Каталог статей

Белогорская А.Н., Димитриева И.В.

Налоговый контроль в системе налоговых отношений

Налоговая система России есть сложное социально-политическое и экономико-правовое явление, состоящее из множества взаимосвязанных подсистем, взаимообусловленных элементов, взаимозависимых институтов. Посредством ее комплексного действия реализуется главное предназначение налогов в обществе - государство получает в свое владение, пользование и распоряжение денежные средства, позволяющие ему решать экономические и социальные задачи.

Отношения и социальные связи, складывающие между соответствующими участниками в процессе функционирования всех составляющих налоговой системы государства в обобщенном виде можно обозначить как налоговые отношения, которые носят многоаспектный и многоуровневый характер.

Налоговые отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами, связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в бюджет государства. Поэтому налоговые отношения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Налоговый контроль – это важная категория налогообложения. В процессе налогового контроля непосредственно реализуются интересы государства в области бюджета и налогов.

В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию фискальной функции налогов (формирование государственного денежного фонда), контрольной функции (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов) и стимулирующей функции (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий).

В широком аспекте налоговый контроль в системе налоговых отношений рассматривается как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность государства и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль рассматривается как  контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами и представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению надлежащего исполнения обязанными лицами требований норм законодательства о налогах и сборах.

По мнению А.С. Кормилицына, объект налогового контроля можно определить как действие (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате налогов и сборов и исполнению иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, достоверности, своевременности.

Целями налогового контроля являются обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах; наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах, а также  защита интересов государства и муниципальных образований.

В качестве основных задач налоговых органов при осуществлении контрольной деятельности можно выделить: контроль за соблюдением налогового законодательства, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, иных обязательных платежей, а также платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, контроль за соблюдением валютного законодательства.

Налоговый контроль может быть предварительным, текущим (оперативным) и последующим. По месту проведения налогового контроля выделяются камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения налогового органа и выездные проверки,  и проводятся по месту нахождения налогоплательщика.

При проведении налогового контроля деятельность уполномоченных государственных органов должна соответствовать определенным принципам, которых они обязаны придерживаться.

Необходимость нормативного обеспечения для реализации контрольной функции государства в сфере налогообложения вытекает из Конституции Российской Федерации. Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 и ч. 3 ст. 75 Конституции общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов,  система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

 Налоговым кодексом РФ осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.  В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. Налоговый контроль выражается в определенных формах и  представляет собой совокупность средств и способов осуществления контрольной деятельности налоговых органов, имеющих конкретные формы выражения и организации.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверок данных учета и отчетности, инвентаризацию имущества налогоплательщика, экспертизу, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Мероприятия налогового контроля - это определенные действия налогового органа, осуществляемые в целях реализации налогового контроля. Эти мероприятия можно классифицировать по форме: основные мероприятия (налоговые проверки, иные мероприятия, по результатам которых принимается итоговое решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности), вспомогательные мероприятия (проводятся в рамках основных), дополнительные мероприятия (по окончании налоговых проверок на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки).

 Налоговые проверки являются основной формой налогового контроля, которые эффективно обеспечивают соблюдение налогоплательщиками и иными обязанными лицами требования законодательства о налогах и сборах. Налоговые проверки представляют собой совокупность методов, позволяющих установить, надлежащим ли образом налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами исполняются требования закона.

Выбор конкретного мероприятия налогового контроля определяется характером установленного правонарушения. Указанные действия получают свою правовую оценку в акте налоговой проверки, а затем - в решении налогового органа, принимаемого на основе рассмотрения результатов проверки.

К методам документального контроля относятся: организационно-правовые методы (истребование и выемка документов) и собственно методы документального контроля (проверка соблюдения правил составления, достоверности и подлинности документов, нормативная проверка, арифметическая (счетная) проверка документов и учетных регистров, сличение документов с учетными записями, изучение обоснованности бухгалтерских проверок).

Методы фактического контроля связаны с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет.  

К расчетно-аналитическим методам контроля относятся вспомогательные методы, направленные на комплексное исследование финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений (технико-экономические расчеты, нормативное сличение, логическая оценка сведений, экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных). К косвенным методам относятся контроль ценообразования,  расчетный метод по аналогии и др. Информативные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений согласно запросам налоговых органов.

Таким образом, перечисленные формы налогового контроля по своему содержанию являются и методами, которыми пользуются налоговые органы. В настоящее время при осуществлении контрольных мероприятий применяется комплексный подход, который предполагает всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации в отношении конкретного налогоплательщика.

Руководителем ФНС России обозначены  приоритетные направления повышения эффективности налогового контроля и развития налоговых органов:

- снижение размера налоговой задолженности, внедрение механизма рассрочек и отсрочек уплаты налога, полнота и своевременность принятия мер принудительного взыскания, контроль за полнотой и своевременностью принятия мер арбитражными управляющими;

- повышение эффективности контрольной работы, роли досудебного аудита и качества защиты в судах позиции налоговых органов, формирование надлежащей доказательственной базы. Очень важно использовать при проверках информацию  от коллег из других федеральных ведомств. Так, эффективность выездной налоговой проверки с использованием информации, получаемой от таможенных органов, почти в два раза выше среднего показателя доначислений налоговых платежей на одну выездную проверку. Опыт последних лет показал, что наибольший эффект достигается при проведении налоговых проверок по отраслевому принципу и с учетом взаимозависимости налогоплательщиков.

Таким образом, налоговый контроль в системе налоговых отношений в Российской Федерации должен быть на­правлен на формирование новых общественных отноше­ний между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством.