главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н., доц. каф. Маркетингового менеджмента Стельмах А. А., студентка Бойко А. И. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина Проблема эффективной мотивации персонала в современных условияхНа сегодняшнем этапе развития экономики и общества Украины от силы мотивации зависит продуктивность и качество выполняемой работы. С помощью мотивации обеспечивается рациональное использование трудовых ресурсов, повышается результативность и прибыльность предприятия. Это во многом определяет характер управленческой деятельности менеджеров компаний. Данному вопросу уделяется на сегодняшний день очень большое внимание. Цель данной работы – определить эффективный метод построения системы мотивации, выяснить способы мотивации по категориям работников, а также методы мотивации исходя из мотивов работников. Мотивация - это система мероприятий, которые побуждают сотрудников компании выполнять поставленные цели с большей отдачей. Ее создание основывается на взаимном учете интересов компании и работника. Схема построения системы эффективной мотивации представлена на рис. 1 Согласно рисунку 1, создание системы мотивации состоит из трех этапов: 1) определение интересов работника и предприятия 2) соотнесение этих интересов 3)разработка методов реализации интересов обеих сторон.
Рис. 1 Построение системы мотивации [1]. Представление о роли различных способов мотивации для некоторых категорий работников можно получить из составленной С. Викерстаффом и В. Герчиковым табл.1 [2]. Таблица 1 Способы мотивации по категориям работников
Так, в зависимости от ранга и категории работника используются различные способы мотивации. Кроме того, метод мотивации может быть определен исходя из мотивов персонала. Основными мотивами служат: 1. Мотив вознаграждения – на первом месте у работника деньги и другие блага. 2. Социальный мотив – на первом месте мнение коллектива и руководства. 3. Процессный мотив – на первом месте удовольствие от самого процесса работы. 4. Мотив достижения – стремление сотрудника к самореализации и самоутверждению. 5. Идейный мотив – сотруднику небезразличны достижения компании, его цели совпадают с целями компании [3]. Существуют такие виды мотивации, как материальная и нематериальная. Издательство «Эксмо» - одно из крупнейших в Европе. Компания по праву считается одним из лучших работодателей России. В качестве нематериальной мотивации данная фирма проводит различные соревнования, номинации которых указаны в табл. 2 [4]. Таблица 2 Номинации соревнования
Концерн Scania основан в 1891 г. Главное направление деятельности – тяжелое автомобилестроение, а также производство промышленных и судовых двигателей. Численность персонала – более 35 тыс. человек. Основные принципы мотивации персонала в российском филиале следующие. 1. Дополнительное обучение (программы подготовки на заводах в Швеции, тренинги на заводах в Швеции и Бразилии). 2. Дилегирование новых функций с учетом возможностей и внутренней готовности человека. 3. Встречи и обсуждение проблем персоналом и руководством на рабочих местах. 4. Поощрение внесения рационализаторских предложений. 5. Создание позитивной атмосферы. 6. Учет особенностей сотрудников, поиск к каждому индивидуального подхода. 7. Проведение работы по повышению вовлеченности персонала. 8. Постоянная обратная связь (совещания раз в две недели) [5]. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Мотивация – система мероприятий, обеспечивающая болеевысокую продуктивность труда. Построение эффективной системы мотивации состоит из 3-х этапов. Методы мотивации определяются исходя их должности работника, а также его мотивов. В рассмотренных компаниях - «Эксмо» и Scania по-разному устроена система мотивации, но в обоих случаях эти системы доказали свою эффективность на протяжении функционирования данныхфирм. Литература: 1. За кадром [Электронный ресурс] / А. Никитина, Ю. Черепанова // HR Portal. – Режим доступа: [сылка более недоступна} | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||