Каталог статей

Януш Н. С.

Особенности инвестиционной политики предприятия в Российской Федерации на современном этапе

Инвестиционная политика предприятия представляет собой один из важнейших рычагов воздействия на экономику государства. На фоне нестабильности мировой экономической ситуации в целом и отечественных рыночных отношений в частности эффективность практической реализации инвестиционной политики хозяйствующих субъектов РФ приобретает всё большую актуальность, что и повлияло на выбор темы данной статьи.

Целью проводимого исследования является определение особенностей современной инвестиционной политики российских предприятий.

Объектом исследования выступают основные показатели инвестиционной деятельности в РФ, тенденции, проблемы и перспективы развития.

В экономической литературе встречаются несколько определений инвестиционной политики предприятия. Согласно одному из наиболее точных, инвестиционная политика предприятия представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.[1]

Основная цель инвестиционной политики предприятий и организаций заключается в наиболее эффективном вложении капитала. Для её достижения применяются меры по организации благоприятного режима деятельности отечественных и иностранных инвесторов, включающие в себя привлечение государственной поддержки, анализ состояния рынка, минимизацию рисков, технологическое развитие организации, увеличение прибыльности и эффективности инвестиционных предложений.[2]

При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ, закрепленных за статьей 11 «Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме того следует учитывать показатели финансовой устойчивости предприятия, структуру портфельных и реальных инвестиций, являющихся основой процесса разработки инвестиционной политики организации, надёжность, дешевизну, эффективность источников и методов финансирования инвестиций, инфляцию и другие факторы риска.[3]

Статистические данные за период 2007-2011 гг. по основным показателям инвестиционной деятельности дают представление о структуре финансовых вложений организаций и их инвестиций в нефинансовые активы, что позволяет судить об активности предприятий на рынке ценных бумаг, а также в воспроизводстве основных средств, участии в развитии инновационных нематериальных активов и других объектов инвестирования.

Динамика финансовых вложений демонстрирует тенденцию роста примерно на 40% 2008 года по отношению к 2007. В 2009 году этот показатель по сравнению с 2008 годом снизился на 14%, что объясняется последствиями кризиса. Одновременно с этим с мая 2008 года до февраля 2009 года индекс самой крупной фондовой биржи РТС снизился почти в пять раз. В 2010 году финансовые вложения выросли на целых 86%, что, впрочем, можно объяснить и повысившейся инфляцией. Однако именно в 2010 году фондовый рынок стал восстанавливаться.  Рост индекса ММВБ наблюдался практически в течение всего года, за исключением летних месяцев. В период с октября по ноябрь 2010 года индекс ММВБ вырос почти на 40 пунктов, хотя в некоторые дни наблюдался некоторый спад деловой активности. Наконец, в первом полугодии 2011 года прирост по сравнению с первым полугодием 2010 года составил 48%, что оправдало прогнозы европейских и российских аналитиков, предсказывавших рост рынка ценных бумаг в 2011 году на 20 %.[4]

В структуре финансовых вложений за период 2007-2011 гг. основную долю составляют краткосрочные финансовые вложения, в составе которых значительное место занимают финансовые вложения по предоставленным займам (в среднем за период 2007-2010 гг. 11,9%).

Структура вложений организаций в нефинансовые активы характеризуется преобладанием доли инвестиций в основной капитал, составляющей в среднем около 99% от общей суммы нефинансовых активов за анализируемый период 2007-2011 гг. Важно обратить внимание на динамику инвестиций в основной капитал, которую в целом можно определить как положительную, за исключением показателей посткризисного 2009 года. Прирост вложений в нефинансовые активы 2008 года к 2007 составил 9,9%; в 2009 году этот показатель снизился до 7976 млрд. руб. с 8781,6 млрд. руб. в 2008 г., что составило -15,7%. Но уже в 2010 году наблюдался рост на 6% по сравнению с 2009 годом.[5]

Учитывая низкий уровень инвестиционных потоков и продолжающееся восстановление рынка инвестиций, роль государства (что традиционно для России) остается определяющей. Однако государственные инвестиции зачастую носят некоммерческий характер; это объясняется их направленностью на поддержание, прежде всего, социального прогресса общества и устойчивого экономического роста в масштабах всей страны.

В связи с этим у российских предприятий возникает потребность в привлечении интереса частных иностранных компаний, причем не просто в виде капитала, а как вложений, сопровождающихся передачей новейших технологий, созданием хорошо оплачиваемых рабочих мест.[6]

А заинтересован ли иностранный инвестор вкладывать средства в российскую экономику?

Обратимся к макропоказателям.

Американский исследовательский центр «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) совместно с газетой The Wall Street Journal выпустили Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) на 2012 год. Исследование охватывает 183 страны, распределенные по 179 местам. Россия в 2012 году оказалась на 144 месте; в 2011 году ей присваивалось 143 место в списке стран с преимущественно несвободной экономикой.[7] По данным Национального Рейтингового Агентства (НРА) за вторую половину 2011 года в рейтинге 212 стран с наиболее и наименее благоприятными условиями для инвестирования Россия занимает 130 место, соседствуя с такими государствами как Пуэрто-Рико и Кыргызстан.[8]

Стоит отметить, что ни один рейтинг не может абсолютно объективно отражать все стороны инвестиционного климата, однако именно через такую призму международного сравнения мир воспринимает экономику отдельно взятого государства, в том числе и РФ, инвестиционная картина которой по итогам 2011 года выглядит отнюдь не утешительно для российских предприятий.

Таким образом, нынешние макропоказатели вряд ли привлекут должное внимание зарубежного инвестора. Кроме того, проблемы коррупции, неэффективного госуправления и слаборазвитых институтов теперь резко выступают на первый план.

По словам спикера Госдумы VI созыва Сергея Нарышкина, в Россию до сих пор не поступал объем инвестиций, соответствующий ее масштабам. Рекомендуется сбалансировать увеличение объема иностранных инвестиций и привлечение их в высокотехнологичные отрасли. Учитывая то, что центр тяжести интересов крупных инвесторов постепенно смещается от нефте-, газо- и металлодобычи на отрасли информационных технологий, капитал из-за рубежа должен повышать интерес к российской инновационной продукции. [9]

Но не стоит забывать, что в погоне за активностью зарубежного инвестора можно создать угрозу инвестиционной безопасности российской экономики. Российские предприятия постепенно могут попасть   необратимую зависимость от зарубежных инновационных разработок. Причина - преобладание машинотехнической продукции в российском импорте из экономически развитых стран. Покупая зарубежное оборудование, зачастую несоответствующее мировым образцам, РФ поддерживает модернизацию производства в более развитых странах, а сама теряет свою конкурентоспособность, подрывая тем самым инвестиционную безопасность отечественных предприятий.[10]

Как же повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, не упуская при этом из видимости вопросы инвестиционной безопасности?

Доверие любого зарубежного и отечественного инвестора будет восстановлено с появлением прогнозируемой государственной финансово-экономической политики, стабильного согласованного законодательства как элемента системы гарантий для привлечения инвестиций. Крайне важно повысить уровень прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов, улучшить качество информации, предоставляемой ими участникам рынка. Каждый этап реализации инвестиционного проекта независимо от направления деятельности должен полностью контролироваться инвестором. Данный подход в сочетании с внедрением системы инвестиционной безопасности естественным образом повысит инвестиционный рейтинг предприятий, что скажется на конкурентных преимуществах и устойчивом экономическом развитии всей страны в целом.[11]

Несмотря на вышеперечисленные трудности и недостатки реализации инвестиционной политики в РФ, государством предпринимаются активные попытки улучшения инвестиционного климата. В настоящее время внедряется   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 (ред. от 08.08.2009), которая впервые за постсоветские годы демонстрирует готовность власти взять в свои руки стратегическую инициативу и поддержать интересы российского бизнеса. Продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. Планируется создать единую национальную систему аккредитации, упрощающей допуск новых товаров на рынки. Кроме того правительство подготовило пакет законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологии и введение пониженных ставок страховых взносов для сектора информатизационных технологий.[12]

Итак, являясь неотъемлемым элементом экономической политики государства, инвестиционная политика предприятий становится сегодня основой стабилизации экономического развития страны, что особенно актуально на фоне мирового экономического кризиса и намерении РФ вступить в ВТО. Многочисленные структурные проблемы, особенно остро сказавшиеся на сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, создают угрозу инвестиционной безопасности. Россия, по мнению экспертов, представляет собой слишком зависимую от мировой конъюнктуры страну. Поэтому государство обязано создать все необходимые условия для того, чтобы улучшить российскую предпринимательскую среду и инвестиционный климат России в целом.

Таким образом, в ходе исследования выявлены следующие основные особенности современной инвестиционной политики предприятий в РФ:

1. Рынок инвестиций в стране продолжает восстанавливаться, активно привлекаются иностранные инвестиции, причем особый интерес инвестора вызывают высокотехнологичные отрасли;

2. Роль государства в развитии инвестиционной политики предприятий остается определяющей, однако объемы господдержки недостаточны – может возникнуть ситуация зависимости от иностранных инвесторов, что создает угрозу инвестиционной безопасности российской экономике;

3. Сохраняется низкий уровень инвестиционной привлекательности, что негативно сказывается на конкурентных преимуществах российских предприятий и устойчивом экономическом развитии всей страны в целом.

Для решения основных проблем развития инвестиционной деятельности в РФ осуществляются следующие меры:

1. Внедряется   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, направленная на поддержание развития отечественного инвестора и улучшение инвестиционного климата страны;

2. Продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики;

3. Планируется создание налоговых и страховых стимулов для инвестиций в высокие технологии.

Эти и другие меры позволят выйти российской экономике на новый качественный уровень, что благотворно повлияет на репутацию и финансовые показатели многих компаний нашей страны как в пределах РФ, так и на международной арене.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций - СПб: Питер, 2001. - 224 с.: ил. - (Серия «Ключевые вопросы»)

2. Финансы организаций (предприятий) под ред. Колчиной Н.В. 2007, 4-е изд., - 383с.

3. Попков В.П., Семенов В.П. Указ. соч.

4. Официальный сайт MarketPublishers.ru. Маркетинговые исследования и аналитические обзоры рынков, 2006-2012 гг. [сылка более недоступна}

5. Россия в цифрах - 2011 г. Федеральная служба государственной статистики.([сылка более недоступна}

6. Мальщукова О. М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе [Текст] / О. М. Мальщукова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  — М.: РИОР, 2011. — С. 38-40.([сылка более недоступна}

7. Центр гуманитарных технологий. Гуманитарное развитие в России и за рубежом. Экспертно-аналитический портал.  2002–2012.   ([сылка более недоступна}

8. РБК. Рейтинг. 1995-2012. ([сылка более недоступна}

9. Официальный сайт ежедневной деловой газеты «РБК daily», 2010. ([сылка более недоступна}

10. Официальный сайт ОАО «Банк Москвы», 2001—2012. Стратегия 2011. ([сылка более недоступна}

11. В. Шаров. «Пробизнесконсалтинг». Аналитика. 2008 ([сылка более недоступна}

12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») ([сылка более недоступна}