Каталог статей | ||||||||||||||||||
Баева В. В. Возможности финансирования программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на основе привлечения спонсорских средствРассматривая ситуацию развитости в России сферы образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, можно сделать вывод, что только 1/3 имеет возможность обучаться, причем большинство вынуждено прибегать к надомной форме обучения.В настоящее время спонсорство и благотворительность, а также вложение денег в социально значимые проекты для многих крупных компаний являются важным аспектом деятельности. Наряду с бизнес-процессами внимание уделяется и социально-обещственной сфере, где они могут успешно себя проявить. Согласно ст.19 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" под спонсорством понимается "осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым лицом рекламы о спонсоре или его товарах". Однако, следует отметить, что процесс спонсоринга подчинен определенной системе и является частью специфического сегмента рыночных отношений. Остановимся более подробно на структуре рынка спонсоров. Для зарубежных спонсоров их деятельность по финансированию проектов является хорошо продуманным вложением средств, а само спонсорство рассматривается как один из маркетинговых инструментов.
Рис. 1 Схема взаимоотношений на рынке спонсорства
Все участники рынка спонсорства делятся на две основные группы: компании, для которых спонсорство – это профессия, основной вид деятельности, и компании, где спонсорство дополняет непосредственные бизнес-процессы. В случае, когда необходимо воплотить в жизнь спонсорский проект – компания может обратиться в спонсорское агентство. С развитием спонсорства в России сформировались несколько специализированных агентств, занимающихся разработкой, организацией и продвижением спонсорских проектов. Однако из-за молодости российской спонсорской индустрии большинство заинтересованных в спонсорстве лиц не склонны считать ее отдельной состоявшейся сферой деятельности, требующей каких-либо специальных знаний и участия специалистов. Большинству компаний-спонсоров достаточно сложно получить информацию о достойных проектах, требующих финансирования. В результате, объект для поддержки часто выбирают случайным образом. Взаимодействие между спонсорами и организациями, заинтересованными в привлечении средств, осуществляется обычно напрямую и осуществляется в виде оплаты счетов путем выделения финансовых средств, т.е. субсидирования; возвратных или частично-возвратных платежей; покупки различного инвентаря, оборудования или инструментов; выплаты стипендий, гонораров, учреждения призов, премий и т.д. Организации, заинтересованные в финансировании, занимаются привлечением спонсорских средств, а компании-спонсоры занимаются спонсорингом (то есть обеспечивают эффективность спонсорства, постоянно контролируя выполнение обязательств организаторами проекта). В настоящее время все большее внимание компаний-спонсоров обращают на себя учреждения сферы дополнительного образования детей. Финансирования данной сферы на основе привлечения спонсорских средств может функционировать через: · систему фандрайзинга; · эндаумент - фонды. Фандрайзинг (fund – ресурсы, фонды, rising – восхождение, поднятие) – это деятельность некоммерческой организации, основанная на особенной, отличающейся от других, стратегии и миссии. В своей деятельности она использует эффективные и надежные способы получения ресурсов, которые необходимы для выполнения ее программ и достижения поставленных целей. Конечным результатом такого вида деятельности для общества является укрепление его благополучия, а для дарителя (источника ресурсов) – собственная удовлетворенность. [3] Эндаумент (англ. endowment) — целевой фонд, который предназначен для использования его в некоммерческих целях, а именно, для финансирования учреждений сферы образования, культуры и медицины. [3] Благотворительные пожертвования – основной источник пополнения эндаумента. Такой фонд, в свою очередь, имеет право инвестировать полученные средства, получая в итоге определенных доход, однако вся прибыль должна быть полностью направлена для целей тех организаций, для поддержки которых он создавался. Эндаумент отличается от обычной благотворительной деятельности строго целевым характером, поддержкой только одной организации и получением прибыли с инвестированных средств. Эндаумент призван обеспечить: Ø максимальную независимость от любых поступлений добровольного разового характера; Ø Стабильность в финансировании ввиду получения дохода, гарантированного рынком; Ø Долговременное финансирование некоммерческой организации путем. Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенциальный спонсор нуждается в разъяснении его возможных интересов в таком сотрудничестве. Прежде всего для спонсора – это дополнительная реклама. Ведь недаром в России спонсорские отношения регулируются Законом РФ «О рекламе». Однако это факт, который лежит на поверхности. Если рассмотреть более детально – привлекательность спонсорства имеет глубокие мотивации: это и благоприятные отношения социальной среды с данной фирмой, и взаимовыгодные связи с местными властями (на территории, где располагается фирма), общественными организациями, жителями данного региона и т.д. Будущих спонсоров очень привлекает сфера образования. Для имиджа компаний важно иметь определенное вовлечение в социальные проекты, связанные с заботой и развитием подрастающего поколения, социализацией детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, с ранней профориентацией ребят школьного возраста, а также возможностью знакомства и установления связей с молодыми специалистами, которые закончили соответствующие ВУЗы или средние специальные учебные заведения. Финансирование и обеспечение образовательными услугами учащихся с особыми потребностями в образовании является первоочередным аспектом для всех стран независимо от наличия у них ресурсов. Для сферы образования, которая сложилась в современном обществе России, важным элементом является именно дополнительное образование детей. В нем сочетаются непосредственное обучение, а также развитие личности и воспитание ребенка. Данному направлению образования постоянно требуется поддержка и внимание со стороны государства и общества. О важнейшей роли учреждений дополнительного образования детей, система которого в новом качестве развивается уже более 10 лет, говорится и в концепции усовершенствования сферы российского образования. Главным звеном данного механизма является работа профессионалов, которые обеспечивают ее разносторонность, уникальность, привлекательность и, в итоге, результативность процесса обучения. Еще одним залогом успеха является тот факт, что ребенок сам, с помощью взрослых, выбирает направления обучения, соответствующие его потребностям и желаниям. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Затраты бюджета на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития. Вливание спонсорской помощи помогает ускорить и разнообразить данный процесс, например, внедрить наиболее эффективные модели деятельности социально-педагогического характера и поддержать методы работы, стиль и традиции учреждений данного направления, наиболее полно учитывающих особенности российского общества. На ближайшее будущее перед учреждениями дополнительного образования детей и детей-инвалидов поставлена цель – создать условия для активного участия детей и молодежи в культурной, социально-экономической и политической жизни России, а также правильного выбора будущей профессии. Достичь указанную цель возможно в случае доступности и эффективности качественного дополнительного образования. Для этого необходимо: ü Сохранить лучшие традиции организации дополнительного образования школьников; ü Развивать единое культурное и информационное пространство; ü Включить в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Очень часто такие возможности предоставляются именно спонсорами, которые стимулируют деятельность педагогов и качество их преподавания. Также необходимо отметить, что, спонсируя детские образовательные учреждения, компания-спонсор также оказывает помощь семьям, особенно тем, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды. За счет финансирования в учреждениях дополнительного образования появляется возможность организации индивидуального подхода к каждому ребенку, что в свою очередь позволяет родителям уделить время собственному самообразованию и культурному развитию без боязни за жизнь и здоровье ребенка с ограниченными возможностями. Проблемы интеграции в условиях обучения в специальных группах или обособленном учреждении должны разрешаться разными методами в зависимости от реальных условий и контингента детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. В отдельных случаях дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут обучаться в группах с учащимися, имеющими нормальное психофизическое развитие. В других случаях это могут быть отдельные группы инвалидов или учащихся с ограниченными возможностями здоровья, укомплектованные в соответствии с действующими для таких учащихся нормативами, обучающиеся по адаптированным программам, но не имеющие барьеров для общения и совместных мероприятий со сверстниками с нормальным психофизическим развитием во вне учебное время. Открытие большого
количества учреждений дополнительного образования для смешанных групп детей
сможет стабилизировать ситуацию и гораздо улучшить социальную обстановку в
нашем обществе. На этом этапе финансирование с помощью спонсорских средств
становится крайне важным, т.к.
обеспечение данных центров всем необходимым, а также воплощение в жизнь
множества развивающих программ возлагается именно на спонсорские проекты.
Список литературы: 1. ФЗ "О рекламе" - ст.19 Федерального закона от 18.07.1995 N 108 2. [сылка более недоступна} 3. [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||