| Каталог статей | 
| Садекова А.М., Такаджи А.Д. Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартовВ зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход. Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).МД=П+А, откуда П=МД-А. С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат. Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду). Поскольку  При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции: 
 где В - переменные затраты за единицу продукции. Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат. Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель 
 Средняя доля маржинального дохода в
выручке ( 
 После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид 
 Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия. Методика анализа рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели 
 Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель: 
 Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А). Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности): 
 Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели: 
 где Пб – балансовая сумма прибыли; ИК –
среднегодовая сумма инвестиционного капитала;  Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид 
 Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные. Литература 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. Изд.: Феникс, 2007. – 319с. 2. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с. 
 | 
 , то
, то . Данная формула успешно применяется тогда, когда
необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
. Данная формула успешно применяется тогда, когда
необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции. 
 
 ) в свою
очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки
(УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение
ставки маржинального дохода к цене):
) в свою
очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки
(УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение
ставки маржинального дохода к цене):
 ;
; ;
;
 
 
 - сумма
оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент
оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме
капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
- сумма
оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент
оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме
капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.