Каталог статей

Гаврилко Г.Н.

Инициатива ЕС для региона Балтийского моря как инструмент региональной политики

         С середины 70-годов ХХ века Евросоюз уделяет значительное внимание региональной политике. Важнейшими этапами реализации этой политики являются: учреждение в 1973 году Европейского фонда регионального развития; проведение радикальной реформы Структурных фондов в 1989 году; учреждение согласно Маастрихтскому договору в 1993 году Фонда сплочения и в 1994 году Комитета регионов.

         Важную роль в осуществлении региональной политики играет новая инициатива ЕС  по Балтийскому морю «Северное измерение» (СИ). Инициатива СИ, направленная на расширение и укрепление всесторонних связей на севере Европы в сфере экологии, экономики, здравоохранения и транспорта, послужила основой для создания и начала осуществления первой стратегии ЕС на уровне «макрорегиона» - стратегии по Балтийскому морю.

         Программы ЕС имеют большое значение для Балтийского региона. В период с 2007 по 2013 годы регион получит более 50 млрд. евро инвестиций [1]. Сюда входят, в том числе, 27 млрд. на улучшение доступа в регион, почти 10 млрд. на охрану окружающей среды, 6,7 млрд. на развитие конкурентоспособности и 697 млн. евро на обеспечение безопасности и предотвращение рисков.

         Намеченные меры сгруппированы в четыре блока в соответствии с основными направлениями стратегии.

         Первый блок – экологическая устойчивость Балтийского региона. Принятые в этой области документы направлены на оказание воздействия на окружающую среду. План действий по экологии предусматривает сохранение природных зон и биоразнообразия; уменьшение использования и сброса опасных веществ; превращение региона в модельный для экологически безопасного судоходства; смягчение влияния климатических изменений и адаптацию к ним.

         Второй блок – процветающая экономика, а также общая сельскохозяйственная политика. Сегодня регион Балтийского моря четко делится на процветающие, инновационные север и запад и развивающиеся восток и юг. В посткризисный период необходимо использовать преимущества единого рынка, с одной стороны, и максимизировать выгоду от инноваций, с другой.

         Для достижения высокой продуктивности, высокого уровня инновационности и устойчивого экономического роста региону Балтийского моря необходимо также укрепить интеграцию рынка труда.

         О движении в рамках данного блока дают представление такие проекты, как:

         - сотрудничество университетов: шведская программа Östra Mellansverige (2007-2013), финансирующая проект под названием «PRIM» (процессы и отношения в инновационных средах). Она развивает связи между университетами и бизнес-инкубаторами. Ее совокупная стоимость – 6,5 млн. евро;

         - JOSEFIN – софинансирование инновационных программ предприятий малого и среднего бизнеса. Представляет собой европейский территориальный проект кооперации (с января 2009 по декабрь 2011 года). Совокупная стоимость – 3,9 млн. евро;

         - поморский технопарк в Польше – совокупная стоимость 48 млн. евро.

         Третий блок посвящен повышению доступности и привлекательности региона Балтийского моря. Трансъевропейские транспортные и энергетические сети являются основной составляющей его развития. Кроме того, Европейский план оздоровления экономики для выхода из кризиса предполагает дополнительную финансовую поддержку многим энергетическим инфраструктурным проектам в регионе.

         Четвертый блок стратегии посвящен безопасности в регионе. Ее обеспечение будет достигаться с учетом прогнозируемых значительных перемен в ближайшие годы: по экспертным оценкам судоходство существенно возрастет, следовательно, увеличится риск загрязнения Балтийского моря. Кооперация в этой сфере уже существует, но должна быть значительно усилена, чтобы регион стал мировым лидером в области обеспечения морской безопасности. Необходимо также готовить регион к возрастающим экстремальным условиям, связанным с изменением климата.

         Стратегия Евросоюза для региона Балтийского моря является ключевым инструментом обеспечения территориального сплочения макрорегиона,  как для морских, так и для континентальных территорий. Она нацелена на обеспечение конкурентоспособности, интеграции и устойчивого развития региона.

         Макрорегиональный подход определяется ЕС как инструмент инновационной политики и является хорошим примером усилий, направленных на преодоление общих проблем, стоящих перед ЕС, и более эффективной координации территориальной и отраслевых политик для их преодоления.

Литература

1. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea Region/Brussels, 10.6.2009 COM(2009) 248 final. Page 5.

2. Путилина, Н. ЕС: район Балтийского моря в региональной интеграции на севере Европы//Современная Европа.- №1. – 2011.- С.70-80.