Каталог статей |
Радикова В.С.,Чупров И.О. Развитие франчайзинга в РоссииМировой опыт применения франчайзинга насчитывает не одно десятилетие. Данная форма взаимодействия бизнесменов впервые была апробирована в США Рейем Кроком, впоследствии распространилась и в других экономически развитых странах. Именно благодаря франчайзингу MacDonald’s стал мировым, везде узнаваемым брендом.Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от воего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников. Также Владимир Довгань является автором первой русскойязычной книги о франчайзинге «Франчайзинг – путь к расширению бизнеса». К сожалению, Владимир Довгань несколько опередил время, поэтому век его франшиз был не долог. Через несколько лет появились зарубежные франшизы. Первой и весьма успешной из них в России можно назвать франшизу «Баскин Роббинс», которая и по сей день через свои франшизные точки продает мороженое. Началом же серьезного развития франчайзинга в России считается 1995 год.Франчайзинг в России – это один из немногих экономических механизмов, способных помочь малому бизнесу. Экономическая ситуация на рынке России складывается таким образом, что малый бизнес находится в весьма агрессивной среде и развивается с трудом. Российский франчайзинг может благоприятно сказаться на его развитии. За период с 1995 года количество франшизных систем в России стабильно росло и данный момент по развитию франчайзинга Россия занимает одно из первых мест в мире. Однако приходится констатировать, что достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем, что, развивая собственные франчайзинговые сети, многие компании никак не заявляют о себе, отказываясь оформлять отношения с франчази с помощью единого договора франчайзинга и заменяя его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы). Это является немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики. Так, по одним подсчетам число франчайзинговых компаний составляет порядка тысячи, по другим – 300-600. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, количество реально действующих франшиз не превышает 150, из них успешны не более сорока. Рост количества франшизных систем в России за период с 1995 года представлен на графике №1. График представляет собой экспертную оценку Из данных графика видно, что за исследуемый период число франчайзинговых компаний в России стабильно росло, рост не остановил даже мировой экономический кризис. Причина этого следующая; в условиях кризиса при анализе возможных инвестиций на первый план вместо высокой рентабельности бизнеса выходят показатели его надежности. И здесь франчайзинг вне конкуренции, поскольку во франчайзинге действует только успешный бизнес, доказавший на практике свою жизнеспособность. Количество франшиз, предлагаемых в данный момент на рынке, очень велико, очень широк выбор компаний и сфер деятельности. Тем не менее в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес – наиболее стабильный, долговечный и доходный, а для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. Наибольшей популярностью в России пользуется товарный франчайзинг. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. Структура Российского франчайзинга представлена на графике № 2 График № 2. Структура Российского франчайзинга
Другой особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2010 года можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке. В регионах предприниматели еще не успели осознать все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы. Как правило, предприятия начинают внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Российский рынок для многих компаний мира очень привлекателен, поэтому они стараются наиболее быстро интегрироваться в него и «захватить» определенный сегмент. Например, компания McDonald’s не продает франшизы на территории нашей страны, все заведения принадлежат непосредственно самой компании, а это гарантирует соблюдение всех норм, стандартов и ценностей, которых компания придерживается. Средний размер инвестиций на создание франчайзингового предприятия в России составляет 90 тыс. долл. Сумма роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. При этом в отличие от зарубежных реалий в России франчайзеры стремятся установить в соглашении фиксированную ставку роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору выплат. За рубежом договор франчайзинга заключается на сравнительно длительный срок, достигающий нескольких десятков лет, что лишает предпринимателя возможности попробовать организовать бизнес и, если не понравилось, прекратить работать на основе приобретенной франшизы, не понеся при этом значительных финансовых потерь. В связи с трудностями в осуществлении долгосрочного прогнозирования в условиях российской действительности, отечественные предприниматели не могут позволить себе заключать договор на 15-20 лет, и срок действия договора обычно сокращается до 3 лет. Это объясняется также тем, что франчайзинг в России используется большинством франчайзеров с тем, чтобы занять как можно большую долю рынка, а сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. У франчайзинга в России очень большие перспективы, поскольку рынок нашей страны очень динамичен, а спрос стабилен. Если сравнить количество франчайзинговых компаний в США (2500) и в России (400), то видно, что франчайзингу в нашей стране есть куда расти. Специфический характер договора франчайзинга позволяет говорить о том, что сумма вознаграждения, полученного франчайзером, является доходом от реализации, который определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ. Франчайзер, решая вопросы расширения собственного бизнеса, заключает договор на длительный срок не с одним франчайзером, а с несколькими. Соответственно и вознаграждение по договору он получает на постоянной основе, а франчайзинг является для него обычным видом деятельности. Франчайзер не только лишь получает доходы от франчайзинговых операций, но и несет определенные расходы в связи с выполнением собственных обязательств. Чтоб признать те, либо другие издержки расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, сначала нужно выполнить три условия, установленные в пункте 1 статьи 252 НК РФ, т. е. издержки должны быть: 1) обоснованны. Под обоснованными понимаются экономически оправданные издержки, оценка которых выражена в валютной форме; 2) доказаны документами, оформленными в согласовании с законодательством Российской Федерации; 3) произведены для воплощения деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, если расходы не отвечают перечисленным требованиям, уменьшить налогооблагаемый доход на их сумму нельзя Расскaзать обо всех видах расходов, которые нeсет франчайзер, нeвозможнo, так кaк в кaждом конкретнoм случае их состав может меняться в зависимости от условий договора. Поэтому будут рассмотрены основные виды расходов, присущие большинству франчайзеров В большинстве ситуаций по договорам франчайзинга возникают следующие расходы: 1) Расходы на государственную регистрацию договора франчайзинга. Договор франчайзинга подлежит государственной регистрации в налоговом органе, а в определенных случаях также регистрации в Роспатенте. И, как правило, договор регистрирует франчайзер. 2) Расходы на обучение франчайзи ведению бизнеса. Данная услуга является одним из признаков классического франчайзинга. Это объясняется тем, что франчайзи, работая под вывеской франчайзера, не должен вызывать подозрения относительно подлинности производимых или перепродаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. 3) Расходы в виде покупной стоимости товаров, передаваемых франчайзи. Иногда франчайзер лишь рекомендует франчайзи определенных поставщиков и подрядчиков. Но чаще он сам реализует франчайзи весь или часть товара, необходимого тому для осуществления деятельности. Затраты на его покупку включаются в состав расходов на основании ст. 268 НК РФ в общеустановленном порядке. 4) Расходы на оплату труда контролирующего персонала франчайзера (агентов). Чтобы не пострадала деловая репутация торговой марки франчайзера, он должен следить за качеством товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи. Для этого франчайзер нанимает специальный персонал, который систематически контролирует деятельность франчайзи. Затраты на оплату труда данного персонала включаются в состав расходов согласно ст. 255 НК РФ в общеустановленном порядке. Соответственно франчайзер исчисляет и уплачивает ЕСН и удерживает в качестве налогового агента налог на доходы физических лиц с выплат в пользу данных работников. 5) Расходы на рекламу. Рекламировать производимую (перепродаваемую) франчайзи продукцию, выполняемые им работы или оказываемые услуги целесообразнее франчайзеру. Во-первых, он будет рекламировать не конкретного франчайзи, а свою торговую марку, под которой тот работает. Во-вторых, аккумулируя у себя взносы в маркетинговый и рекламный бюджеты, получаемые по всем заключенным договорам франчайзинга, он может заказать более дорогой и эффективный вид рекламы, чем более ограниченный в средствах франчайзи. В-третьих, более глобальная рекламная стратегия позволит эффективно работать не только по одному договору франчайзинга, а по всей их совокупности, удовлетворяя, таким образом, потребности всех франчайзи, которые работают с данным франчайзером. 6) Амортизация нематериальных активов. После заключения договора франчайзинга амортизация на нематериальные активы, являющиеся предметом этого договора, продолжает начисляться в том же порядке, что и до его заключения. Налоговая база по НДС определяется в день отгрузки (передачи) товара, работ, услуг либо в день поступления денежных средств за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) на счет франчайзера в банке или в кассу.
Литература: 1. О франчайзинге [Электронный ресурс] www. guashasalon.ucoz.ru 2. Тор 100 франчайзинг [Электронный ресурс] www. franchisetop.ru 3. Портал о партнерском бизнесе и франчайзинге [Электронный ресурс] www.buybrand.ru |