Каталог статей

Якименко К.П., Карпухно И.А.

Современная пенсионная реформа в Украине

Пенсионная сфера совмещает в себе единство вопросов экономического, социального и политического характера. В современной Украине остро стоят пенсионные проблемы, связанные с необходимостью реформирования пенсионной системы. Определение направлений реформирования пенсионной системы является достаточно сложным вопросом, решение которого во многом зависит от уровня экономического развития государства, реформ налоговой политики и т.п. В Украине существует постоянный дефицит бюджета. Анализ финансового состояния Пенсионного фонда Украины показывает, что обостренной остается ситуация с социальными выплатами, и поэтому все труднее найти нужные ресурсы для своевременного осуществления социальных выплат. Пенсионный фонд Украины является самым большим внебюджетным целевым фондом. Согласно действующему законодательству Украины, средства Фонда формируются за счет, прежде всего, обязательных страховых взносов, которые платят работодатели и наемные рабочие; отчислений из государственного, местных бюджетов; сумм, которые возмещают по регрессионным требованиям; сумм финансовых санкций. Поскольку большую часть доходов составляют взносы работодателей и наемных рабочих, то можно говорить о том, что фонд не имеет источника для своего расширения.

Пенсионная реформа не обошла стороной и страны Европы, подобные проблемы характерны и для европейских стран.

Поэтому целью работы является анализ особенностей современных пенсионных систем европейских государств и анализ проблем реформирования пенсионной системы Украины.

Количество людей, которые платят взносы в Пенсионный фонд в Украине в конце 2010 года, составляло 14,4 млн. чел., при этом количество пенсионеров – 13,7 млн. чел. Таким образом, соотношение пенсионеров и тех, кто платит в Пенсионный фонд, в Украине – 95%, то есть каждый работающий содержит одного пенсионера. В то же время в развитых странах минимум двое работающих содержат одного пенсионера. Количество пенсионеров к численности занятого населения в Австрии составляет 39,5%, в Бельгии – 34,7%, в Испании – 32%, в Казахстане – 19,1%, в Германии – 39%, а в Украине – 74,1%.

Поэтому основной пенсионной проблемой в Украине на сегодняшний день стало увеличение пенсионного возраста. Пенсионный возраст увеличили на 5 лет для женщин, которым сейчас от 32 до 44 лет, и до 65 лет - для парней и девушек, рожденных позже 1977-го. Введены персональные пенсионные счета. Считается, что это позволит поднять пенсии на 20-25% [1].

Пенсионная реформа в Украине проходит в несколько этапов:

Первый этап (до конца 2012 года): введение фиксированного размера пенсионного взноса для «упрощенцев». Ограничение максимальных пенсий двенадцатью минимальными пенсиями (сейчас 8472 грн.). На первом этапе проводится организационная подготовка к введению II уровня пенсионной системы (накопительные счета в Пенсионном фонде) - часть начислений на зарплату (5-7% от ее суммы) пойдет на личный пенсионный счет работника. Также до 2%, возможно, дополнительно к нынешним 1,5-2%, будут отчислять на счет из зарплаты работника. При зарплате выше средней это позволит увеличить его пенсию примерно на 20-25%.

 Второй этап (2011-2012 годы): повышение минимального стажа для получения пенсии по возрасту (в размере 50% минимальной) с 5 до 15 лет. Повышение минимального стажа, дающего право на получение трудовой пенсии по возрасту, с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин. Увеличение коэффициента (сейчас 1,2% за каждый год) за каждый год переработки свыше 25 или 30 лет. Устранение льгот по досрочному выходу на пенсию (силовики, некоторые категории медиков, занятые на вредном производстве).

 Ежегодное повышение пенсионного возраста для женщин на полгода в течение 10 лет - до 2020 года, пока он не сравняется с пенсионным возрастом для мужчин (60 лет), касается женщин, родившихся в 1956-1966 гг. Так, 1956-й год выйдет на пенсию в 55,5 лет, 1957-й - в 56, 1958-й - в 56,5, 1959-й - в 57, 1960-й - в 57,5, 1961-й - в 58, 1962-й - в 58,5,1963-й - в 59, 1964-й - в 59,5, наконец, 1965-й и позже, вплоть до 1976-го, - в 60 лет, как и мужчины. Введение II уровня пенсионной системы касается мужчин и женщин, родившихся после 1977 года (которым сейчас до 33 лет). Они выйдут на пенсию в 65 лет, как в Европе.

 Будет произведено введение корпоративных пенсионных фондов для лиц, выходящих на пенсию досрочно и получающих спецпенсии в связи с профессиями, связанными с риском для жизни (силовики, шахтеры, летчики).

 Третий этап (до конца 2014 года): массовое внедрение системы негосударственных пенсионных фондов. В них работник добровольно перечисляет часть заработка, эти деньги фонд пускает в оборот - кладет на депозит в коммерческие банки, покупает акции предприятий, драгметаллы и т.д., а проценты делятся между фондом и пенсионером. Правда, проценты будут нестабильными (в зависимости от доходности вложений) - как выше ставки по депозитам, так и ниже. Но зато пенсионер пожизненно получает дополнительную пенсию независимо от того, сколько он внес денег. Если после его смерти какая-то сумма останется, ее получат наследники [2].

Пенсионные проблемы характерны и для европейских стран. Так, в современной Германии пенсионный возраст общий для мужчин и женщин – 65 лет. Однако согласно принятому недавно закону, с 2012 года пенсионный возраст увеличен до 67 лет. В настоящее время пенсионный возраст в 60 лет установлен для работников полиции, пожарной службы, представителей судебных органов, для шахтеров (при условии 25 летнего стажа подземных работ). Средняя продолжительность жизни за 2010-2011 гг. составляет около 79,9 лет. Средняя пенсия - 1200 долларов США. Если немец за всю жизнь не наработает даже одного дня трудового стажа, ему все равно гарантирована пенсия в минимум 350 евро, но при этом такому пенсионеру еще и оплачивается жилье (56 кв. метров – норма площади на одного человека) и коммунальные услуги. В итоге немец после выхода на пенсию живет еще в среднем более 14 лет, получая при этом 1200 долларов ежемесячно [3].

Во Франции пенсионная реформа прошлого года была негативно воспринята, страна год пробыла в забастовках. При этом речь шла о том же, что и в Украине – увеличении пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Средняя продолжительность жизни французов – от 80,6 до 80,98 лет. Средняя пенсия порядка 800 долларов. Французы вносят в пенсионный фонд 16,35% от заработка, при этом работники и работодатели вносят эти суммы пополам. Размер пенсии устанавливается в 50% от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Минимальная пенсия – 6 тыс. евро в год. В итоге француз, после потрясшей страну реформы, все равно будет получать ежемесячно около 800 долларов.

В Великобритании пенсионный возраст повысили до 68 лет. Для работников пожарной службы и полиции пенсионный возраст – 60 лет. Пенсионная реформа так потрясла Британию, что в массовых акциях протеста в этом году приняли участие даже учителя, небастовавшие до того в этой стране 127 лет. 85% школ при этом были временно закрыты в связи с забастовками. Средняя продолжительность жизни в Великобритании превышает 79 лет. Средняя пенсия составляет 700 долларов. Работающий гражданин платит в пенсионный фонд 10% с заработка, работодатель добавляет от 3% до 10,2%. В итоге, пенсия британца достигает максимум 50% зарплаты (в Германии – 70%), и при этом государство гарантирует лишь минимальную пенсию. В итоге британец после реформы будет жить 11 лет, получая при этом ежемесячно 700 долларов.

Современная ситуация в Украине показывает следующее: принятием закона о пенсионной реформе происходит увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин в государственном секторе – до 62 лет. Средняя продолжительность жизни в Украине составляет для женщин – 74 года, для мужчин – 62 года. Минимальная пенсия с 1 апреля 2011 года составляет 764 грн. (менее 100 дол.). Средняя пенсия – приблизительно 147 долл. В итоге украинцы-мужчины могут прожить на пенсию в 147 долл. на протяжении 0 лет. При нынешних темпах роста цен и пенсий, последние никогда не догонят первых.

Из главных новаций можно отметить относительную «уравниловку»: депутаты приняли норму об ограничении максимального размера пенсии. Ее установили на уровне 10 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (в настоящее время — 7640 грн.). Правда, уже начисленные пенсии, которые превышают указанный уровень, ограничить не удалось.

Но настоящее структурное реформирование начнется только тогда, когда речь пойдет о внедрении второго, накопительного уровня пенсионного обеспечения. В законе прописаны все необходимые для этого параметры. Например, указано, что участниками обязательной накопительной системы будут лица, которым на дату ее внедрения исполнится не более 35 лет. Размер страхового взноса на первом этапе составит 2%, а затем будет ежегодно повышаться на 1%, пока не достигнет 7%. Однако внедрение накопительного уровня начнется только при условии бездефицитности Пенсионного фонда. Сейчас дефицит Фонда составляет 3,5% ВВП - это очень большая сумма, причем не только для Украины. В развитых странах мира с похожей демографической ситуацией соотношение пенсионных расходов к ВВП ниже в два-три раза.

 Принятый закон — это необходимое условие для проведения реформы. Его цель — сбалансирование бюджета Пенсионного фонда и сокращение его дефицита, а также установление адекватных условий пенсионного обеспечения для разных категорий граждан.

Возможен выход из «тени» определённой части денежных оборотов — пенсионная реформа мотивирует отказ работников от зарплаты в конвертах в пользу заключения с работодателями официальных трудовых договоров с записями в трудовую книжку для накопления трудового стажа. Работодатели должны будут отказаться от популярных сегодня схем уменьшения отчислений в пенсионный фонд.

На протяжении 5-ти ближайших лет уменьшится среднегодовое количество людей, пополняющих ряды пенсионеров, что положительно скажется на объёмах выплат пенсионного фонда. Кроме того, будут формироваться реальные предпосылки для разработки нормативной базы, мотивирующей инвестирование денег страховых компаний в экономику страны, а также открытие накопительных счетов гражданами, договоров страхования со страховыми компаниями сразу после заключения своего первого трудового договора, что окончательно отучит граждан надеяться на государство.

Однако, несмотря на все изменения, осталось еще масса нерешенных вопросов, таких как: перераспределение налоговой нагрузки между работником и работодателем (41,2% только на социальное страхование), размеры пенсий госслужащих, кроме того, для увеличения суммы страховых накоплений на пенсию молодые женщины будут больше думать о карьере, чем о рождении детей.

Необходимо принять ряд мер, чтобы избежать дефицитного бюджета, ослабить налоговый пресс на бизнес, детенизировать экономику, повысить уровень благосостояния значительной части населения, обуздать популизм как доминирующую политическую практику.

Список источников

1. В. Савелюшкин Перспективы пенсионной реформы - [Электронный ресурс]. – Режим доступа : [сылка более недоступна}

2. По материалам Кабинета министров Украины. «Слухи и правда о пенсионной реформе на Украине. Что ждет пенсионеров на Украине?» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}