главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

аспирант Цыпленкова М.В.

Дальневосточный федеральный университет, Россия

Основы управления кризисами в системе менеджмента

Антикризисное управление, как один из видов менеджмента, возникло сравнительно недавно. В России данный вид управления появился в период экономических реформ и продолжительного экономического кризиса 90-х г. XX в. При этом, своё активное развитие это направление получило в последние несколько лет в результате необходимости выживания социально – экономических систем в сложившейся непростой экономической ситуации. В упрощенном варианте, антикризисное управление означает противодействие кризису, поскольку разбор слова по составу позволяет выделить приставку «анти», означающую противодействие, и корень «кризис». Следовательно, в основе антикризисного менеджмента лежит управление, направленное на предвидение возникновения кризисных ситуаций, на выявление причин их возникновения, а также осуществления мер, снижающих отрицательные последствия кризиса и направленных на использование его положительных факторов для дальнейшего развития.

Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области управления кризисами, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных терминов, факторов и последствий кризисных ситуаций. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу организации управления кризисными явлениями в менеджменте, как теоретического фундамента для осуществления мероприятий, направленных на поддержание эффективного функционирования не только фирмы или компании, но и предприятия.

Термин «кризис» берет свое начало из древней медицины, где под ним понималась решающая фаза развития болезни, т.е. момент, после которого наступает либо улучшение с последующим выздоровлением, либо усугубление заболевания, либо даже летальный исход. Лишь спустя много столетий, в XVII – XVIII вв., данный термин стал применяться в политике и военных действиях, имея ввиду то значение, которое применялось в медицине. И наконец, в XIX в. данный термин перешел в экономику, подразумевая под собой нежелательную и драматическую фазу развития экономической системе, характеризующуюся колебаниями и негативными явлениями, помехами [8]. Однако, в современной научной литературе до сих пор нет общепризнанного понятия кризиса, поскольку каждый автор раскрывает ту или иную сторону данного термина, в зависимости от расставленных акцентов. Так, например, Чернявский А.Д. в своем труде по антикризисному управлению отмечает, что кризис – это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию из вне или изнутри, требующему от неё качественного нового реагирования [14]. При этом Баринов В.А. дает более простое определение данному термину: «Кризис – это опасное состояние, перелом» [2]. В это же время Кован С.Е., Маркова Л.П., Ряхова А.Н. утверждают, что кризис представляет собой крайнюю форму обострения противоречий в социально - экономической системе, которая угрожает её жизнедеятельности [8]. Таким образом, проанализировав труды ряда авторов по менеджменту, экономике и антикризисному управлению, можно выделить общие составные элементы современного определения кризиса, которые представлены на рисунке 1.

Существуют различные подходы к классификации кризисов, разработанные теми или иными авторами, дополняющие и усложняющие друг друга, создающие разветвленную, сложную структуру. Все многообразие данных подходов можно объединить в три основные группы, которые представлены на рисунке 2.

Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально - экономической системы, в качестве которой может выступать предприятие, фирма, компания, функционирующие в изменяющихся условиях, к которым они вынуждены приспосабливаться, т.е. развиваться. В результате чего, как неизбежное явление, в их деятельности появляются кризисы.


Рисунок 1 - Составные элементы современного определения

понятия «кризис»

Возникает необходимость отметить, что на фоне огромного разнообразия различной информации в сфере управления кризисными явлениями, очень сложно встретить определение, раскрывающее понятие кризиса предприятия или фирмы, поскольку авторы ограничиваются только термином «кризис», не выделяя его особенности на уровне отдельной социально – экономической системы. Тем не менее, в таблице 1 представлены, те немногочисленные авторы, которые в своих трудах предприняли попытку раскрыть данное понятие.

Определения, представленные в таблице 1, являются схожими, поскольку в них говорится о нарушениях функционирования социально - экономической системы вследствие влияния на неё негативных внешних и внутренних факторов. Однако имеются и отличия:



Рисунок 2 - Разветвленная классификация кризисов

Таблица 1 - Определения понятия кризиса социально – экономической системы, данные различными авторами

Автор

Понятие кризиса

социально – экономической системы

Большаков А.С.

Экономическое состояние хозяйствующей организации, возникающее от нарушения соответствия между спросом и предложением товаров и услуг из – за негативных внешних (экзогенных) факторов, негативных внутренних (эндогенных) факторов или их комбинации [4]

Гончарук А.Ю.

Положение, характеризующееся неэффективностью или отсутствием некоторых процессов на предприятии, а также таким состоянием ресурсов или средств производства, которое влечет за собой в прогнозируемом будущем резкое уменьшение стоимости бизнеса [5]

Жарковская Е.А., Бродский Б.Е.

Крайнее обострение внутрипроизводственных и социально – экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой [6]

  • Жарковская Е.А. и Бродский Б.Е., рассматривая организацию в качестве социально – экономической системы, указывают на обострение отношений с внешней и внутренней средой;
  • Гончарук А.Ю., концентрируя свое внимание на предприятии, отдельно указывает внутренние элементы, от состояния которых зависит его благополучие, не уделяя внимания внешним факторам;
  • Большаков А.С. не только указывает на причину возможного неблагополучия какой – либо организации, но и на факторы, которые оказывают влияние на их появление.

    Следовательно, необходимо сформулировать такое определение, которое, выступая в качестве универсального, устраняло недостатки и учитывало достоинства рассмотренных выше трактовок, а именно: «Кризис социально – экономической системы – это такое экономическое состояние организации (предприятия, фирмы), возникающее на фоне нарушения соответствия между спросом и предложением товаров (услуг) из – за негативных внутренних факторов (состояния ресурсов – материально – технических, человеческих, информационных и др.) и негативных внешних факторов прямого и косвенного воздействия, или их сочетания».

    Для эффективного управления кризисными явлениями необходимо различать такие понятия, как симптомы, факторы и причины наступления кризиса. Симптом кризиса – это только внешнее проявление начала «болезни» [6], например, деловые конфликты, нарастающие финансовые проблемы и др. Фактор кризиса, по мнению Короткова Э.М., представляет собой событие, или зафиксированное состояние, или установленную тенденцию, свидетельствующую о наступлении кризиса (снижение качества продукции, старение технических средств, большая задолженность по кредитам и т.д.) [5]. И наконец, причины кризиса – это те события или явления, в результате которых возникли симптомы и факторы кризиса.

    Все основные причины возникновения кризисных явлений в социально - экономической системе можно разделить на внутренние и внешние. К внешним причинам относятся те, на которые организация не способна повлиять. Мнения различных авторов по данному вопросу были сопоставлены и сведены в таблицу 2, которая позволяет максимально широко рассмотреть перечень внешних причин возникновения кризисов на предприятии, компании.

    Таблица 2 - Внешние причины кризиса

    Внешние

    факторы

    Причины

    1

    2

    Международные

    Наличие кризиса в других странах, глобальные экономические или финансовые кризисы

    Политическая нестабильность, конфликтная внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта

    Наличие международных торговых, тарифных соглашений, международная конкуренция

    Окончание таблицы 2

    1

    2

    Социально – экономические факторы общего развития России

    Кризисное состояние экономики страны, общий спад производственной сферы, инфляция, нестабильность финансовой системы, диспропорциональность отраслевой структуры экономики

    Нестабильность правительственной системы, слабый государственный бюджет

    Рост цен на ресурсы

    Нестабильность регулирующего законодательства, в том числе и нестабильность налоговой системы

    Численность, состав народонаселения, снижение уровня реальных доходов населения и / или благосостояния народа, рост безработицы

    Рыночные

    Снижение емкости внутреннего рынка

    Усиление монополизма на рынке

    Резкое усиление конкуренции на рынке (в частности, усиление международной конкуренции в связи с развитием научно – технического прогресса)

    Рост предложения товаров (услуг) – заменителей

    Изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство предприятий

    Нестабильность валютного рынка

    Региональные

    Особое местное, региональное законодательство

    Удаленность от рынков сбыта

    Отсутствие развитой экономической инфраструктуры

    Сложные климатические условия

    Культурные

    Привычки, нормы потребления

    Предпочтения одних товаров перед другими

    Прочие внешние факторы

    Стихийные явления

    Ухудшение криминогенной ситуации

    Угроза враждебного поглощения

    Составлено по: 1, 3, 5, 7, 8, 11

    Внутренние причины кризиса – это недостатки в деятельности самого предприятия, связанные с неэффективным менеджментом ввиду непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности и т.д. (таблица 3).

    Таблица 3 - Внутренние причины кризиса в социально – экономической системе

    Внутренние

    факторы

    Причины

    1

    2

    Операционные

    Производственные

    Низкий уровень техники, технологии и организации производства, деградирующая инфраструктура, устаревшие и изношенные основные фонды

    Низкая производительность труда, низкий или несоответствующий уровень квалификации кадров, отсутствие программ повышения квалификации сотрудников, слабая мотивация кадрового состава

    Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности, высокие энергозатраты

    Необеспеченность единства предприятия как производственного комплекса

    Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции

    Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности (в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж)

    Несчастные случаи

    Бойкоты, забастовки, пикеты

    Рыночные

    Низкая конкурентоспособность продукции

    Отсутствие новых продуктов и инноваций

    Низкий уровень организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики

    Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей

    Сокращение клиентской базы, плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства

    Управленческие

    Высокий уровень коммерческого риска

    Неэффективность существующей стратегии

    Плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости в управлении, недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

    Несогласованность действий менеджмента различного уровня

    Низкий моральный дух персонала

    Слухи, приносящие вред

    Окончание таблицы 3

    1

    2

    Финансово - экономические

    Высокая себестоимость продукции из – за завышенной ресурсоемкости и высоких цен на сырье, материалы, транспорт, энергоресурсы

    Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно – коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики

    Ухудшение показателей оборачиваемости капитала

    Большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы

    Убытки от содержания объектов социальной сферы

    Привлечение заемных средств не невыгодных условиях

    Слабый контроль за дебиторской задолженностью

    Составлено по: 1, 3, 5, 7, 12, 13

    В управлении кризисом социально – экономической системы необходимо предвидеть его разнообразные последствия. В связи с этим, Кукукина И.Г. и Астраханцева И.А. к возможным последствиям относят изменения, к которым может привести кризис [10]: количественные, качественные, краткосрочные / долгосрочные, обратимые / необратимые, резкие / мягкие. Результаты данных изменений могут быть позитивными и негативными, наиболее общие из них сформулировали Жарковская Е.П. и Бродский Б.Е. [6]:

  • ослабление кризиса /усиление кризиса;
  • финансовое оздоровление предприятия (преодоление кризисного состояния) / переход к новому кризису;
  • сохранение предприятия / ликвидация предприятия (распродажа имущества предприятия);
  • реструктуризация (преобразование) предприятия / смена собственника.

    Более подробно этот вопрос рассмотрел Зуб А.Т., который не только привел конкретные как позитивные, так и негативные последствия проявления кризиса, но и охарактеризовал их (таблица 4).

    Таблица 4 - Негативные и позитивные последствия кризиса

    Негативные последствия кризиса

    Существенно подмоченная репутация

    Даже если предприятие успешно преодолело кризис, его репутация в глазах клиентов, поставщиков может пошатнуться. Обычно репутация бывает испорчена не только у предприятия, но и у людей, которые были ответственны за принятие важных решений во время кризиса.

    Снижение уровня доверия предприятия, степени его надежности в глазах клиентов

    Доверие и надежность являются ключевыми элементами репутации предприятия. Создать, сформировать их – сложно, потерять – легко. И на восстановление утраченного в глазах клиентов доверия понадобится длительное время.

    Утрата лояльности сотрудников

    Неуправляемый кризис опасен чаще всего угрозой быстрой потери лояльности и поддержки сотрудников. Кризис показывает персоналу уровень подготовленности руководства, его умение (или неумение) управлять в сложных ситуациях.

    Снижение объема продаж

    Выход из полномасштабного кризиса и испорченная репутация всегда сопровождаются падением объема продаж. Потребителей, скорее всего, в меньшей степени будут привлекать продукты и услуги такого предприятия, и они с легкостью переориентируются на его конкурентов.

    Падение прибыли

    Прибыль всегда падает, когда предприятие сталкивается с кризисом. Неизбежно снижение доходов и рост издержек, так как антикризисные меры требуют значительного привлечения дополнительных ресурсов.

    Издержки, необходимые для минимизации ущерба от кризиса

    Эти издержки могут включать привлечение специалистов по антикризисному управлению или по связям с общественностью, организующих конференции, рассылающих письма потребителям по почте, делающих обзвон по телефону, организующих специальные встречи с потребителями и т.д.

    Снижение уровня производительности труда персонала

    Во время и после кризиса уровень производительности труда коллектива падает.

    Изменения в составе менеджмента топ - уровня

    В период кризиса президенты компаний часто лишаются своих должностей по решению совета директоров. Исполнительный вице – президент, вице президент, директор, менеджеры отделов чувствуют себя достаточно уязвимыми, многие из них начинают поиск новых мест работы, складывают с себя свои обязанности.

    Окончание таблицы 4

    Негативные последствия кризиса

    Изменения в ассортименте товаров или услуг предприятия

    В условиях кризиса предприятия нередко производят незапланированные и дорогостоящие изменения в отношении продуктов и услуг, которые они предлагают на рынке.

    Изменение названия предприятия

    Такая радикальная мера применяется, если ущерб, нанесенный кризисом репутации предприятия, не позволяет ему в дальнейшем успешно функционировать.

    Позитивные последствия кризиса

    Рост известности и узнаваемости имени предприятия и его бренда

    Предприятие , столкнувшись с кризисом, становится объектом пристального внимания конкурентов, правительственных органов, дистрибьюторов и других стейкхолдеров и СМИ. Часто это известность, которую можно выгодно использовать в посткризисный период. Когда развитие кризиса умело контролируется, положительный эффект, связанный с ростом известности фирмы, может перевесить отрицательный.

    Возможность продемонстрировать управленческую компетенцию руководства предприятия

    Кризисы предоставляют отличную возможность показать в хорошем или плохом свете управляющего высшего ранга, ответственного за разрешение проблем предприятия.

    Новые возможности для роста и развития менеджеров

    В время кризисов некоторые менеджеры не только улучшают свою репутацию, но и продвигаются по служебной лестнице.

    Улучшение отношений

    Умелое управление кризисной ситуацией предоставляет большие возможности для укрепления связей и нормальных устойчивых отношений с теми, на чью помощь предприятие рассчитывает. Однако это произойдет только в том случае, если руководство предварительно завоюет их расположение и доверие.

    Составлено по: [7]

    На основании всего вышесказанного, рассмотренные составные элементы эффективного управления кризисами в организации (компании, предприятии) можно представить в виде системы (рисунок 3).

    Таким образом, в любой организации, даже благополучно функционирующей в данный период времени, есть опасность возникновения кризисных явлений, что связано с цикличностью развития социально – экономической системы. В связи с этим, от руководства предприятия, фирмы или компании требуются решительные действия, направленные на эффективное управление кризисами, которое включает в себя мероприятия, имеющие превентивный и антиципативный характер, т.е. предупреждающие и опережающие меры, направленные на недопущение наступления кризиса, включающие в себя прогнозирование и его «профилактику» кризисных ситуаций. В случае наступления кризиса в следствии упущения его симптомов, возникает необходимость выработки алгоритма действий, определяющего основные направления кризисного управления с целью минимизации его разрушительных действий и рационального использования положительных последствий.


    Рисунок 3 – Система эффективного управления кризисными явлениями

    социально – экономической системы

    Следовательно, диагностика, профилактика и преодоление кризиса представляет собой предмет антикризисного управления, а в качестве объекта выступают кризисные явления, как таковые, вместе с окружающими их условиями.

    В заключении хотелось бы отметь, что эффективное антикризисное управление позволит не только сохранить на рынке организацию, со всеми её внутренними составляющими, но и даст возможность выявить изъяны в его системе менеджмента, что выведет социально – экономическую систему на качественно новую ступень развития.

    Литература

    1. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие / К.В. Балдин, В.С. Зверев, А.В. Рукосуев. – 3 – е изд. испр. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 280 с.

    2. Баринов В.А. Антикризисное управление: учебное пособие / В.А. Баринов. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2005. – 488 с.

    3. Бирюкова О.Ю. Приемы антикризисного менеджмента: учебное пособие / О.Ю. Бирюкова, Л.А. Бочкова. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 272 с.

    4. Большаков А.С Антикризисное управление: финансовый аспект: монография / А.С. Большаков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 132 с.

    5. Гончарук А.Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика: монография / А.Ю. Гончарук. – М.: Экономика, 2006. – 287 с.

    6. Жарковская Е.П. Антикризисное управление: учебник / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - 4-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2007. – 356 с.

    7. Зуб А.Т. Антикризисное управление: учебное пособие для студентов вузов / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 319 с.

    8. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская. – М.:КНОРУС, 2009. – 160 с.

    9. Коротков, Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 620 с.

    10. Кукукина И.Г. Учет и анализ банкротств: учебное пособие / И.Г. Кукукина, И.А. Астраханцева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 312 с.

    11. Маренков, Н.Л. антикризисное управление: учебное пособие / Н.Л. Маренков, В.В. Касьянов. – 2-е изд. – М.: Феникс, 2005. – 508 с.

    12. Попов,Р.А. Антикризисное управление: учебник / Р.А. Попов. – М.: Высш. шк., 2006. – 429 с.

    13. Фёдорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учебное пособие / Г.В. Фёдорова. – 2-у изд. стер. – М.: Омега – Л, 2008. – 248 с.

    14. Чернявский А.Д. Антикризисное управление: учебное пособие / А.Д. Чернявский – К.: МАУП, 2000. – 208 с.