Каталог статей |
Коваленко О.Г. Использование аппарата теории массового обслуживания для решения экономических задачМатематические методы представляют собой один из наиболее динамично развивающихся разделов экономической науки. Современный экономист должен хорошо разбираться в экономико-математических методах, уметь их практически применять для моделирования реальных экономических ситуаций. Это позволит лучше усвоить теоретические вопросы современной экономики, повысить уровень квалификации и общей профессиональной культуры специалиста.В статье рассматриваются методы экономико-математического моделирования, которые широко используются в различных областях экономики, при принятии управленческих решений в финансовой сфере в силу разработанности математического аппарата и возможности практической реализации. Статья посвящена вероятностно-статистическим методам моделирования экономических систем, а также теоретическим основам вероятностных методов, использованию аппарата теории массового обслуживания для решения финансово-экономических задач. Применение математических методов требует: * системного подхода к исследованию заданного объекта, учета взаимосвязей и отношений с другими объектами (предприятиями, фирмами); * разработки математических моделей, отражающих количественные показатели системной деятельности работников организации, процессов, происходящих в сложных системах, какими являются предприятия; * совершенствования системы информационного обеспечения управления предприятием с использованием электронно-вычислительной техники. На рисунке 1 приведены основные математические методы, применяемые в экономическом анализе.
Рисунок 1 - Классификация основных математических методов, применяемых в экономическом анализе
Примерами систем массового обслуживания (СМО) могут служить: • посты технического обслуживания автомобилей; • посты ремонта автомобилей; • персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования на решение тех или иных задач; • станции технического обслуживания автомобилей; • аудиторские фирмы; • отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий; • телефонные станции и т. д. В качестве основных критериев эффективности функционирования СМО в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать: • вероятность немедленного обслуживания поступившей заявки; • вероятность отказа в обслуживании поступившей заявки; • относительная и абсолютная пропускная способность системы; • средний процент заявок, получивших отказ в обслуживании; • среднее время ожидания в очереди; • средняя длина очереди; • средний доход от функционирования системы в единицу времени и т. п. Независимо от характера процесса, протекающего в системе массового обслуживания, различают два основных вида СМО: • системы с отказами, в которых заявка, поступившая в систему в момент, когда все каналы заняты, получает отказ и сразу же покидает очередь; • системы с ожиданием (очередью), в которых заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, становится в очередь и ждет, пока не освободится один из каналов. Рассмотрим частный случай системы с ожиданием - одноканальную СМО с ожиданием. Система массового обслуживания имеет один канал. Входящий поток заявок на обслуживание - простейший поток с интенсивностью . Длительность обслуживания – h - случайная величина, подчиненная показательному закону распределения. Поток обслуживания является простейшим пуассоновским потоком событий. Заявка, поступившая в момент, когда канал занят, становится в очередь и ожидает обслуживания.
Рисунок 2 – Граф состояний одноканальной СМО с ожиданием
Состояния СМО имеют следующую интерпретацию: — канал свободен;
— канал занят (одна заявка стоит в очереди);
- канал занят (N-1 заявок стоит в очереди). Определим характеристики одноканальной СМО с ожиданием: 1. Вероятность ожидания обслуживания:
2. Обслуженная нагрузка (пропускная способность):
3. Средняя длина очереди:
4. Среднее время ожидания обслуживания:
Рассмотрим применение теории массового обслуживания
на следующем примере. В
магазине работает один продавец, который обслуживает одного покупателя в
среднем за 2 минуты. Поток покупателей простейший с интенсивностью, равной 20
покупателям в час ( вероятность простоя продавца. Решение. 1. Пропускная способность магазина: (покупателя в минуту) 2. Средняя длина очереди:
3. Среднее время ожидания в очереди: (минуты) 4. Вероятность простоя продавца:
Математические методы ускоряют проведение экономического анализа, способствуют более полному учету влияния факторов на результаты деятельности, повышению точности вычислений.
Литература: 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. :прикладная статистика и основы экономики: Учебник-М.:ЮНИТИ,1998 2. Лабскер Л.Г., Бабешко Л.О.: Теория массового обслуживания в экономической сфере: Учебное пособие- М.: ЮНИТИ, 1998 3. Бережная Е.В., Бережной В.И.: Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие- 2-е издание; перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006-432с.: ил. |