Каталог статей

Оташева Д.М.

Оценка государственной политики развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

За рубежом комплекс условий в которых функционирует малый бизнес называется business environment или бизнес среда. К основным условиям, способствующим развитию малых предприятий относятся:

1. политическая стабильность;

2. макроэкономическая стабильность;

3. предсказуемость или прогнозируемость экономической ситуации;

4. прозрачность законов и подзаконных актов, а также их четкая реализация на практике.

Отсутствие соответствующих условий для функционирования малых предприятий приводит к снижению активности последних и их переходу в теневой сектор экономики. При этом государство несет значительные потери в виде несобранных налогов, таможенных платежей и прочих поступлений в бюджет.

В Казахстане термин бизнес среда пока что не получил широкого распространения. Наиболее часто употребляется термин условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса, который подразумевает под собой совокупность нормативно-законодательных актов и институтов, ответственных за их исполнение, а также мер государственной поддержки. Для целей данной статьи эти два термина будут использоваться в качестве синонимов.

Регулирование малого бизнеса в Казахстане
          Как уже отмечалось, одним из важных условий формирования благоприятной бизнес среды является наличие стабильной и достаточной нормативно-законодательной базы.

В настоящее время нормативно-законодательная база, в рамках которой осуществляется регулирование деятельности предприятий малого бизнеса в Республике Казахстан в целом сложилась.

Основным законодательным актом, регулирующим государственную поддержку малого бизнеса, является Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства", который был принят 19 июня 1997 г.

Указанный закон в совокупности с другими нормативно-законодательными и программными документами создает правовое поле, регулирующее основные аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства, такие как: определение критериев, налогообложение, финансово-кредитная поддержка, развитие инноваций, устранение существующих административных барьеров.

В таблице 1 представлены основные нормативно-законодательные и программные документы республиканского уровня и их роль в формировании бизнес среды для малого бизнеса.

Таблица 1 - Основные нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность предприятий малого бизнеса в Казахстане

№ п/п

Наименование

Дата принятия

Содержание
нормативно-
законодательного
документа

Роль нормативно-
законодательного
документа в
поддержке СМП

Нормативно-законодательные документы прямого действия

Закон РК «О
государственной поддержке малого предпринимательства», данный закон утратил свою силу с принятием закона РК «О частном предпринимательстве»

19 июня 1997г.

Устанавливает критерии отнесения к СМП;
Определяет основные направления государственной поддержки СМП в РК в области кредитования, налогообложения, взаимодействия с государственными органами и пр.;
Определяет основные направления государственной поддержки соответствующих объектов инфраструктуры

Совершенствование системы государственной поддержки СМП в РК

Закон РК «Об
индивидуальном предпринимательстве» данный закон утратил свою силу с принятием закона РК «О частном предпринимательстве»

19 июня 1997г

Определяет порядок регистрации и деятельности индивидуальных предпринимателей

Комплексная поддержка индивидуальных предпринимателей, в т.ч. при взаимодействии с государственными органами

Закон РК «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»

31 марта 1998г.

Определяет порядок регистрации и деятельности крестьянских хозяйств

Комплексная поддержка индивидуальных предпринимателей, в т.ч. при взаимодействии с государственными органами

Закон РК «О финансовом лизинге»

5 июля 2000г.

Определяет порядок взаимоотношений между предприятиями на условиях лизинга

Определяет основные формы и виды лизинга, отношения между лизингодателем и лизингополучателем

Концепцию развития ремесленничества в Республике Казахстан

11 июля 2000 г.

Определяет порядок государственной   поддержки   возрождения   и   развития ремесленничества

Комплексная поддержка ремеслиничества

Кодекс РК «О
налогах и других обязательных платежах в бюджет»,  с 1.01.2009г. вводится новый Кодекс РК «О
налогах и других обязательных платежах в бюджет»

12 июня 2001г.

Определяет порядок налогообложения СМП в РК

Экономическое стимулирование деятельности СМП

Государственная
программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 гг., 2004-2006 гг.2006–2008 гг.

 -

Определяет основные направления государственной поддержки СМП на 1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 гг., 2004-2006 гг.2006–2008 гг.

Комплексная поддержка СМП, включая совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса, облегчение доступа к финансово-кредитным ресурсам, подготовка кадров для малого бизнеса и некоторые другие меры

Программа
импортозамещения в отраслях легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 г.

20 августа 2001г.

Определяет основные направления и механизмы поддержки и стимулирования отечественных товаропроизводителей в отраслях легкой и пищевой промышленности

Поддержка отечественных товаропроизводителей, в т.ч. СМП в отраслях легкой и пищевой промышленности

Закон РК «О
комплексной
предпринимательской
лицензии (франчайзинге)»

24 июня 2002г.

Определяет порядок взаимоотношений между предприятиями на условиях франчайзинга

Развитие взаимоотношений между крупными предприятиями и СМП на принципах франчайзинга

Закон РК «О
микрокредитных организациях»

6 марта 2003г.

Определяет порядок регистрации и деятельности микрокредитных организаций (МКО)

Развитие небанковских финансовых учреждений, упрощение регулирования деятельности МКО, расширение доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам

Закон РК «О
кредитных товариществах».

28 марта 2003г.

Определяет порядок регистрации и деятельности кредитного товарищества (КТ – credit union)

Развитие небанковских финансовых учреждений, упрощение регулирования деятельности КТ, расширение доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам

Закон РК «О частном предпринимательстве»

31 января 2006г.

 Регулирует взаимоотношения власти и бизнеса

Совершенствование системы государственной поддержки СМП в РК. Определение субъектов частного предпринимательства, определяются условия их функционирования. Разработка и принятия законов, касающихся МСП.

Нормативно-законодательные документы косвенного действия

Гражданский кодекс РК (Общая часть)

27 декабря 1994г.

Определяет порядок регистрации и функционирования юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельности

Закон РК «О
банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

31 августа 1995г.

Определяет порядок функционирования и устанавливает пруденциальные нормы для банковских и небанковских финансовых институтов, в т.ч. занимающихся кредитованием СМП

Контроль за деятельностью организаций, предоставляющих кредиты СМП, за исключением микрокредитных организаций

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

30 января 2001г.

Определяет меры наказания за административные правонарушения

Контроль за соблюдением полномочий государственными чиновниками, создание условий, направленных на сокращение административных барьеров

Трудовой Кодекс РК

15 мая 2007г.

Регулирует трудовые отношения в  РК

Регулирует трудовые отношения в сфере малого бизнеса

Закон РК «О науке»;

9 июля 2001г.

Определяет основные направления и понятия относительно объектов инновационной инфраструктуры

Развитие объектов инновационной инфраструктуры, включая технопарки и бизнес инкубаторы

Закон РК «Об инновационной деятельности»

3 июля 2002г.

Определяет основные направления и механизмы поддержки и развития структур, занимающихся инновационной деятельностью, в т.ч. СМП

Поддержка и развитие предприятий, занимающихся инновационной деятельностью

Стратегия индустриально-инновационного развития РК до 2015 года.

17 мая 2003г.

Определяет основные направления развития экономики Казахстана до 2015 г. и механизмы достижения поставленных целей

Стимулирование частного сектора к производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью

Анализ нормативно-законодательной базы указывает на существование недостатков, которые проявляются в наличии противоречий, расплывчатости формулировок отдельных положений, дублировании одних законодательных документов другими.

Слабые       стороны    законодательно-правового механизма  осуществления предпринимательской деятельности: остаются несовершенными Налоговый Кодекс  и  административное  законодательство.

- Не     достаточно    развиты     преференции    для    развития производства:

Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не  имеет возможности развивать производство (как правило, у него не остается свободных средств после уплаты налогов, в этой связи отсутствует стимул для развития). В этой связи, если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от «налога на прибыль». Также, в целях легализации капитала необходимо понизить ставку налога на прибыль для производственников с 30% до 20%.

- Остается недоработанным Кодекс РК «Об административных  правонарушениях»:

По мнению экспертов, Кодекс РК «Об административных правонарушениях» ведет не к развитию малого бизнеса, и стимулированию его дальнейшего развития, а к разорению и уничтожению предприятий, вставших на путь предпринимательства.

- Требует доработки статья налогового кодекса    о социальном
налоге  которая позволит произвести легализацию заработной платы:

Налоговый кодекс определяет завышенный процент социального налога для работодателя и подоходного налога с дохода физических лиц.

Действующий порядок исчисления социального налога предусматривает отчисления от Фонда Оплаты Труда (ФОТ) в размере 21%. Любой заинтересованный в прибыльности своей деятельности предприниматель, стремясь уменьшить свою долю отчислений на социальные нужды (21% от ФОТ), укрывает и будет укрывать реальные размеры ФОТ своего предприятия. И показывает документально такую заработную плату (и соответственно ФОТ), величина которой предусматривает минимально возможные размеры отчислений социального налога, соответственно и подоходного налога (с заработной платы), чем уменьшает и сумму начисления в пенсионные фонды.

Сам социальный налог для работодателей и работающих является «размытым», так как поступает в общей массе в государственный бюджет и тратиться в общем на социальные нужды. То есть социальный налог не персонифицирован.

Институциональная система поддержки малого бизнеса

Наличие стабильной и достаточной системы институтов поддержки малого бизнеса является еще одним ключевым фактором формирования бизнес среды.

В систему государственных институтов входят:

1. Центральный уполномоченный государственный орган по поддержке малого бизнеса – Комитет по поддержке малого бизнеса в составе Министерства индустрии и торговли РК;

2. Департаменты развития малого бизнеса при акиматах;

3. АО "Фонд развития малого предпринимательства";

4. АО "Республиканский информационно-выставочный центр";

5. АО «Центр инжиринга и трансферта технологий»;

6. АО «Центр маркетингово-аналитических исследований»;

7. АО «Национальный инновационный фонд»;

8. АО «Инвестиционный фонд Казахстана».

В 2006 г. практически все эти организации вошли в состав АО « Фонд устойчивого развития «Казына». В 2008г. АО « Фонд устойчивого развития «Казына» переименован в «Самрук-Казына».

К системе негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства относятся региональные и отраслевые общественные объединения предпринимателей, а также бизнес инкубаторы и технологические парки.

Обзор существующей информации по институциональной системе поддержки малого бизнеса указывает на то, что до настоящего времени зачастую внимание уделялось лишь непосредственно факту создания того или иного института. Однако, при этом, не уделялось должного внимания систематическому анализу результативности деятельности созданных институтов. Одним из возможных объяснений этому может являться непродолжительный срок существования этих организаций. При этом на практике при оценке эффективности деятельности институтов поддержки малого бизнеса возникает ряд трудностей, связанных с доступом к необходимой информации.

В особенности это характерно для государственных органов и организаций, финансируемых из государственного бюджета. В данном случае принципиальное отличие негосударственных институтов от государственных заключается в степени прозрачности в осуществлении своей деятельности.

Так, если ассоциации периодически отчитываются о результатах своей работы, проводят различные собрания и "круглые столы", предоставляют информацию в СМИ, то доступ к аналогичной информации государственных органов ограничен и зарегулирован, что в значительной степени затрудняет оценку их деятельности.

Сегодня, на основе накопленного опыта и информации можно и нужно систематически оценивать эффективность работы этих институтов, с тем чтобы выявить основные пути совершенствования институциональной системы поддержки малого бизнеса и обеспечить рациональное использование финансовых ресурсов, выделяемых на развитие малого бизнеса.

На состояние бизнес среды в Казахстане также негативно влияют частые реорганизации системы государственных органов всех уровней.

Например, начиная с 1999 г., уполномоченный государственный орган, в чьи функции входит поддержка малого бизнеса, менялся три раза, при этом четыре раза менялся первый руководитель, что, как правило, ведет к смене значительного количества государственных служащих.

К сожалению, приходится констатировать, что следствием этих частых перестановок является отсутствие преемственности и ответственности чиновников за принятие и последующую реализацию политических решений и стратегических документов. Одним из возможных решений данной проблемы может стать систематическое вовлечение самих предпринимателей через их общественные объединения в процесс разработки, принятия и реализации важных решений, касающихся развития малого бизнеса в стране.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что частые реорганизации институтов и несоответствие правовой базы потребностям малого бизнеса на современном этапе развития приводят к возникновению дополнительных административных барьеров для предпринимателей, переходу значительной части малых предприятий в теневой сектор экономики и снижению эффективности государственной поддержки малого бизнеса в целом.

Главная задача в текущий период заключается в формировании бизнес среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, путем создания стабильной и прозрачной институционально-правовой основы, отвечающей современным требованиям и устанавливающей справедливые "правила игры" как для предпринимателей, так и для чиновников.

Препятствия развитию малого бизнеса

Предшествующий анализ отдельных элементов бизнес среды, в которой развивается малый бизнес, позволяет определить факторы, влияющие на современное состояние малого бизнеса (рисунок 1).

Основными факторами, которые оказывают существенное влияние на развитие сектора малого предпринимательства в Казахстане, являются сложившаяся территориально-отраслевая структура экономики и институционально-правовая основа деятельности малого бизнеса, о которой уже говорилось выше

Рис.1- Факторы, влияющие на современное состояние малого бизнеса

Основными факторами, которые оказывают существенное влияние на развитие сектора малого предпринимательства в Казахстане, являются сложившаяся территориально-отраслевая структура экономики и институционально-правовая основа деятельности малого бизнеса, о которой уже говорилось выше

Первый фактор обусловлен сырьевой направленностью отечественной экономики и доминированием добывающих отраслей. Малый бизнес в этих условиях способен развиваться лишь в сфере торговли и услуг. Изменение сложившейся ситуации возможно при условии смещения отраслевых приоритетов экономики от добывающих отраслей промышленности к развитию перерабатывающих производств, в том числе в легкой и пищевой промышленности, где малые предприятия уже сегодня могут выпускать конкурентоспособную продукцию.

Второй фактор – несовершенство институционально-правовой основы - является одной из причин возникновения общеизвестных проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействия предпринимателей с государственными органами и т.д.

По мнению экспертов Всемирного Банка основными недостатками является не столько качество нормативно-законодательной базы, сколько ее администрирование и применение на практике. Сравнительно легко написать законы, опираясь на международные модели и советы иностранных экспертов. Гораздо труднее разработать процедуры и обучить тысячи государственных служащих эффективному администрированию и применению этих законов и положений.

Казахстанские и иностранные предприниматели отмечают проблемы, возникающие при взаимодействии с государственными органами на всех уровнях управления. Опубликованные результаты исследований и опросов иностранных и отечественных инвесторов указывают на существование проблем в сфере лицензирования, администрирования налогообложения и таможенные процедур, частной собственности на землю. При этом все без исключения опрошенные отметили процветание коррупции в качестве одной из основных проблем.

Литература:

1. Сабденов О.С, Муханова Е.Б. Малые предприятия: опыт формирования и перспективы развития// Казахстан, Алматы, 2007, с.76

2. Имашев  Б.   Развитие   малого   и  среднего   бизнеса -  основа развития государства// Фемида, №2, 2007, с.34