главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||
Маницкая Л. Н. Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, Россия Модернизация предприятий сферы услугСовременная ситуация на рынке услуг характеризуется растущим спросом на них, а происходящие процессы в этой сфере обусловливают необходимость поиска и внедрения новых подходов, форм и методов их эффективного развития. Это порождает потребность в качественном преобразовании предприятий сферы услуг, главным источником которых выступает их модернизация в соответствии с новыми возможностями и вызовами, потребностями роста качественных характеристик и повышения эффективности операций индивидуализированного сервиса. Модернизация российской индустрии услуг предполагает создание благоприятных условий для более полной реализации позитивных тенденций в этой сфере и ее общехозяйственных воздействий. Однако, решению данной проблемы и, тем более, стратегии и практики модернизации, не уделяется должного внимания. Не в последнюю очередь это объясняется устойчивостью взглядов и подходов, присущих индустриальной эпохе с господством сферы производства. Недооценка мирового опыта перехода к приоритетной роли нематериальных активов и процессинг-продуктов в современной экономике сдерживает ход модернизации, достижение ею намеченных целей. Между тем, сфера услуг располагает значительным потенциалом развития. В последние годы более полно проявляется спрос на услуги - растут доходы и уровень образования населения, развиваются процессы урбанизации, расширяются возможности рекреационно-туристского обслуживания и т.д. Финансовое положение государства позволяет организовать и скоординировать модернизацию отрасли с целью повышения ее хозяйственной конкурентоспособности и социальной привлекательности. Модернизация российской сферы услуг предполагает серьезное изучение социальной практики развитых стран. Разработка современной концепции модернизации сферы услуг способна обеспечить ее динамичное развитие, в том числе, и гостиничного обслуживания рекреационно-туристических потоков. Модернизационная модель развития предприятий сферы услуг позволит производить самонастройку организационной среды к переменам микро- и макроокружения. Исследование категории «модернизация» позволило в соответствии с принципами системного анализа классифицировать различные подходы к ее определению (таблица 1) и представить модернизацию как систему мобилизационных способностей сферы услуг. Таблица 1- Классификация определений категории «модернизация»
Устойчивое развитие субъекта (страны, региона) характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его территории. Но устойчивое развитие присуще не только стране в целом и регионам, но и предприятиям, для которых наиболее приемлемым является понятие модернизация. Анализ этих высказываний позволил автору сформулировать определение модернизации и ее концептуальной модели (рисунок 1), как системы экономических отношений, обеспечивающих долгосрочные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг с учетом ее соответствия рыночным изменениям.
Рисунок 1-Концептуальная модель модернизации предприятий сферы услуг Функционирование в конкурентной среде ведет к необходимости процесса модернизации сферы услуг на дифференцированной основе, а не на основе однотипного и прямолинейного развития. Модернизация в разных регионах протекает по - разному, она, так или иначе, опирается на отбор лучших факторов из возможно приемлемых. С учетом указанных особенностей, можно выделить следующие факторы процесса модернизации предприятия сферы услуг: - структурная дифференциация (разделение) сферы услуг - т.е. появление все новых организаций, выполняющих строго очерченную функцию, и одновременно тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой; - повышение мобилизационных способностей предприятий сферы услуг - т.е. способностей мобилизовать разнообразные ресурсы (экономические, информационные, технологические) и направить их на достижение новых целей, оптимизацию затрат ресурсов и времени на адаптацию. - повышение способностей сферы услуг к выживанию в кризисных ситуациях и к преодолению кризисов за счет использования новых средств коммуникации, социализации и мобилизации. Определение концептуальной модели модернизации управления предприятием сферы услуг, по мнению автора, можно сформулировать, как процессно-функциональную систему менеджмента, обеспечивающую быструю реакцию на перемены во внутренней и внешней среде организации с целью сохранения устойчивости развития. Позиция автора состоит в том, что модернизация управления не подменяет существующие функции организационно - управленческих структур, как сохраняется и принцип профессиональной специализации работников, она способствует изменению их комбинаторики в разных процессах и моделях управления. Модель модернизации системы управления предприятиями формируется на основе сочетания принципов: технологической новационности, превентивного реагирования, функциональной интеграции, согласованности развития с сопряженными структурами и особенностями территории дислокации. Соблюдение этих принципов обеспечивает адаптивное развитие бизнес-процессов в сфере услуг. При этом механизм осуществления модернизации системы управления, направленный на обеспечение стратегической устойчивости предприятий сферы гостиничных услуг, включает: - формирование бизнес-коммуникаций, обеспечивающих эффективное предоставление услуг и сохранность гостиничного хозяйства в состоянии баланса с внешней средой; - внедрение гибкой системы бюджетирования на предприятиях гостиничного обслуживания, реагирующей на различные установки (цель, ограничения, управляющие параметры); - совершенствование системы стратегического планирования, в т.ч. осуществление внутрифирменного финансового планирования с применением современных методов и технологий; - организацию мониторинга индикаторов конкурентоспособности – как инструментария: средств сбора информации, периодически повторяющихся исследований, дающих объективные сведения об изменениях изучаемого процесса. Императивам модернизации предприятий сферы услуг способствует система гибкого управления, отвечающая и обеспечивающая быструю реакцию на перемены во внутренней и внешней среде организации с целью сохранения устойчивого развития. Литература: 1. Жуков Б.М. Управленческая концепция гибкого развития предприятия // Особенности российского менеджмента: Материалы 3-го международного форума - конкурса, 20-23 ноября 2007.- г. Казань: КГФЭИ, 2007.- С. 66-69. 2. Жуков Б.М. Модернизация как цель гибкого развития предприятия // Актуальные вопросы социально-гуманитарных наук: межвузовский научный сборник. Вып. 6; АНОО ВИВТ, РосНОУ (ВФ).- Воронеж: Научная книга, 2008.-С. 199-203. 3. Жуков Б.М. Модернизация предприятий посредством их гибкого развития // Международная научно-практическая конференция «Россия: прошлое, настоящее, будущее». Краснодар: Кубан.гос.ун-т, 2009. С.169-170. | ||||||||||||||||||||||||||