главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
аспирант Цыпленкова М.В. Дальневосточный федеральный университет, Россия Основы управления кризисами в системе менеджментаАнтикризисное управление, как один из видов менеджмента, возникло сравнительно недавно. В России данный вид управления появился в период экономических реформ и продолжительного экономического кризиса 90-х г. XX в. При этом, своё активное развитие это направление получило в последние несколько лет в результате необходимости выживания социально – экономических систем в сложившейся непростой экономической ситуации. В упрощенном варианте, антикризисное управление означает противодействие кризису, поскольку разбор слова по составу позволяет выделить приставку «анти», означающую противодействие, и корень «кризис». Следовательно, в основе антикризисного менеджмента лежит управление, направленное на предвидение возникновения кризисных ситуаций, на выявление причин их возникновения, а также осуществления мер, снижающих отрицательные последствия кризиса и направленных на использование его положительных факторов для дальнейшего развития. Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области управления кризисами, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных терминов, факторов и последствий кризисных ситуаций. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу организации управления кризисными явлениями в менеджменте, как теоретического фундамента для осуществления мероприятий, направленных на поддержание эффективного функционирования не только фирмы или компании, но и предприятия. Термин «кризис» берет свое начало из древней медицины, где под ним понималась решающая фаза развития болезни, т.е. момент, после которого наступает либо улучшение с последующим выздоровлением, либо усугубление заболевания, либо даже летальный исход. Лишь спустя много столетий, в XVII – XVIII вв., данный термин стал применяться в политике и военных действиях, имея ввиду то значение, которое применялось в медицине. И наконец, в XIX в. данный термин перешел в экономику, подразумевая под собой нежелательную и драматическую фазу развития экономической системе, характеризующуюся колебаниями и негативными явлениями, помехами [8]. Однако, в современной научной литературе до сих пор нет общепризнанного понятия кризиса, поскольку каждый автор раскрывает ту или иную сторону данного термина, в зависимости от расставленных акцентов. Так, например, Чернявский А.Д. в своем труде по антикризисному управлению отмечает, что кризис – это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию из вне или изнутри, требующему от неё качественного нового реагирования [14]. При этом Баринов В.А. дает более простое определение данному термину: «Кризис – это опасное состояние, перелом» [2]. В это же время Кован С.Е., Маркова Л.П., Ряхова А.Н. утверждают, что кризис представляет собой крайнюю форму обострения противоречий в социально - экономической системе, которая угрожает её жизнедеятельности [8]. Таким образом, проанализировав труды ряда авторов по менеджменту, экономике и антикризисному управлению, можно выделить общие составные элементы современного определения кризиса, которые представлены на рисунке 1. Существуют различные подходы к классификации кризисов, разработанные теми или иными авторами, дополняющие и усложняющие друг друга, создающие разветвленную, сложную структуру. Все многообразие данных подходов можно объединить в три основные группы, которые представлены на рисунке 2. Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально - экономической системы, в качестве которой может выступать предприятие, фирма, компания, функционирующие в изменяющихся условиях, к которым они вынуждены приспосабливаться, т.е. развиваться. В результате чего, как неизбежное явление, в их деятельности появляются кризисы.
Рисунок 1 - Составные элементы современного определения понятия «кризис»
Возникает необходимость отметить, что на фоне огромного разнообразия различной информации в сфере управления кризисными явлениями, очень сложно встретить определение, раскрывающее понятие кризиса предприятия или фирмы, поскольку авторы ограничиваются только термином «кризис», не выделяя его особенности на уровне отдельной социально – экономической системы. Тем не менее, в таблице 1 представлены, те немногочисленные авторы, которые в своих трудах предприняли попытку раскрыть данное понятие. Определения, представленные в таблице 1, являются схожими, поскольку в них говорится о нарушениях функционирования социально - экономической системы вследствие влияния на неё негативных внешних и внутренних факторов. Однако имеются и отличия: Рисунок 2 - Разветвленная классификация кризисов Таблица 1 - Определения понятия кризиса социально – экономической системы, данные различными авторами
Следовательно, необходимо сформулировать такое определение, которое, выступая в качестве универсального, устраняло недостатки и учитывало достоинства рассмотренных выше трактовок, а именно: «Кризис социально – экономической системы – это такое экономическое состояние организации (предприятия, фирмы), возникающее на фоне нарушения соответствия между спросом и предложением товаров (услуг) из – за негативных внутренних факторов (состояния ресурсов – материально – технических, человеческих, информационных и др.) и негативных внешних факторов прямого и косвенного воздействия, или их сочетания». Для эффективного управления кризисными явлениями необходимо различать такие понятия, как симптомы, факторы и причины наступления кризиса. Симптом кризиса – это только внешнее проявление начала «болезни» [6], например, деловые конфликты, нарастающие финансовые проблемы и др. Фактор кризиса, по мнению Короткова Э.М., представляет собой событие, или зафиксированное состояние, или установленную тенденцию, свидетельствующую о наступлении кризиса (снижение качества продукции, старение технических средств, большая задолженность по кредитам и т.д.) [5]. И наконец, причины кризиса – это те события или явления, в результате которых возникли симптомы и факторы кризиса. Все основные причины возникновения кризисных явлений в социально - экономической системе можно разделить на внутренние и внешние. К внешним причинам относятся те, на которые организация не способна повлиять. Мнения различных авторов по данному вопросу были сопоставлены и сведены в таблицу 2, которая позволяет максимально широко рассмотреть перечень внешних причин возникновения кризисов на предприятии, компании. Таблица 2 - Внешние причины кризиса
Окончание таблицы 2
Составлено по: 1, 3, 5, 7, 8, 11 Внутренние причины кризиса – это недостатки в деятельности самого предприятия, связанные с неэффективным менеджментом ввиду непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности и т.д. (таблица 3). Таблица 3 - Внутренние причины кризиса в социально – экономической системе
Окончание таблицы 3
Составлено по: 1, 3, 5, 7, 12, 13 В управлении кризисом социально – экономической системы необходимо предвидеть его разнообразные последствия. В связи с этим, Кукукина И.Г. и Астраханцева И.А. к возможным последствиям относят изменения, к которым может привести кризис [10]: количественные, качественные, краткосрочные / долгосрочные, обратимые / необратимые, резкие / мягкие. Результаты данных изменений могут быть позитивными и негативными, наиболее общие из них сформулировали Жарковская Е.П. и Бродский Б.Е. [6]: Более подробно этот вопрос рассмотрел Зуб А.Т., который не только привел конкретные как позитивные, так и негативные последствия проявления кризиса, но и охарактеризовал их (таблица 4). Таблица 4 - Негативные и позитивные последствия кризиса
Окончание таблицы 4
Составлено по: [7] На основании всего вышесказанного, рассмотренные составные элементы эффективного управления кризисами в организации (компании, предприятии) можно представить в виде системы (рисунок 3). Таким образом, в любой организации, даже благополучно функционирующей в данный период времени, есть опасность возникновения кризисных явлений, что связано с цикличностью развития социально – экономической системы. В связи с этим, от руководства предприятия, фирмы или компании требуются решительные действия, направленные на эффективное управление кризисами, которое включает в себя мероприятия, имеющие превентивный и антиципативный характер, т.е. предупреждающие и опережающие меры, направленные на недопущение наступления кризиса, включающие в себя прогнозирование и его «профилактику» кризисных ситуаций. В случае наступления кризиса в следствии упущения его симптомов, возникает необходимость выработки алгоритма действий, определяющего основные направления кризисного управления с целью минимизации его разрушительных действий и рационального использования положительных последствий. Рисунок 3 – Система эффективного управления кризисными явлениями социально – экономической системы Следовательно, диагностика, профилактика и преодоление кризиса представляет собой предмет антикризисного управления, а в качестве объекта выступают кризисные явления, как таковые, вместе с окружающими их условиями. В заключении хотелось бы отметь, что эффективное антикризисное управление позволит не только сохранить на рынке организацию, со всеми её внутренними составляющими, но и даст возможность выявить изъяны в его системе менеджмента, что выведет социально – экономическую систему на качественно новую ступень развития.
Литература 1. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие / К.В. Балдин, В.С. Зверев, А.В. Рукосуев. – 3 – е изд. испр. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 280 с. 2. Баринов В.А. Антикризисное управление: учебное пособие / В.А. Баринов. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2005. – 488 с. 3. Бирюкова О.Ю. Приемы антикризисного менеджмента: учебное пособие / О.Ю. Бирюкова, Л.А. Бочкова. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 272 с. 4. Большаков А.С Антикризисное управление: финансовый аспект: монография / А.С. Большаков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 132 с. 5. Гончарук А.Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика: монография / А.Ю. Гончарук. – М.: Экономика, 2006. – 287 с. 6. Жарковская Е.П. Антикризисное управление: учебник / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - 4-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2007. – 356 с. 7. Зуб А.Т. Антикризисное управление: учебное пособие для студентов вузов / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 319 с. 8. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская. – М.:КНОРУС, 2009. – 160 с. 9. Коротков, Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 620 с. 10. Кукукина И.Г. Учет и анализ банкротств: учебное пособие / И.Г. Кукукина, И.А. Астраханцева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 312 с. 11. Маренков, Н.Л. антикризисное управление: учебное пособие / Н.Л. Маренков, В.В. Касьянов. – 2-е изд. – М.: Феникс, 2005. – 508 с. 12. Попов,Р.А. Антикризисное управление: учебник / Р.А. Попов. – М.: Высш. шк., 2006. – 429 с. 13. Фёдорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учебное пособие / Г.В. Фёдорова. – 2-у изд. стер. – М.: Омега – Л, 2008. – 248 с. 14. Чернявский А.Д. Антикризисное управление: учебное пособие / А.Д. Чернявский – К.: МАУП, 2000. – 208 с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||