Каталог статей |
Абдибеков Т.К. Финансовые условия казахстанского кризисаВремя начала, ценовые и финансовые условия казахстанского кризиса, по большей мере, определялись глобальными причинами. Вместе с тем, особенности протекания экономического кризиса и спада в Казахстане задавались внутренними причинами.В отличие от стран «золотого миллиарда» экономический кризис для развивающихся стран не приобретает форму катастрофических потрясений на фондовом рынке. Слишком малоразвиты рынки сбережений и портфельных инвестиций. Также и рынок жилья, кредитование ипотеки, задолженность по потребительским кредитам имеют на порядок меньшее значение для Казахстана, чем для экономик развитых стран. Это локальные проблемы, в основном, г. Алматы и г. Астана. Инвестиционная деятельность больше связана с операциями на первичном и вторичном рынках основного капитала, с капиталоемкими отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности, производственной инфраструктуры и сельского хозяйства. За последние годы наблюдалась тенденция снижения доли инвестиций в собственность казахстанского частного сектора при растущей доле инвестиций в иностранную собственность и государственную собственность. В самом невыгодном положении оказался сектор выпуска товаров для внутреннего рынка, лишенный доступа к дешевым и долгосрочным источникам финансирования. При этом заметно закрепление источников инвестиций за формами собственности. Так, государственная собственность «самоинвестировалась» через государственный бюджет и имела крайне мало инвестиций за счет собственных средств. Напротив, частная собственность инвестировалась за счет собственных средств, но в последние годы нарастали размеры банковского кредитования, что повышало инвестиционные риски. Намного больше кредитами стали пользоваться также и иностранные собственники, которым было явно недостаточно ресурсов из главного источника - иностранных инвестиций. К 2007 году резко уменьшилась доля собственных средств, которые замещались заемными средствами. Экономика явно «перегрелась» и взяла масштаб инвестирования за пределами собственных возможностей. Как ни покажется странным, но только государственный сектор был удовлетворительно сбалансирован по источникам. Негосударственные инвестиции были слишком дорогими, чтобы инвестиционная деятельность могла дальше оставаться эффективной и продолжаться при подобном экономическом механизме. В первую очередь ценой и сроками предоставления заемных средств объяснялся интерес частного сектора к софинансированию со стороны государственных институтов развития. Одновременно был превышен предел осмотрительного инвестирования в казахстанскую экономику. Дорогое кредитование, да еще под сомнительные концепции бизнеса, в течение двух лет превратило большую часть зарубежных займов в чистый доход девелоперов и незавершенные проекты, которые будет невозможно реализовать в среднесрочном периоде. Незавершенное строительство составляет (по предварительным оценкам) свыше 30% стоимости основного капитала на конец 2008 года. В числе инвестиционных проектов, не способствовавших росту эффективности основного капитала Казахстана, не только престижное жилье, но и целая серия промышленных предприятий. Например, построены трубные заводы, мощности которых практически незагружены, завод биоэтанола, который при современных ценах на сырье трудно расценивать как эффективную замену горючего из углеводородов. Инвестиции в основной капитал с каждым годом приносили все меньшую отдачу. Во-первых, часть инвестиций была вложена в объекты неторгуемых секторов, не приносящие денежного дохода (например, комплекс знаковых сооружений Астаны), или приносящие символическую отдачу (например, железнодорожная ветка Хромтау-Алтынсарина). Во-вторых, инвестиции в сферу услуг увеличили количество бань, кафе, ресторанов, бутиков и т.д., но, сами по себе, не увеличили денежный поток от сферы услуг. По мере углубления спада эти объекты теряют ценность и как точки прибыли и как залоговое обеспечение. В-третьих, значительные кредитные ресурсы были привлечены для инвестиций в земельные участки и иные спекулятивные операции в сфере основного капитала. После того, как лопнули спекулятивные «пузыри» по земельным участкам и жилью, обнаружились макроэкономические последствия бума 2004-2007 годов. Заполнение новых рабочих мест шло, главным образом, в промышленности, торговле, общественном питании, строительстве, связи и управлении имуществом. Созданные рабочие места требовали в лучшем случае, рядового уровня подготовки, который могли обеспечивать рынок труда, отечественная система высшего и среднего специального образования. Вместе с тем, сложилась система занятости, в которой остро ощущался недостаток инженерно-технического персонала и рабочих высокой квалификации. Основная причина состояла в том, что был нарушен принцип оплаты по труду. Офисные работники по различным основаниям получили более высокий уровень оплаты труда, что создало в обществе неверную трудовую мотивацию. Достаточно было попасть в организационную управляющую структуру и продвигаться по должностям, чтобы обеспечить вышесредний уровень благосостояния. По удельному весу работников, занятых в системе государственного и частно-корпоративного управления казахстанская экономика не относится к числу прогрессивных. К 2006 году в реальном секторе начала ощущаться нехватка даже работников рядовых специальностей – строительных рабочих, станочников, механизаторов, пастухов и т.д. Работников различных специальностей стали приглашать из-за рубежа. Мировой финансовый кризис послужил лишь триггером кризиса и спада казахстанской экономики. Причины экономических трудностей коренятся в системных ошибках, совершенных в сфере структурной, инвестиционной и трудовой политики за период 2000-2007 годов. Траектория роста мировой экономики после 1999 года была вполне устойчивой, но темпы роста поддерживались не столько за счет утилизации нарастающего технологического арсенала и использования промышленного потенциала развитых стран, сколько за счет преимущественно экстенсивного развития крупнейших развивающихся стран. Причиной ставки на экстенсивный рост стал непреодолимый разрыв между научным и техническим развитием. Практически все фундаментальные современные технологии были научно разработаны еще сто лет назад и даже ранее. Это касается транспорта, энергетики, бытовых приборов, продуктов питания, одежды и т.д. Менялись материалы, масштабы и экономичность производства. Мировую экономику захлестнули улучшающие технологии, особенно после того, как завершилась «гонка вооружений». Прорывов в области фундаментальных технологий: управляемой термоядерной энергетики, мыслящих машин, дальних космических полетов, сверхпрочных материалов и радикальной медицины, которые были обещаны еще 40 лет назад, так и не произошло. Уже ясно, что это не произойдет и в ближайшие десятки лет. Причинами дефектности экономической структуры и низкого качества отечественной продукции на внутреннем рынке стали: · Привлекательность экспортной деятельности, позволяющей резидентам лучше защищать полученные доходы и реинвестировать их в Казахстане. · Денежно-кредитная политика, направленная на открытие казахстанской экономики для импорта. · Отсутствие системы мер жесткого противодействия недобросовестной конкуренции. Наиболее тяжелый моральный и материальный ущерб в последние годы был нанесен «девелоперской» деятельностью. Спекуляции земельными участками, незаконная застройка, ипотечная «пирамида», вывод денежных активов за границу и другие сомнительные действия надолго блокировали нормальную инвестиционную деятельность. Поэтому накопленные дефекты экономического ядра, определяющего устойчивость производства и потребления, не ликвидированы за период подъема 2000-2008 годов. Казахстан так и не смог решить проблемы самообеспечения длинным (в том числе - сортовым) прокатом черных и цветных металлов, трубной металлической продукцией, мясо-молочной и плодоовощной продукцией. За годы независимости оказалось утраченным даже то, что было жизненно необходимо стране (например, сортопрокатное производство в Темиртау и промышленность минеральных удобрений). Постепенное превращение микрокредитования, по сути дела, в бланковое кредитование потребления, а также привлечение слишком крупных среднесрочных зарубежных заимствований под долгосрочные инвестиционные проекты подкосили БВУ. Допущенные ошибки, непрофессионализм казахстанские банкиры заимствовали за рубежом вместе с методиками кредитования и анализа рисков. То, что государство приняло на себя обязательства по депозитам населения и по санации крупнейших банков имеет несомненные черты популизма. Также вызывает сомнения способность обеспечить должную социальную направленность государственного бюджета. В период рецессии должны быть критически пересмотрены многие подходы в структурной, инвестиционной, монетарной политике, сформированные в период роста. Шаблонные действия и запоздалые реакции с большой вероятностью нанесут вред. Нужно стратегическое видение перспектив и направлений использования быстро сокращающихся ресурсов. Преодоление рецессии будет проходить четыре фазы (примерно 4 года, считая с середины 2008 года): 1. Смягчение последствий спада для финансовой системы и доходов населения (при сокращении сферы услуг и инвестиций). 2. Сохранение экономического ядра (стабилизация уровня жизни населения и деятельности государственных организаций). 3. Реконструкция экономического ядра (в том числе, за счет импортозамещения и санации банковских портфелей). 4. Перестройка цепочек добавленной стоимости вокруг экономического ядра (для диверсификации экспорта и расширения импортозамещения). Основной проблемой инвестирования в условиях спада станет акцент на снижение инвестиционного барьера (опасного уровня износа социальной и производственной инфраструктуры). Если до сих пор основное содержание инвестиционной политики Казахстана составляли амбициозные проекты, то теперь предстоит сузить количество приоритетных направлений инвестирования для сохранения устойчивого экономического ядра. Преодоление рецессии должно строиться на основе среднесрочного стратегического плана, нацеленного на структурную, инвестиционную и социально-политическую перестройку казахстанской экономики. В случае отсутствия такого (трех-четырехлетнего) плана средства государственного бюджета, Национального фонда, и сбережения населения будут потрачены быстро и нерационально, после чего инвестиционный разогрев будет происходить за иностранные заемные деньги и по направлениям, усугубляющим дефекты экономической структуры Казахстана. Литература: 1. www.svobodanews.ru 2. Огнивцев СБ. Мировой кризис и российское сельское хозяйство 3. Буздалов И.Н. Избранные труды. Т.1. Интенсификация, земельная рента, эффективность. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2008. 4.
Назаренко - М.: Памятники
исторической мысли, 2008. |