Каталог статей

Куроедова М.А.

Сравнительная характеристика моделей взаимодействия субъектов национальной инновационной системы в Европе и СНГ

В работе произведен анализ взаимодействия субъектов национальной инновационной системы (НИС) в странах – членах ЕС, в странах –  членах СНГ, произведен сравнительный анализ моделей взаимодействия субъектов национальных инновационных систем в странах –  членах ЕС и СНГ, выявлены факторы эффективности взаимодействия субъектов национальных инновационных систем, разработана методология оценки степени эффективности взаимодействия субъектов НИС, уточнено определение национальной инновационной системы как совокупности взаимосвязанных субъектов и организаций (определяющих инновационную среду, институционально-инновационную среду и механизм функционирования), которые на индивидуальном уровне и в коммуникации друг с другом формируют условия для создания новых технологий и инновационной продукции, создают неразрывность цепи «наука-производство-потребитель», как в границах национальной экономики, так и за пределами национальной экономики.

К субъектам НИС отнесены технопарки, бизнес-инкубаторы, институты инновационного управления, финансирования инноваций, инфраструктуры рынка инноваций, патентного регулирования и защиты интеллектуальной собственности, информационные институты; научно-исследовательские учреждения и инновационно-активные компании [1].

 Анализ европейского опыта создания и подержания инновационных систем показал, что в европейском пространстве инновационной экономики по некоторым существенным показателям наблюдается разрыв между лидерами и отстающими странами, в то время как по другим показателям налицо обратная последовательность показателей. При том, что лидеры используют и большее в процентном отношении человеческих ресурсов и более интенсивно расходуют средства на инновационную промышленность, отдача сильнее в странах догоняющих. В последнем факте нет ничего удивительного  —  как правило, отдача инноваций сказывается на начальном этапе их внедрения, за которым следует стабильно низкий рост. Успехи европейской системы очевидны, хотя сложно сказать, обусловлены ли они высокой эффективностью общеевропейской координации усилий на уровне Совета Европы или же они по большей части являются следствием естественного развития общеевропейского рынка инновационных технологий.

Анализ национальных инновационных систем СНГ позволил заключить, что НИС стран СНГ существуют не только в качестве самостоятельных сложных институциональных образований, но и в качестве взаимодействующих между собой структур.

Основными структурными проблемами НИС в рамках СНГ являются недостаточная степень разработанности нормативно-правовой базы, а также низкая степень вовлеченности ключевых участников – образовательных учреждений и  частного бизнеса. В странах СНГ отмечается монополизация сферы инноваций государственными участниками: органами власти и государственными компаниями.

Для проведения сравнительного анализа моделей взаимодействия субъектов национальных инновационных систем в странах — членах ЕС и СНГ, нами были предложены следующие показатели: степень разработанности нормативной базы, степень вовлеченности государственных и надгосударственных органов власти, степень вовлеченности государственных компаний, степень вовлеченности бизнеса, степень вовлеченности научно-исследовательского сектора, степень вовлеченности образовательных учреждений, степень вовлеченности частного бесприбыльного сектора, доступность инноваций потребителю.

Итог сопоставления представлен в Табл.1.                        

Таблица 1

Сравнительная характеристика НИС ЕС и СНГ

Параметр сопоставления

Европейский союз

СНГ

1.Степень разработанности нормативной базы.

Высокая. Включает конкретные практические указания и программы.

Средняя. Недостаток нормативных актов, приближенных к практике и программ по конкретным направлениям.

2.Степень вовлеченности государственных и надгосударственных органов власти.

Понижается.

Высокая.

3.Степень вовлеченности государственных компаний.

Понижается.

Высокая.

4. Степень вовлеченности бизнеса.

Высокая.

Формально высокая, но де-факто недостаточная.

5. Степень вовлеченности научно-исследовательского сектора.

Высокая.

Слабая.

6. Степень вовлеченности образовательных учреждений.

Высокая.

Слабая.

7. Степень вовлеченности частного бесприбыльного сектора.

Средняя.

Слабая.

8. Доступность инноваций потребителю.

Высокая.

Низкая.

Литература:

1. Куроедова М.А., Хватова Т.Ю. Национальные инновационные системы: опыт Германии и возможности для России // Вестник Тамбовского университета 2 (70), 2009. – 428 с.