главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
К.э.н., доцент Умрихина С.В. Московский государственный университет инженерной экологии, Россия Студентка Умрихина М.В. Московский государственный университет инженерной экологии, Россия Особенности реструктуризации российских организаций в условиях глобального кризисаВолатильность валютных рынков, падение темпов экономического развития, обесценение денежных доходов населения, ужесточение конкуренции побуждают менеджмент компании к изменению своих прежних стилей управления и сосредоточению усилий по выстраиванию системы оперативного реагирования и предвидения изменений внешней среды. В этих условиях глобального финансового кризиса компании необходимо максимально сконцентрировать трудовые, материальные, финансовые ресурсы. Особого внимания заслуживает коллектив работников, он является ядром компании. Происходит смещение приоритетов ценностей: работник воспринимается не как машина, а как персонал, формирующий фирму и от которого зависит успех и развитие компании. Новый взгляд на трудовые ресурсы побуждает проведение реструктуризации компании. Реструктуризация – это процесс, затрагивающий интересы работников организации, предполагающий структурные изменения, направленные на приведение функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка. Процесс реструктуризации направлен на решение целого комплекса задач: Существенная роль в реформировании предприятий принадлежит совершенствованию структуры, систем и методов управления, внедрению современной практики управления и учета. Принято выделять три направления реструктуризации бизнеса: 1) Изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия 2) Изменение внутренней структуры предприятия 3) Изменение состава и структуры собственности капитала (активов и пассивов) и корпоративного контроля В зависимости от причин, послуживших основанием для реструктуризации бизнеса, выбираются не только направления, типы и виды реструктуризации, но и ее стратегия. Рассмотрим практический пример реструктуризации автомобильной компании «Х» в период кризиса. Для этой компании была выбрана стратегия усиления рыночных позиций за счет мобилизации ресурсов компании (Стратегия компании: рост доли рынка). Цель: Стоимость компании увеличить в 4 раза через 3 года. Процесс реструктуризации начинается с изучения существующей организационной структуры, выявления ее плюсов и минусов. Организационная структура рассматриваемой компании является сложной линейно-функциональной. Департаменты осуществляют функциональное управление автоцентрами, а административное управление возложено на Исполнительную дирекцию компании. В результате проведенного анализа организационной структуры были выявлены следующие недостатки: В профиле корпоративной культуры превалирует принципы семейной и бюрократической культур, что недостаточно для усиления рыночных позиций компании (увеличение стоимости компании в 4 раза), соответственно предлагается изменить профиль в сторону усиление конкурентной и органической составляющих. Учитывая вышеназванные недостатки была разработана и предложена организационная структура с выделением управляющей компании и дирекции автоцентров. Управляющая компания разрабатывает, внедряет единые стандарты управленческой отчетности, бизнес-процессов и осуществляет контроллинг деятельности автоцентров. Дирекция автоцентров представлена коммерческим блоком и обслуживающими. Ввиду непосредственного взаимодействия департамента продаж и департамента технического сервиса необходимо их слияние – образование коммерческого блока. Коммерческий блок – это доходный центр. Он руководит всеми автоцентрами (организует, контролирует и регулирует). Проведенные изменения структуры компании позволили увеличить скорость принятия управленческих решений, обеспечить топ-менеджеров и собственников компании оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, сплотить коллектив, а главное сконцентрировать в единую систему ресурсы компании (материальные, трудовые, финансовые и т.п.), что особенно актуально в период кризиса. Процесс реструктуризации компании стали рассматривать в качестве эффективного рыночного инструмента, позволяющего повысить конкурентоспособность организации в условиях глобального кризиса и ужесточения рыночной конкуренции. |