главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Есенбай Б.Е. –магистрант кафедры «Менеджмент» Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, Казахстан Система взаимодействия экономической и социальной эффективности производстваГлавным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики. Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. [1]. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем. Измерение эффективности социальной сферы требует использования особых качественных показателей развития каждой из отраслей этой сферы. Величина экономической эффективности обычно рассматривается в значительной степени, зависящей от ряда технических и технологических показателей. Данные показатели можно сгруппировать в категории сырьевой, технологической, технической и управленческой эффективности. Однако, наряду с этим, экономическая эффективность так же существенно зависит от показателей социальной эффективности. Социальная эффективность менеджмента, выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива. На практике эффективность менеджмента оценивают в основном при помощи экономических показателей. Однако такая односторонняя ориентация без учета сопряженных социальных результатов неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, в результате чего организациям и государству приходится тратить значительные дополнительные средства на ликвидацию (нередко частичную) вызванных этим последствий. [3]. Исчисление показателей эффективности менеджмента предполагает соотношение полученных результатов и произведенных затрат. При этом в качестве социальных результатов деятельности предприятий выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности и т. д. В качестве затрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха работающих и другие. Соотнесение указанных результирующих и затратных (ресурсных) факторов считаем некорректным, показатели социальной эффективности менеджмента не могут быть выражены через соотношение произведенных затрат (ресурсов) и полученных социальных результатов деятельности предприятий, так как: - многие социальные результаты управленческой деятельности находятся вне зависимости от материальных затрат; - произведенные затраты и полученные социальные результаты деятельности предприятий имеют, как правило, разные масштабы, измерители, опосредованную связь, стохастический характер; - согласно математической теории перестроек в перестроечных условиях зачастую отсутствует пропорциональность между прилагаемыми усилиями и результатами. В связи с этим целесообразно социальную эффективность менеджмента характеризовать только результирующими составляющими, без затратных (ресурсных). Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую, по нашему мнению, можно разбить на 4 группы. Прежде всего показатели, характеризующие условия труда работников организации: - морально-психологический климат; - уровень конфликтности в коллективе предприятия; - удовлетворенность работников своим трудом; - нервно-эмоциональная нагрузка; - удельный вес творческих операций; - уровень заболеваемости работников; - уровень травматизма работников; - обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническими помещениями; - температурный режим в рабочих помещениях; - освещенность рабочих мест; - напряженность, интенсивность труда; - уровень шума, запыленности помещений; - удельный вес нормируемых операций; - рациональность режимов труда и отдыха; - удельный вес неквалифицированного труда; - внутренняя культура в предприятии; - уровень механизации и автоматизации труда; - уровень компьютеризации административно-управленческого труда. К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников организации, можно отнести: - жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей; - обеспеченность детскими дошкольными учреждениями; - обеспеченность лечебными учреждениями; - обеспеченность культурно-просветительными учреждениями; - обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения; - уровень социальной активности работников; средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров. К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие: - общеобразовательный уровень работников; - профессиональный уровень работников; - уровень квалификации кадров; - уровень экономической грамотности кадров; - уровень правовых знаний работников; - уровень общей культуры работников. Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организацию и мотивацию труда, это: - дисциплина труда; - исполнительская дисциплина; - участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений); - уровень организации и оснащенности рабочих мест; - обеспеченность работников нормативной документацией; - материальное и моральное стимулирование работников; - трудовая активность работников; - соотношение формальных и неформальных структур. [2]. Приведенные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять динамические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механизации труда и др.) говорит о повышении социальной эффективности менеджмента, рост других (уровня заболеваемости работников, уровня конфликтности и др.) - о ее снижении. При этом можно производить сравнение фактически достигнутых показателей с базовыми, что позволяет реально представить степень социальных изменений в коллективе данного предприятия. Однако оценка социальных результатов нуждается в сравнении фактически достигнутых показателей с общественно необходимыми, отражающими требуемый уровень социального развития коллектива. Показатели социальной эффективности менеджмента определяют с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие - вообще не могут быть выражены количественно. Экономическая и социальная эффективность оказывают существенное влияние друг на друга. Для оптимизации производственной деятельности экономическая и социальная эффективность должны находиться в состоянии равновесия. Низкая социальная эффективность нарушает возможности эффективной работы предприятия, однако перегрев социальной составляющей так же сокращает производственные возможности, отвлекая средства от основной деятельности. Рост экономической эффективности должен сопровождаться соответствующим ростом эффективности социальной, пропорция которого определяется их сложившимся системным соотношением. Социальная эффективность коренным образом воздействует на такие важнейшие экономические и организационные вопросы как производительность труда, текучесть кадров, кадровый потенциал, качество выполняемых работ и т.п. При этом взаимодействие экономической и социальной эффективности представляет собой систему взаимовлияющих факторов и издержек. [4]. Таким образом, достижение высокой социальной эффективности положительно влияет как на экономическую эффективность работы конкретного предприятия, так и на стабильность и достаток в обществе в целом. Литература 1. Шкода Р.В. Выгоды и издержки перехода рабочих коллективов к большему участию в управлении // Актуальные проблемы российской экономики на современном этапе. Сборник научных трудов. - Волгоград., 2000. - С. 63-66. 2. Осадчая Г. Социальная сфера: методология анализа и управления // Общество и экономика. - 2000. - №9-10. - С. 8-29 3. www.strategplann.ru 4. Раяцкас Р.Л. Суткайтис В.П. Социально-экономическая эффективность производства. - М.: Наука, 1984. - 188 с. |