Каталог статей

Дадова М.Т, Хочуева З.М.

Регион как экономическая система

Регион как экономическая система является неотъемлемой частью воспроизводственного комплекса, поскольку именно в регионе осуществляется полный цикл воспроизводства трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, хозяйственных связей и отношений. Оптимизация региональных экономических процессов обусловливает анализ путей, способов и методов государственного регулирования развития экономики регионов, включая процессы федерализации фискальных, денежно – кредитных и других экономических отношений. Процесс регионализации российской экономики предполагает формирование системы управления с учетом ряда вопросов, решаемых регионами.

Разнообразие природных, геополитических, национальных, культурных и иных условий в регионах России осложнилось дезинтеграционными процессами, при углублении кризисной ситуации в экономике. Вышеперечисленное стало одной из основных  причин того, что за последние годы товарный оборот между субъектами Федерации сократился в 5 раз, а оставшиеся экономические связи на 80 % осуществляются через бартер и взаимозачеты. Возникло противоречие: с одной стороны, формирующаяся рыночная экономика объективно требует единого экономического пространства, емких рынков, а с другой – субъективная разделенность  и самостоятельность регионов тормозят интеграционные процессы.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в нашем обществе необходима эффективная долгосрочная региональная экономическая политика. Главной проблемой формирования региональной экономической политики является выбор региональных приоритетов, а в ее реализации – разработка региональных программ. В этом контексте возникает необходимость осмысления современного состояния региональной экономики, в том числе Кабардино-Балкарской республики, становления региональной экономики, формирования собственной производительной базы и источников финансово – кредитных ресурсов развития.

Современная экономическая ситуация, сложившаяся в КБР диктует необходимость активизации структурной перестройки всей ее экономики. В этих целях необходимо использовать инструменты инвестиционной политики, представляющей собой  многоуровневую систему. Среди этих инструментов: федеральные и территориальные целевые программы, совершенствование нормативно-правовой базы, инвестиционные проекты и другие инструменты в увязке с ограничениями, налагаемыми требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно-ресурсного потенциала.

В условиях структурного преобразования производства на уровне региона одной из основных задач инвестиционной деятельности является создание новых рабочих мест как одного из направлений перераспределения и обеспечения занятости населения, и в особенности его сельской части. При формировании политики перспективного развития территорий необходимо достигать органического единства целей федеральных и региональных  инвестиционных программ с определением источников их финансирования.

Практическое решение этих вопросов предполагает разработку нормативно-правовых актов в области инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика должна обеспечивать устранение ограничений, препятствующих свободному межрегиональному притоку капитала, стимулировать его приток в экономику республики. Основная роль в этом должна принадлежать республиканским органам государственной власти и управления, которые в пределах своей компетенции, используя имеющиеся в их распоряжении экономические рычаги (прежде всего налоговые),  способны повышать инвестиционную привлекательность для негосударственных инвесторов.

Местные органы должны обеспечить условия для развития инвестиционных структур на их территории, поскольку приближение финансовых институтов к потенциальным объектам приложения капитала способно повысить степень их информированности и заинтересованности в повышении инвестиционной активности.

Современная экономическая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике во многом определяется и  историческими особенностями развития ее хозяйственного комплекса. В последние годы наблюдается тенденция целенаправленной реализации политики повышения инвестиционной привлекательности региона.

В этих рамках  в Кабардино-Балкарской Республике разработан целый комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. В соответствии с законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 года № 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики" в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики, могут применяться различные меры государственной поддержки.

В целях осуществления сбалансированной политики в области инвестиционной деятельности, а также реализации мероприятий по предоставлению мер государственной поддержки создана необходимая инфраструктура.

Для координации деятельности по реализации инвестиционной политики и содействию инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике создан коллегиальный совещательный орган - Совет при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям.

Одной из самых эффективных мер, предусмотренных инвестиционным законодательством и реализуемых в КБР, является предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций. Так, к концу первого полугодия 2011 года восьми крупным предприятиям республики предоставлены льготы по налогу на имущество для реализации девяти инвестиционных проектов в объеме 16955 млн. рублей. В рамках данных проектов будет создано более двух тысяч рабочих мест. Готовится предложение по внесению изменений в порядок предоставления налоговых льгот, что позволит оптимизировать механизм предоставления данной меры государственной поддержки [1].

Министерство экономического развития и торговли КБР разработало республиканскую целевую программу «Повышение инвестиционной привлекательности КБР на 2012-2015 годы». Согласно только пессимистическому прогнозу предполагается, что реализация программы позволит увеличить валовой региональный продукт до 125,1 млрд. рублей, а объем инвестиций в основной капитал – до 31,3 млрд. рублей в год, сократить уровень безработицы до 7,9 процента, увеличить среднюю заработную плату до 20 тыс. рублей.

Подписано Соглашение о создании на территории Черекского, Чегемского и Эльбрусского муниципальных районов КБР без проведения конкурса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Правительство КБР приняло предложения о включении в нее горно-рекреационного комплекса «Джилы-Су», расположенного в Зольском районе.

ОАО «Курорты Северного Кавказа» проведены и представлены расчеты по созданию инфраструктуры на территории туристско-рекреационного комплекса «Безенги» в Черекском и Чегемском районах.

Кроме того, между Министерством регионального развития РФ, Правительством КБР и ООО «Завод чистых полимеров «Этана» подписано инвестиционное соглашение о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта «Создание завода по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) пищевого и текстильного назначения производственной мощностью 486 тыс. тонн в год». На создание объектов инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета КБР и средств Инвестиционного фонда РФ выделено 1,5 млрд. рублей [2].

С целью привлечения инвестиций в районы, городские и сельские поселения республики органами муниципальных образований ведется активная деятельность. Муниципалитеты наделены полномочиями по принятию такого рода решений. Так, программа «Лучшая бизнес-идея», которая до сих пор проводилась на уровне Министерства экономического развития и Совета по предпринимательству при Президенте КБР, теперь ведется муниципальными образованиями, и решения о поддержке молодых бизнесменов принимаются на местах. Однако пока потенциал муниципалитетов не раскрыт в полную силу.  

В сфере правового обеспечения и формирования благоприятного правового климата для инвестиционной деятельности в КБР за последние 2,5 года была проведена активная законотворческая работа. Так, принят закон КБР «О государственно-частном партнерстве КБР», предусматривающий привлечение частного капитала в государственный сектор, что считается положительным для республики фактором, даже при отсутствии базового федерального закона о государственно-частном партнерстве, поскольку его наличие указывает на стремление КБР к созданию благоприятной среды для частных инвесторов. Также необходимо системно демонстрировать эффективное взаимодействие всех государственных структур и субъектов инвестиционной деятельности,  взаимодействие органов исполнительной власти КБР между собой, органов местного самоуправления по сопровождению проектов в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций с оказанием всесторонней помощи, профессиональных оперативных консультаций. Для инвесторов фактор государственной финансовой  помощи не является главным в улучшении инвестиционного климата в субъектах, для них важнее организационные формы поддержки со стороны власти. Здесь главную роль, безусловно, должно сыграть Агентство инвестиций  и развития КБР, предусмотрев в прямом смысле закрепление за каждым инвестором сотрудника Агентства для решения его проблем, в том числе задействовав и административный ресурс. Необходимо отметить, что с созданием Агентства увеличились возможности для устойчивого и динамичного развития приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике. В компетенцию данной структуры входит организация инвестиционного процесса путем разработки и реализации мероприятий по формированию инвестиционно-привлекательного имиджа республики и привлечению внебюджетных инвестиций в экономику [3]. 

В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день Кабардино-Балкарская Республика является одним из привлекательных регионов с точки зрения предоставляемых преференций инвесторам на территории региона. В целях повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также формирования благоприятного имиджа официальные представители республики участвуют в различных межрегиональных и международных форумах, выставках и ярмарках, что свидетельствует об активной социально-экономической позиции республики на мировой арене.

Таким образом, исследования подтверждают вывод о том, что возможности наращивания объемов и формирования эффективных механизмов инвестирования определяют темпы позитивных преобразований отраслевой экономики региона.

Литература:

1. Урусмамбетова Б., Как привлечь и эффективно использовать инвестиции // газета «Кабардино-Балкарская Правда» - 2012. - №3.

2. [сылка более недоступна}

3. [сылка более недоступна}