров в парламенте страны, различных политических и общественных организациях.

При значительном несоответствии выделяемых и требуемых объемов финансовых средств, военное строительство превращается в процесс разрушения военной структуры государства. Существует некоторый минимально допустимый уровень военных расходов, ниже которого затраты на оборону в принципе теряют свой смысл, так как не обеспечивают достижения тех целей, ради которых они осуществляются.

Хорошо известно, что экономические возможности страны являются основой её военной мощи. Экономическое состояние страны в общем случае характеризует множество факторов, сводящихся в конечном итоге к уровню развития производительных сил и производственных отношений. Экономисты всех стран всегда стремились найти некоторые конкретные интегральные показатели, характеризующие эти две сферы экономики в целом. Очевидно, что и для анализа связей между экономикой и объемами финансирования обороны было бы наилучшим вариантом, если бы множество экономических факторов выражающих в конечном итоге уровень развития экономики и условия экономического развития страны можно было бы представить одним показателем. Такой показатель был найден и им могут быть, по мнению большинства видных экономистов, либо валовой внутренний, либо валовой национальный продукт, представляющий собой результат экономической деятельности страны за год (или какой либо другой период). Именно он отражает (при правильном расчете) уровень развития производительных сил и производственных отношений на данный момент времени, его величина аккумулирует в себе действие всех общеэкономических условий на результат общественного производства.

Таким образом, простейшим способом оценки влияния общеэкономических условий на уровень финансирования военных потребностей следует считать установление связи между ВВП и уровнем расходов на национальную оборону.

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию с финансированием военной организации государства необходимо принять политическое решение о сбалансированности задач, стоящих перед военной организацией, с возможностями государства по их материально-техническому обеспечению. Таким образом, вне зависимости от уровня расходов на оборону, если только он не будет ниже критического, актуальной остается проблема оптимизации распределения выделенных ассигнований.