Каталог статей

Стрыгина К.В.

Оценка инвестиционной активности регионов после вступления России в ВТО

В России выбрана модель долгосрочного развития: инновационная социально-ориентированная экономика, которая отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. [5], а на региональном уровне, например в программе «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» [3].

Приоритетные направления стимулирования и поддержки развития инновационной деятельности в России включают:

· прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора;

· предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

· поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;

· усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития и т.д.[5].

В России доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства – (1,9%). В сравнении с другими европейскими странами этот показатель, не существенен: в Швеции – 5,4 процента, в Финляндии – 3,9 процента, в Германии – 3,4 процента [5].

Правительство России всячески стремится диверсифицировать экономику страны и избавить ее от зависимости от природных ресурсов, с помощью членства в ВТО, что может улучшить доступ российских товаров на мировые рынки, усовершенствовать бизнес-климат, что привлечет намного больше долгосрочных иностранных инвестиций [2]. Например, Китай продемонстрировал образец того огромного толчка в плане привлечения иностранных инвестиций, который можно получить от членства в ВТО – из-за роста уверенности в деловом климате страны [6].

Анализ влияния ВТО на инвестиционно–инновационное развитие экономики отдельных регионов, на примере Республики Татарстан показал, что только ведущий сектор - нефтехимия, выигрывает от вхождения в ВТО, открыв новые перспективы реализации продукции и сырья.

Республика Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», технополис «Химград», 4 индустриальных парка, 9 технопарков, а также 6 инвестиционных и венчурных фондов [3]. Тем не менее, после вступления России в ВТО под вопросом окажется особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»: ее концепции могут вступить в противоречие с правилами ВТО по промышленному субсидированию. Так как администрация ОЭЗ по согласованию с Правительством РФ может устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны или исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).

Оценка остальных отраслей экономики региона  показала, что для дальнейшего развития инновационной деятельности необходимы производственные технологии, требующие больших финансовых вложений, но без которых российский рынок товаров – слабый конкурент в рамках ВТО.В Республике Татарстан только отрасль машиностроения нуждается в полной модернизации производства (износ основных фондов отрасли превышает 80 %). На сегодняшний день Республика делает акцент на инновационном развитии, создав инвестиционные, венчурные и др. фонды для поддержания малого и среднего предпринимательства. Республика привлекает большое количество инвесторов для строительства новых и совместных производств по переработке сырья, производству готовой продукции, предоставлению услуг и т.д.  Также существуют гранты, субсидии и различные программы для обеспечения модернизации устаревшего производства. Снижение и отмена импортных пошлин на технологическое оборудование при членстве в ВТО, позволит ограниченному числу предприятий ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции. Однако стоит учесть фактор коррупции и административного ресурса при входном контроле распределения грантов, который отсекает огромное количество заявок на субсидии со стороны правительства. Таким образом,  только некоторые предприятия способны привлечь ресурсы для комплексной модернизации. А значит, в выигрыше от вступления в ВТО окажутся только крупные или градообразующие компании, а малые и средние компании даже со вступлением в ВТО окажутся вне глобальной экономики.

Следует отметить, что при условии соблюдения всех правил ВТО, нельзя будет реализовать Стратегию развития автомобильной промышленности, по которой к 2020 году 80% продаваемых в России машин должны производиться внутри страны [6], т.е.  перестанет получать господдержку ОАО «КАМАЗ», который только за последние два года был дотирован на десятки миллиардов рублей.

В остальных секторах, в агропромышленном секторе, конкуренция приведет к снижению уровня цен и увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций [1]. В связи с этим ожидается значительное падение рентабельности бизнесов региональных предприятий и снижение их конкурентоспособности.

Глобально, Россия ведет только переговоры по условиям и обязательствам перед ВТО, до сих пор, во всей программе вступления в ВТО нет программы структурных шагов, которые могли бы как-то изменить экономическую ситуацию в России [2].

Поэтому, с вступлением в ВТО у организаций будет несколько путей развития: переход под контроль управления западными компаниями, утечка ресурсов, уменьшение производства или полное прекращение работы некоторых производственных компаний, снижение монополии, упадок обрабатывающей промышленности (в силу несоответствия международному  качеству и технологического отставания).

Список использованной литературы

1. Ерохин В.Л. Вступление России в ВТО: новые вызовы для сельского хозяйства // Российское предпринимательство. – 2010. № 12-1.

2. Медведков М.Ю.: вопросы по теме ВТО. Комитет РССП по торговой политике и  ВТО URL: [сылка более недоступна} (дата обращения: 02.03.12);

3. Презентационные материалы о Республике Татарстан. Систем. требования Adobe Reader: URL:[сылка более недоступна}

4. Россия вступает в ВТО: плюсы и минусы //Деловой Петербург. СПб: Бонниер Бизнес Пресс. – 2010. № 12;

5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. // mon.gov.ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf (дата обращения: 08.12.2011);

6. Юдаева К.,  Бессонова Е.,  Козлов К.,  Иванова Н.,  Соколов Д.,  Белов Д. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод / Рабочие материалы Московского Центра Карнеги. – 2003. № 3. URL: [сылка более недоступна}