Каталог статей

Ефанова Е.А.

Управление предприятием на основе формирования интегрированной системы экономических процессов

В России при переходе от административных методов управления к экономическим, не были созданы новые условия для эффективной системы внутрихозяйственных отношений. Проведенная приватизация практически ничего не дала для преодоления спада производства, решения структурных проблем развития производительных сил. Многие российские предприятия, до сих пор являются убыточными, переживают глубокий спад производства и находятся в критическом или банкротном состоянии, которое явилось одной из главных причин тяжелейшего положения, сложившегося в последние годы в экономике страны [2].

Большинство проблем связано, прежде всего, с отсутствием эффективного организационно-экономического механизма управления на уровне предприятия. Обобщив их, становится  понятно, что существующие в России системы управления неэффективны, а существующие подходы по улучшению систем управления абсолютно неэффективны. Проблемы российских предприятий, возможно, решить при нацеленности системы управления на устранение истинных их причин, а не их следствий [10].

Таким образом, новые условия российского бизнеса, возникшие в связи с переходом от административно-командного управления хозяйством к рыночным отношениям и характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, повышением требовательности потребителей, усилением конкурентной борьбы, выдвинули на первый план проблемы эффективного управления предприятием, важнейшей из которых является сохранение конкурентоспособности в условиях непрерывно меняющегося окружения.

Наличие проблем и поиск путей их решения,  все чаще становятся причиной  создания предприятиями высоко интегрированных структур, в основе которых лежит технологическая либо трансакционная экономия.

Адаптация к новым условиям предполагает, прежде всего, проведение изменений во внутренней среде организации. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что существующая система управления становится тормозом на пути выживания организации. Центральными факторами успеха становятся процессы переосмысления деятельности компании, комплексного реформирования, совершенствования корпоративного управления на предприятии [8].

Проблему сохранения конкурентоспособности и дальнейшего развития современные предприятия решают по-разному. Учитывая распространенность интегрированных форм ведения бизнеса, становится очевидным, что создание эффективной системы управления деятельностью компании интеграционного типа путем реформирования в существующих условиях России – одно из приоритетных, актуальных направлений науки и практики управления на уровнях микро- и макроэкономики.

В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду. Поэтому при управлении особенно важно, чтобы основой деятельности организации стала интегрированная система экономических процессов, которые должны осуществляться на всех ее уровнях.

Возможности возникают, исчезают, приводят к появлению новых возможностей. Процесс этот является перманентным. Поэтому организация должна постоянно реагировать на появление новых возможностей, быть адаптивной, гибкой и подвижной, чтобы суметь их реализовать [5].

На основании всего выше сказанного попробуем дать определение такому понятию как интегрированная система экономических процессов.

Интегрированная система экономических процессов – качественно новая объединяющая надсистема, которая формируется на базе взаимодействия множества увязанных, согласованных друг с другом цепочек действий (элементов-подсистем) от определения возможностей до их реализации в рамках достижения общей целевой функции (количественной или качественной).

В общем, в рамках управления предприятием, интегрированную систему экономических процессов можно представить как комплексный механизм, состоящий из четырех основных блоков (рисунок 1).

Рисунок 1 - Характеристика основных блоков интегрированной

 системы экономических процессов

Обязательными компонентами являются первых три блока. В этом случае интегрированная система экономических процессов существует в форме традиционного “бумажного” документооборота. При реализации программно-технического блока сбор и обработка учетных данных (включая движение информации по вопросам внутрикорпоративного регламента работы) осуществляется средствами программного обеспечения, что качественно повышает быстродействие и детализацию учетной и планово-аналитической работы [11].

В современных условиях хозяйствования для предприятий необходимо внедрение эффективного алгоритма управления деятельностью как управленческой основы обеспечения устойчивости функционирования в кризисные периоды, каким таковой и является [9].

Данный алгоритм должен представлять собой совокупность последовательных, целенаправленных и регламентированных этапов, объединенных в систему с целью получения конкретного результата отчуждаемого или потребляемого самой системой, то есть основываться на  интегрированной системе экономических процессов.

В целом, модель управления деятельностью предприятия на основе формирования интегрированной системы экономических процессов, можно представить, как последовательность нескольких этапов (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика основных этапов процесса управления

деятельностью предприятия на основе формирования

интегрированной системы экономических процессов

Этап

Функции

Результат

Подготовительный этап

                         

Описание основной общей цели  функционирования организации  (миссии), определение будущего состояния объекта управления (цели). Сканирование и анализ экономических факторов. Определение  пороговых значений экономических факторов, методов их определения

Определение миссии и цели предприятия. Оценка существующего положения предприятия на рынке, в отрасли, регионе

Этап прогнозирования

Прогнозирование экономических факторов. Определение тенденций и динамики  макроэкономического развития; средств и механизмов управления; методов реагирования. Анализ и оценка ситуации

Оценка прогнозируемого положения предприятия на рынке, в отрасли, регионе

Этап формирования основного  плана

Формирование нескольких вариантов управленческих действий, моделирование и  определение критериев оценки  результатов управления

Выбор варианта управленческих действий и адаптационных мероприятий

Этап выполнения и корректировки

Организация, мотивация, контроль

Доведение плана действий до исполнителей, оценка результатов работ с запланированными, корректировка выявленных  отклонений

Совокупность всех этапов процесса управления, а так же их функций и результатов, приведенных в таблице 1, позволяет построить модель управления предприятия на основе формирования интегрированной системы экономических процессов (рисунок 2).

Приведенная на рисунке  модель управления деятельностью предприятия на основе формирования интегрированной системы экономических процессов отражает процесс управления как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Кратко проанализируем каждую составляющую модели управления.

В соответствии с представленной моделью выбор миссии является первым и самым ответственным решением процесса управления, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов управления и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития [3].

В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации. [4].

Определение цели представляет собой описание будущего состояния объекта управления, и выступает как способ упорядочивания действий и усилий всего коллектива, уменьшая неопределенность в работе. Действенными могут быть только цели, четко и ясно сформулированные и реальные. При этом необходимо определить: содержание, объем и временные ограничения [1].

Рисунок 2 - Модель управления предприятием на основе формирования

                   интегрированной системы экономических процессов

Поскольку предприятие интегрированного типа являясь сложной организационной системой и обладая пространственно-временным поглощением, характеризуется, с одной стороны - внутренним взаимодействием производительных сил, а с другой - наличием разнообразных контактов с  внешним миром, следующим шагом процесса управления является мониторинг среды. Здесь происходит сканирование существующего положения предприятия на рынке, в регионе, в отрасли,  посредством анализа внешней (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренней среды предприятия.

Немаловажное значение в процессе управления деятельностью предприятия на основе формирования интегрированной системы экономических процессов имеет процесс прогнозирования внешней и внутренней среды организации, позволяющий дать оценку будущего (прогнозируемого) положения предприятия на рынке, в регионе, в отрасли. На основании этих данных проводится сравнительная оценка (количественная и качественная): угроз, возможностей,  методов и средств управления.

Анализируя данные двух предшествующих этапов, высшее руководство предприятия разрабатывает несколько вариантов (стратегий) действия предприятия. Затем происходит моделирование результатов управление и  выбор наиболее приемлемой для организации стратегии, долгосрочных целей и политики.

Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков определяются правила, условия и механизмы взаимодействия. Затем проводятся подготовительные мероприятия по организации работ, проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится мониторинг, контроль, регулирование и корректировка процесса управления или его отдельных стадий. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о состоянии рынка технологий (НТП и т.д.), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются адаптационные мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия [6].

После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства  [7].

Как правило, результатом деятельности процесса управления является поставка, предоставление конечного продукта (будь то услуга или товар)  заказчику или на рынки сбыта, и получение от них реакции на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается взаимодействием с внешней средой.

Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные выше функции их исполнителями. Только когда будет определено, кто, что и как делает при управлении предприятием, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована [4].

Конечно, модель управления предприятием на основе формирования интегрированной системы экономических процессов, представленная на рисунке 2, всего лишь концептуальная схема, принцип управления предприятием.

В реальной жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один подобный цикл (процесс) управления. Если вдуматься, похожие циклы многократно осуществляются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом последовательно выполняются управленческие функции, которые необходимы для управления работой на данном конкретном этапе. Но это уже другие уровни управления.

                                                      Литература:

1. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 шагов к успеху. Пер. с нем. М.: АО Интерэксперт. Экономика. 1995. 344 с.

 2. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде. М.: Экономика. 1997. 288 с.

3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. М.: ИНФРА-М. 1996. 432 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело». 1992. 702 с.

5. Никитин С.Н. Необходимость формирования интегрированных систем управления персоналом для современных адаптивных предприятий / С.Н. Никитин // Российский экономический интернет-журнал. Режим доступа: [сылка более недоступна}

6. Огвоздин В.Ю. Структура и принципы менеджмента / В.Ю. Огвоздин // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6.

7. Огвоздин В.Ю. Управление качеством и менеджмент / В.Ю. Огвоздин // Стандарты и качество. 1993. № 9.

8. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001. ХVIII. 586 с.

9. Шевченко И.В., А.В. Алексанян Проблемы управления холдинговыми структурами в топливно-энергетическом комплексе России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 32 (89). С. 2 - 6.

10. Шестаков А.Л. Проблемы российских предприятий, подходы к их решению, причины проблем [Электронный ресурс]: электронный текст сети Интернет. quality.eup.ru/MATERIALY2/problems.php.

11. Щиборщ К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4.